Рабочая программа Математика 5 и 6 класс (УМК Козлова С.А., Рубин А.Г)
Рабочая программа Математика 5 и 6 класс (УМК Козлова С.А., Рубин А.Г)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5 - 9 классов авторов С.А. Козловой, А.Г.Рубина и др. Данная программа по математике является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса математики. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определенных во ФГОС личностных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Математика 5 и 6 класс (УМК Козлова С.А., Рубин А.Г) »
Рабочая программа по предмету «Математика» для основной школы
МБОУ «Калининская СОШ»
5–9-й классы
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов С.А. Козловой, А.Г. Рубина, В.Н. Гераськина, В.А. Гусева, П.В. Чулкова.
I. Пояснительная записка
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.
Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как всё больше специальностей связано с непосредственным применением математики. Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач основной учебной деятельности на уроках математики развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать, самостоятельны решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Содержание математического образования в основной школе формируется на основе фундаментального ядра школьного математического образования. В программе оно представлено в виде совокупности содержательных разделов, конкретизирующих соответствующие блоки фундаментального ядра применительно к основной школе. Содержание математического образования применительно к основнойшколе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика', геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития обучающихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия — «Логика» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.
Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Цель содержания раздела «Геометрия» — развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100».
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса математики.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
II. Нормативно-правовая база образовательной программы:
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273;
Типовое положением об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 19.03.2001, № 196);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерная основная образовательная программа ООО А.М.Кондакова.
Примерные программы по учебным предметам;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013 – 2014;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Устав МБОУ «Калининская СОШ»;
Программа развития школы;
Локальные акты школы.
III. Общая характеристика учебного предмета «Математика»
Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней составляет описание непрерывного курса математики с 1-го по 9-й класс общеобразовательной школы.
В основе содержания обучения математике лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной, организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены главные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Математика».
Предметная компетенция. Под предметной компетенцией понимается осведомлённость школьников о системе основных математических представлений и овладение ими необходимыми предметными умениями. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Под коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и чётко излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог, воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая её критическому анализу, отстаивать (при необходимости) свою точку зрения, выстраивая систему аргументации. Формируются образующие эту компетенцию умения, а также умения извлекать информацию из разного рода источников, преобразовывая её при необходимости в другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Под организационной компетенцией понимается сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать её на составные части, на которых будет основываться процесс её решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме, легко доступной для восприятия других людей.
Общекультурная компетенция. Под общекультурной компетенцией понимается осведомленность школьников о математике как элементе общечеловеческой культуры, её месте в системе других наук, а также её роли в развитии представлений человечества о целостной картине мира. Формируются следующие образующие эту компетенцию представления: об уровне развития математики на разных исторических этапах; о высокой практической значимости математики с точки зрения создания и развития материальной культуры человечества, а также о важной роли математики с точки зрения формировании таких важнейших черт личности, как независимость и критичность мышления, воля и настойчивость в достижении цели.
IV. Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается с 5-го по 9-й класс в виде следующих учебных курсов: 5–6 класс – «Математика», 7–9 класс – «Алгебра» и «Геометрия». Общее количество уроков в неделю с 5 по 9 класс составляет 25 часов (5–6 класс – по 5 часов в неделю, 7–9 класс – алгебра по 3 часа в неделю, геометрия – по 2 часа в неделю.)
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Математика»
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования
В личностном направлении:
ЛР1- ответственное отношение к учению;
ЛР2- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
ЛР3- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
ЛР4- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
ЛР5- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
ЛР6- формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
ЛР7- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
ЛР-первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
ЛРР9-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
ЛР11- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
В метапредметном направлении:
МР1- формулировать и удерживать учебную задачу;
МР2- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
МР3-планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
МР4- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
МР5- составлять план и последовательность действий;
МР6- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
МР7- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
МР8- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
МР9- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
МР10- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
МР11- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
МР12-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
МР13- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
МР14- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
МР15- использовать общие приёмы решения задач;
МР16- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
МР17- осуществлять смысловое чтение;
МР18- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
МР19- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
МР20-понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
МР21- понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
МР22- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
МР23- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
МР24- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
МР25-видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
МР26- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
МР27- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
МР28- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
МР29-интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
МР30-оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
МР31- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
МР32- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
МР33- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
МР34- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
МР35- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
МР36- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
В предметном направлении:
ПР1-работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
ПР2- владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
ПР3- выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
ПР5- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
ПР6- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
ПР7- знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
ПР8- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
ПР9- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
ПР10- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
VI. Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие умения.
5-й класс
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание:
названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счётная единица;
названия и последовательность разрядов в записи числа;
названия и последовательность первых трёх классов;
сколько разрядов содержится в каждом классе;
соотношение между разрядами;
сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
как устроена позиционная десятичная система счисления;
единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;
функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).
Выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях; выполнять проверку правильности вычислений;
выполнять умножение и деление с 1 000;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;
раскладывать натуральное число на простые множители;
находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
решать простые и составные текстовые задачи;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
читать информацию, записанную с помощью линейных, столбчатых и круговых диаграмм;
строить простейшие линейные, столбчатые и круговые диаграммы;
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
- создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
6-й класс
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
десятичных дробях и правилах действий с ними;
отношениях и пропорциях; основном свойстве пропорции;
прямой и обратной пропорциональных зависимостях и их свойствах;
процентах;
целых и дробных отрицательных числах; рациональных числах;
правиле сравнения рациональных чисел;
правилах выполнения операций над рациональными числами; свойствах операций.
– Сравнивать десятичные дроби;
выполнять операции над десятичными дробями;
преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную и наоборот;
округлять целые числа и десятичные дроби;
находить приближённые значения величин с недостатком и избытком;
выполнять приближённые вычисления и оценку числового выражения;
делить число в данном отношении;
находить неизвестный член пропорции;
находить данное количество процентов от числа и число по известному количеству процентов от него;
находить, сколько процентов одно число составляет от другого;
увеличивать и уменьшать число на данное количество процентов;
решать текстовые задачи на отношения, пропорции и проценты;
сравнивать два рациональных числа;
выполнять операции над рациональными числами, использовать свойства операций для упрощения вычислений;
решать комбинаторные задачи с помощью правила умножения;
геометрических местах точек; биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек;
определении параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых;
аксиоме параллельности и её краткой истории;
формуле суммы углов треугольника;
определении и свойствах средней линии треугольника;
теореме Фалеса.
Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;
находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство;
устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых;
применять теорему о сумме углов треугольника;
использовать теорему о средней линии треугольника и теорему Фалеса при решении задач;
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
8-й класс.
Алгебра
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
алгебраической дроби; основном свойстве дроби;
правилах действий с алгебраическими дробями;
степенях с целыми показателями и их свойствах;
стандартном виде числа;
функциях , , , их свойствах и графиках;
понятии квадратного корня и арифметического квадратного корня;
свойствах арифметических квадратных корней;
функции , её свойствах и графике;
формуле для корней квадратного уравнения;
теореме Виета для приведённого и общего квадратного уравнения;
основных методах решения целых рациональных уравнений: методе разложения на множители и методе замены неизвестной;
методе решения дробных рациональных уравнений;
основных методах решения систем рациональных уравнений.
Сокращать алгебраические дроби;
выполнять арифметические действия с алгебраическими дробями;
использовать свойства степеней с целыми показателями при решении задач;
записывать числа в стандартном виде;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
строить графики функций , , и использовать их свойства при решении задач;
вычислять арифметические квадратные корни;
применять свойства арифметических квадратных корней при решении задач;
строить график функции и использовать его свойства при решении задач;
решать квадратные уравнения;
применять теорему Виета при решении задач;
решать целые рациональные уравнения методом разложения на множители и методом замены неизвестной;
решать дробные уравнения;
решать системы рациональных уравнений;
решать текстовые задачи с помощью квадратных и рациональных уравнений и их систем;
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
8-й класс.
Геометрия
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
определении параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата; их свойствах и признаках;
определении трапеции; элементах трапеции; теореме о средней линии трапеции;
определении окружности, круга и их элементов;
теореме об измерении углов, связанных с окружностью;
определении и свойствах касательных к окружности; теореме о равенстве двух касательных, проведённых из одной точки;
определении вписанной и описанной окружностей, их свойствах;
определении тригонометрические функции острого угла, основных соотношений между ними;
приёмах решения прямоугольных треугольников;
тригонометрических функциях углов от 0 до 180°;
теореме косинусов и теореме синусов;
приёмах решения произвольных треугольников;
формулах для площади треугольника, параллелограмма, трапеции;
теореме Пифагора.
Применять признаки и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата при решении задач;
решать простейшие задачи на трапецию;
находить градусную меру углов, связанных с окружностью; устанавливать их равенство;
применять свойства касательных к окружности при решении задач;
решать задачи на вписанную и описанную окружность;
выполнять основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки;
находить значения тригонометрических функций острого угла через стороны прямоугольного треугольника;
применять соотношения между тригонометрическими функциями при решении задач; в частности, по значению одной из функций находить значения всех остальных;
решать прямоугольные треугольники;
сводить работу с тригонометрическими функциями углов от 0 до 180° к случаю острых углов;
применять теорему косинусов и теорему синусов при решении задач;
решать произвольные треугольники;
находить площади треугольников, параллелограммов, трапеций;
применять теорему Пифагора при решении задач;
находить простейшие геометрические вероятности;
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
9-й класс.
Алгебра
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
свойствах числовых неравенств;
методах решения линейных неравенств;
свойствах квадратичной функции;
методах решения квадратных неравенств;
методе интервалов для решения рациональных неравенств;
методах решения систем неравенств;
свойствах и графике функции при натуральном n;
определении и свойствах корней степени n;
степенях с рациональными показателями и их свойствах;
определении и основных свойствах арифметической прогрессии; формуле для нахождения суммы её нескольких первых членов;
определении и основных свойствах геометрической прогрессии; формуле для нахождения суммы её нескольких первых членов;
формуле для суммы бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем, меньшим по модулю единицы.
Использовать свойства числовых неравенств для преобразования неравенств;
доказывать простейшие неравенства;
решать линейные неравенства;
строить график квадратичной функции и использовать его при решении задач;
решать квадратные неравенства;
решать рациональные неравенства методом интервалов;
решать системы неравенств;
строить график функции при натуральном nи использовать его при решении задач;
находить корни степени n;
использовать свойства корней степени nпри тождественных преобразованиях;
находить значения степеней с рациональными показателями;
решать основные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии;
находить сумму бесконечной геометрической прогрессии со знаменателем, меньшим по модулю единицы;
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
9-й класс.
Геометрия
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
признаках подобия треугольников;
теореме о пропорциональных отрезках;
свойстве биссектрисы треугольника;
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
пропорциональных отрезках в круге;
теореме об отношении площадей подобных многоугольников;
свойствах правильных многоугольников; связи между стороной правильного многоугольника и радиусами вписанного и описанного кругов;
определении длины окружности и формуле для её вычисления;
формуле площади правильного многоугольника;
определении площади круга и формуле для её вычисления; формуле для вычисления площадей частей круга;
правиле нахождения суммы и разности векторов, произведения вектора на скаляр; свойства этих операций;
определении координат вектора и методах их нахождения;
правиле выполнений операций над векторами в координатной форме;
определении скалярного произведения векторов и формуле для его нахождения;
связи между координатами векторов и координатами точек;
векторным и координатным методах решения геометрических задач.
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
VII. Содержание учебного предмета «Математика»
5-й класс
Математика (170 часов)
Повторение, обобщение и систематизация материала, изученного в начальной школе.
Понятие натурального числа, числовой луч, координата точки на луче, десятичная система счисления. Чтение и запись чисел. Классы и разряды. Сравнение чисел. Арифметические операции. Устные и письменные приёмы вычислений. Понятие дробного числа. Сравнение дробей с одинаковыми числителями либо с одинаковыми знаменателями. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Какую часть одно число составляет от другого. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Вычисление значений числовых выражений (со скобками и без них) на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических операций.
Делимость натуральных чисел.
Свойства делимости. Признаки делимости. Простые и составные числа. Делители и кратные. Разложение на простые множители. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное; методы их нахождения.
Обыкновенные дроби.
Понятие дроби. Нахождение части от целого и целого по его части. Натуральные числа и дроби. Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие неправильной и смешанной дроби. Преобразование неправильной дроби в смешанную и наоборот. Сравнение дробей.
Действия с дробями и их свойства.
Сложение дробей. Свойства сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Свойства умножения. Деление дробей. Сложение и вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей.
Геометрические фигуры.
Углы. Измерение углов. Ломаные и многоугольники. Треугольники и их виды. Равенство геометрических фигур. Окружность и круг. Центральные углы. Площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника. Единицы измерения площадей. Объёмные тела. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма.
Текстовые задачи.
Различные модели текстовых задач: выражение, уравнение, схема, таблица.
Задачи на уравнивание. Задачи на части. Задачи на работу. Задачи с дробными числами. Задачи с альтернативным условием.
Задачи на движение и их различные виды. Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Движение по реке.
Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей.
Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.
Решение простейших логических задач.
Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме. Построение круговых диаграмм.
Решение простейших комбинаторных задач.
Понятие о вероятности случайного события.
Занимательные и нестандартные задачи.
Принцип Дирихле.
Математическиеигры.
Итоговое повторение.
6-й класс
Математика (170 часов)
Десятичные дроби.
Понятие десятичной дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Деление и умножение десятичной дроби на натуральную степень числа 10. Умножение десятичных дробей. Деление десятичных дробей. Приближённые вычисления с десятичными дробями. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные и наоборот.
Пропорции и проценты.
Отношение. Деление числа в данном отношении. Пропорции, основные свойства пропорций. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Проценты. Нахождение процентов от числа и числа по известному количеству процентов от него. Процентное отношение двух чисел. Увеличение и уменьшение числа на данное количество процентов. Решение задач на проценты.
Положительные и отрицательные числа.
Целые отрицательные числа. Модуль числа. Изображение целых чисел на числовой оси. Сравнение целых чисел. Арифметические операции над целыми числами, законы операций. Отрицательные дроби. Рациональные числа. Изображение рациональных чисел на числовой оси. Арифметические операции над рациональными числами, законы операций. Бесконечные периодические десятичные дроби. Бесконечные непериодические десятичные дроби. Иррациональные числа. Действительные числа. Изображение действительных чисел на числовой оси.
Элементы геометрии.
Симметрия относительной оси и относительно точки. Задачи на разрезание и составление фигур. Геометрия на клетчатой бумаге.
Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей.
Решение логических задач. Решение комбинаторных задач с помощью правила умножения. Нахождение вероятностей простейших случайных событий.
Итоговое повторение.
7-й класс
Алгебра (102 часа)
Повторение, обобщение и систематизация представлений о числе, изученных в курсе математики 5– 6 классов.
Числа натуральные, целые, рациональные, иррациональные, действительные.
Одночлены и операции над ними.
Степени с натуральными показателями и их свойства. Одночлен, стандартный вид одночлена. Подобные одночлены, сложение и вычитание одночленов. Умножение одночленов и возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночленов.
Многочлены.
Понятие многочлена, стандартный вид многочлена. Сумма и разность многочленов. Произведение многочлена на одночлен и произведение многочленов. Формулы сокращённого умножения. Деление многочлена на одночлен. Разложение многочлена на множители. Понятие о тождествах и методах их доказательства.
Линейные уравнения.
Линейные уравнения, метод их решения. Системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными, их решение методом подстановки и методом алгебраического сложения уравнений. Решение текстовых задач с помощью линейных уравнений и систем.
Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей.
Простейшие формулы комбинаторики: число сочетаний и число размещений. Их применение при нахождении вероятностей случайных событий.
Итоговое повторение.
7-й класс
Геометрия (68 часов)
Основные понятия геометрии.
Точка, прямая, плоскость. Луч, отрезок, ломаная, многоугольник. Угол, биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Расстояние от точки до прямой.
Признаки равенства треугольников.
Треугольники. Медианы, биссектрисы, высоты треугольника. Признаки равенства треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Геометрические места точек. Биссектриса угла как геометрическое место точек, равноудалённых от сторон угла. Серединный перпендикуляр к отрезку как геометрическое место точек, равноудалённых от концов отрезка.
Параллельность.
Параллельные прямые. Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности. Сумма углов треугольника. Средняя линия треугольника. Теорема Фалеса.
Итоговое повторение.
8-й класс
Алгебра (102 часа)
Алгебраические дроби.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Арифметические действия с дробями. Понятие степени с целым отрицательным показателем, свойства степеней с целыми показателями. Стандартный вид числа. Рациональные выражения. Тождественные преобразования рациональных выражений.
Понятие о функциях.
Основные понятия. Функции , , , их свойства и графики.
Квадратные корни.
Понятие квадратного корня, арифметический квадратный корень. Свойства арифметических квадратных корней. Функция , её свойства и график.
Квадратныеуравнения.
Квадратный трёхчлен. Неполные квадратные уравнения. Формула для корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений.
Рациональные уравнения и системы уравнений.
Целые рациональные уравнения: метод разложения на множители левой части при нулевой правой части и метод замены неизвестной. Дробные уравнения, сведение к целым уравнениям и необходимость проверки. Системы рациональных уравнений и основные приёмы их решения. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений и систем.
Итоговое повторение.
8-й класс
Геометрия (68 часов)
Четырёхугольники.
Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма. Ромб, прямоугольник, квадрат. Трапеция. Средняя линия трапеции. Равнобедренная трапеция.
Окружность.
Измерение углов, связанных с окружностью. Касательная к окружности, свойства касательных. Вписанная и описанная окружности.
Основные задачи на построение. Построение биссектрисы угла. Построение треугольника по трём элементам. Построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной (параллельной) данной прямой. Деление отрезка в данном отношении.
Элементы тригонометрии.
Тригонометрические функции острого угла, основные соотношения между ними. Решение прямоугольных треугольников. Тригонометрические функции углов от 0 до 180°. Теорема косинусов и теорема синусов. Решение треугольников.
Площади многоугольников.
Формулы для площади треугольника, параллелограмма, трапеции. Теорема Пифагора.
Элементы логики, статистики, комбинаторики, теории вероятностей.
Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия из теорем. Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии.
Представление о геометрической вероятности.
Итоговое повторение.
9-й класс
Алгебра (102 часа)
Неравенства и системы неравенств.
Числовые неравенства и их свойства. Понятие о доказательстве неравенств. Неравенства с переменной. Решение линейных неравенств и их систем. Квадратичная функция, её свойства и график. Решение квадратных неравенств. Решение рациональных неравенств методом интервалов. Системы рациональных неравенств.
Степень с рациональным показателем.
Функция при натуральном n, её свойства и график. Корень степени n, особенности чётных и нечётных n. Арифметический корень. Свойства корней. Степени с рациональными показателями, их свойства. Тождественные преобразования иррациональных выражений.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Понятие числовой последовательности. Арифметическая прогрессия, её основные свойства. Геометрическая прогрессия, её основные свойства. Бесконечная геометрическая прогрессия со знаменателем, меньшим по модулю единицы. Решение задач на прогрессии.
Итоговое повторение.
9-й класс
Геометрия (68 часов)
Подобие. Подобные многоугольники. Признаки подобия треугольников. Теорема о пропорциональных отрезках. Свойство биссектрисы треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Пропорциональные отрезки в круге. Площади подобных многоугольников.
Длина окружности и площадь круга. Правильные многоугольники, их свойства. Связь между стороной правильного многоугольника и радиусами вписанного и описанного кругов. Длина окружности. Площадь правильного многоугольника. Площадь круга и его частей.
Векторы и координаты.
Понятие о векторах. Сумма и разность векторов, умножение вектора на скаляр. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Декартовы координаты на плоскости. Уравнение линии. Связь между координатами векторов и координатами точек. Векторный и координатный методы решения геометрических задач.
Геометрические преобразования плоскости. Понятие о движениях плоскости. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Понятие о гомотетии. Использование геометрических преобразований при решении задач.
Элементы стереометрии. Формулы объёма основных пространственных геометрических фигур: параллелепипеда, куба, шара, цилиндра, конуса. Правильные многогранники.
Итоговое повторение.
IX. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
X. Тематика контрольных работ
№ п/п
Тема контрольной работы
Вводный контроль
№1
Натуральные числа и нуль
№2
Действия с натуральными числами и свойства действий
№3
Выражения
№4
Делимость чисел
№5
Решение текстовых задач
№6
Таблицы и диаграммы
№7
Обыкновенные дроби
№8
Действия с обыкновенными дробями
№9
Смешанные обыкновенные дроби
№10
Геометрические фигуры на плоскости
№11
Площади и объемы
№12
Итоговая работа за 5 класс
XI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса по предмету «Математика»
Для реализации целей и задач обучения математике по данной программе используется УМК по математике Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»,www.school2100.ru).
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках математики, относятся компьютер, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, интерактивная доска и др.
Примеры работ при использовании компьютера:
- поиск дополнительной информации в Интернете;
– создание текста доклада;
– обработка данных проведенных математических исследований;
– создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов исследовательской и проектной деятельности.
При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий. Технические средства на уроках математики широко привлекаются также при подготовке проектов (компьютер).
Обучение осуществляется по учебнику «Математика» (5 класс) в 2-х частях, авторов: С.А. Козлова, А.Г. Рубин М.: Баласс, 2011 г. (Образовательная система «Школа 2100»)
Дополнительная литература:
Тесты для промежуточной аттестации, «Математика 5-6 классы», под редакцией Ф.Ф. Лысенко, учебно-методическое пособие, изд. «Легион», Ростов-на-Дону, 2008 г.
Школа 2100. «Математика» 5 класс. Методические рекомендации для учителя. С.А. Козлова, А.Г. Рубин М., 2011 г.
20 тестов по математике ко всем учебникам по математике за 5-6 классы, С.С. Минаева, изд. «Экзамен», М., 2007 г.
Дидактические материалы по математике для 5 класса, М., «Дрофа», 2004 г.
Уроки математики в 5-10 классах с применением информационных технологий; методическое пособие с электронным приложением, М., изд. «Глобус», 2009 г.
Наглядная геометрия, учебное пособие для учащихся 5-6 классов, И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева, М., 1992 г.
Математический тренажер 5 класс. Пособие для учителей и учащихся В.И. Жохов М., «Мнемозина», 2011
Математические диктанты 5 класс. Пособие для учителя В.И. Жохов М. «Мнемозина», 2011
Задачи на смекалку 5-6 класс И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин М. «Просвещение», 2003
Рабочая программа «Математика» 5-9 классы С.А. Козлова, А.Г. Рубин
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств,
реализуемых с помощью компьютера:
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
Скорость движения, время, путь. Виды задач на движение:
- движение одного объекта
- в одном направлении
- в противоположном направлении
- навстречу
- вдогонку
- движение по реке
Знать определение скорости движения, времени, пути. Выполнять вычисления по формулам.
Уметь:
- использовать знания о зависимостях между величинами (скорость, время, расстояние)
-решать задачи на движение нескольких типов: движение одного объекта, в одном направлении, в противоположном направлении, навстречу, вдогонку, движение по реке
-осмыслять текст задачи, извлекать необходимую информацию.
63.
Задачи на движение
3.12
64.
Движение навстречу друг другу
4.12
65.
Движение в противоположных направлениях
5.12
66.
Движение вдогонку
8.12
Угол, элементы угла, обозначение угла, развернутый угол, прямой угол
-изображать и распознавать прямой углы с помощью транспортира.
Знать определение острого и прямого углов.
Иметь представление о перпендикулярных прямых
Уметь:
-распознавать острые и тупые углы с помощью транспортира;
-изображать углы заданной величины с помощью транспортира;
-измерять углы с помощью транспортира.
67.
Движение по воде
9.12
68.
Движение по воде
10.12
Ломанная линия, ее элементы. Многоугольник, его элементы. Периметр многоугольника
Знать определение ломанной линии и ее элементов, многоугольника и его элементов.
Уметь:
-распознавать многоугольники и его элементы
-строить диагональ многоугольника
-находить периметр многоугольника
69.
Угол
11.12
70.
71.
72.
Решение задач на движение.
Угол.
Ломаные и многоугольники.
Ломаные и многоугольники
12.12
15.12
16.12
Единицы измерения времени. Задачи на движение. Углы. Измерение углов. Многоугольники
Уметь:
-решать текстовые задачи с использованием единиц измерения времени
- решать задачи на движение нескольких типов: движение одного объекта, в одном направлении, в противоположном направлении, навстречу, вдогонку, движение по реке
- изображать углы заданной величины с помощью транспортира;
-измерять углы с помощью транспортира
- распознавать многоугольники и его элементы
- находить периметр многоугольника
73
Контрольная работа
«Задачи на движение. Многоугольники»
17.12
Анализировать работу, находить и исправлять ошибки
Глава 4. Таблицы и диаграммы (7 ч)
74.
Чтение и составление таблиц
18.12
Таблица, ее элементы Балансовая таблица.
Линейная диаграмма. Столбчатая диаграмма.
Иметь представление о таблицах и их элементах.
Уметь:
- читать таблицы
-строить таблицы по условиям текстовых задач.
Иметь представление о линейных и столбчатых диаграммах.
Уметь строить линейные и столбчатые диаграммы по условиям текстовых задач.
- находить значение дроби от числа и число по значению его дроби
84.
Нахождение части от целого и целого по его части
15.01
85
Натуральные числа и дроби
16.01
Натуральное число. Дробь
Уметь представлять натуральное число в виде дробного числа
86.
Натуральные числа и дроби
19.01
87
Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю
20.01
Основное свойство дроби. Сокращение дроби. Несократимая дробь. Общий знаменатель. Дополнительный множитель
Знать основное свойство дроби, правило сокращение дробей, приведение к общему знаменателю.
Уметь
- записывать с помощью букв основное свойство дроби
-применять основное свойство дроби
-сокращать дроби
-находить дополнительный множитель и приводить дроби к общему знаменателю.
88.
Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю
21.01
89.
Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю
22.01
90.
Сравнение дробей
23.01
91.
Сравнение дробей
26.01
Сравнение дробей с одинаковыми и разными знаменателями
Знать правило сравнения дробей с одинаковыми и разными знаменателями
Уметь сравнивать дроби с одинаковыми и разными знаменателями
92.
Обобщающее повторение по теме
27.01
93.
Контрольная работа
«Основное свойство дроби. Сравнение дробей»
28.01
Понятие дроби. Нахождение части от целого и целого по его части. Натуральные числа и дроби. Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей.
Уметь:
- изображать обыкновенные дроби на числовом луче;
- сравнивать дроби;
- находить дробь от числа;
- находить число по значению его дроби;
-сокращать дроби
-находить дополнительный множитель и приводить дроби к общему знаменателю.
94.
Анализ контрольной работы
29.01
Анализировать работу, находить и исправлять ошибки
Глава 6. Действия с дробями (36 ч)
95.
Сложение дробей. Свойства сложения
30.01
Сложение с одинаковыми и разными знаменателями. Свойства сложения.
Знать правила сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями;
Уметь
-выполнять действие сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями;
Единицы измерения площадей. Площадь прямоугольника. Площадь прямоугольного треугольника. Геометрические фигуры в пространстве. Объём параллелепипеда. Единицы измерения объёма. Понятие о вероятности.
Уметь:
- выражать одни единицы измерения в другие;
- вычислять площадь квадрата и площадь прямоугольника, используя формулу площади квадрата и прямоугольника;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника и площадь треугольника, используя формулу площади;
- определять виды геометрических фигур и их элементы;
- вычислять объём параллелепипеда, объем куба, используя формулу;
- выписывать множество всевозможных результатов (сходов) простейших случайных экспериментов;
Уравнение, корень уравнения, компоненты арифметических действий
Знать определения уравнения, корня уравнения.
Уметь решать уравнения, используя компоненты арифметических действий.
Уметь решать задачи с помощью уравнений
165
Уравнения, решение задач с помощью уравнений.
20.05
166
Делимость чисел.
НОД и НО К
21.05
Уравнение, корень уравнения, компоненты арифметических действий
Знать признаки делимости на 10, на 5 и на 2, на 9 и на 3; Формулировать определение простого и составного числа; делителя и кратного; определения НОД и НОК, взаимно простых чисел, разложение на простые множители, алгоритм нахождения НОД и НОК.
Уметь:
- распознавать числа, кратные 10, 5,2, 9 и 3;
- раскладывать числа на простые множители;
- находить НОК и НОД натуральных чисел;
- распознавать взаимно простые числа
167
Делимость чисел
22.05
168
Дроби и действия с ними.
25.05
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение, сложение, вычитание, умножение, деление дробей и смешанных чисел.
Знать основное свойство дроби, определение сокращения дроби, определения дополнительного множителя.
Уметь:
- приводить дроби к общему знаменателю;
-сокращать дроби;
- сравнивать;
- выполнять вычисления с дробями;
169
Итоговая контрольная работа
26.05
Натуральные числа и нуль. Действия с натуральными числами. Делимость натуральных чисел. Таблицы и диаграммы. Дроби. Действия с дробями. Геометрические фигуры. Площади и объемы.
Уметь:
-выполнять действия с натуральными числами;
- выполнять действия обыкновенными дробями;
-выполнять умножение и деление с 1000;
-вычислять значения выражений, содержащих 3-4 действия со скобками и без них;
-раскладывать натуральное число на множители;
-находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;
-решать простые и составные текстовые задачи;
-решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинированные задачи;
-решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью графов и таблиц) логические задачи;
Анализировать работу, находить и исправлять ошибки
170
Итоговый урок
28.05
IX. Тематическое планирование с определением основныхвидов учебной деятельности
№ п\п
Тема раздела
Дата
Дата
Содержание
Характеристика основных видов деятельности
Планируемые результаты
Тематическое планирование 6 класс
Раздел I. Десятичные дроби (45 ч)
Глава 1. Повторение. Обыкновенные дроби (10 ч)
1.
Входной тест
1.09
2.
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби.
2.09
Нахождение части от целого и целого по его части. Натуральные числа и дроби. Основное свойство дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие неправильной и смешанной дроби. Преобразование неправильной дроби в смешанную и наоборот. Сравнение дробей.
Сложение дробей. Свойства сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Свойства умножения. Деление дробей.
Используют разные приемы проверки правильности ответа
Знать основное свойство дроби, правило сокращение дробей, приведение к общему знаменателю.
Уметь
- записывать с помощью букв основное свойство дроби
-применять основное свойство дроби
-сокращать дроби
-находить дополнительный множитель и приводить дроби к общему знаменателю.
Знать правила умножения дробей.
Уметь:
-выполнять действие умножения дробей на натуральное число;
-уметь решать задачи, применяя умножение дробей.
Знать свойства умножения дробей.
Уметь применять данные свойства
Знать правила деления дробей
Уметь
-выполнять действие деления дробей на натуральное число;
-находить дроби обратные данным;
-уметь решать задачи, применяя умножение и деление дробей на натуральное число.
Решение задач на преобразование и сравнение дробей
9.09
8.
Решение задач на сложение и вычитание дробей
10.09
9.
Решение задач на умножение и деление дробей
11.09
10.
Контрольная работа №1 «Обыкновенные дроби»
12.09
Глава 2. Десятичные дроби (23 часа)
11.
Анализ контрольной работы. Понятие десятичной дроби.
15.09
Понятие десятичной дроби. Разряды десятичных дробей. Изображение десятичных дробей на числовом луче. Метрическая система мер. Сравнение дробей. Сложение дробей. Свойства сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Свойства умножения. Деление дробей. Деление и умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000… Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число. Округление чисел до определенного разряда. Условие, при котором возможно преобразование обыкновенной дроби в десятичную; способы преобразования обыкновенных дробей в десятичные.
Знать правила короткой записи десятичной дроби; чтение и запись десятичных дробей; Уметь изображать десятичные дроби на числовом луче.
Знать правило сравнения десятичных дробей; запись десятичной дроби с пятью (и более) знаками после запятой, равной данной.
Уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. Знать, что показывает каждая цифра после запятой.
Уметь решать задачи на сложение и вычитание десятичных дробей
Знать правила умножения десятичной дроби на натуральное число.
Уметь записывать произведения в виде суммы; запись суммы в виде произведения. Уметь преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные.
Знать правило округления чисел. Уметь записывать натуральные числа, между которыми расположены десятичные дроби. Вывести правило деления десятичной дроби на натуральное число, на 10, 100, 1000… Деление десятичных дробей на натуральные числа; запись обыкновенной дроби в виде десятичной; решение задач по теме деления десятичных дробей на натуральные числа.
Л11, Л7, Л3, Л2, Л1, М5, М8, М15, М30, П4, П9
12.
Запись и чтение десятичных дробей
16.09
13.
Десятичные дроби и метрическая система мер
17.09
14.
Сравнение десятичных дробей
18.09
15.
Сложение и вычитание десятичных дробей
19.09
16.
Задачи на сложение и вычитание десятичных дробей
22.09
17.
Деление и умножение десятичной дроби на 10, 100 и т.д.
23.09
18.
Умножение десятичной дроби на натуральное число
24.09
19.
Умножение десятичных дробей
25.09
20.
Умножение десятичных дробей
26.09
21.
Деление десятичной дроби на натуральное число
29.09
22.
Деление десятичных дробей
30.09
23.
Деление десятичных дробей
1.10
24.
Вычисления с десятичными дробями
2.10
25.
Вычисления с десятичными дробями
3.10
26.
Приближение десятичных дробей
6.10
27.
Приближение десятичных дробей
7.10
28.
Приближенные вычисления с десятичными дробями
8.10
29.
Приближенные вычисления с десятичными дробями
9.10
30.
Преобразование обыкновенных дробей в десятичные
10.10
31.
Преобразование обыкновенных дробей в десятичные
13.10
32.
Обобщающее повторение по теме «Десятичные дроби»
14.10
33.
Контрольная работа №2 «Десятичные дроби»
15.10
Используют разные приемы проверки правильности ответа
Глава 3. Элементы геометрии (12ч)
34.
Анализ контрольной работы. Смежные и вертикальные углы
16.10
Смежные и вертикальные углы. Решение задач с использованием свойств этих углов
Перпендикулярные прямые, построение и определение перпендикулярных прямых на чертеже
Параллельные прямые, построение и определение параллельных прямых на чертеже. Расстояние между параллельными прямыми. Параллелограмм; виды параллелограммов; высота, площадь параллелограмма. Симметрия; центрально-симметричные фигуры.
Знать: определения и свойства смежных и вертикальных углов, определения перпендикулярных, параллельных и скрещивающихся прямых, что такое расстояние, как измеряется расстояние между точками, от точки до прямой,
Уметь: выполнять чертежи смежных и вертикальных углов, узнавать смежные и вертикальные углы на составном чертеже; определять и строить на чертеже перпендикулярные, параллельные и скрещивающиеся прямые; находить расстояние от точки до прямой и между двумя параллельными прямыми
Л4, Л8, Л10, М7, М21, М25, М32, П2, П9
35.
Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы»
17.10
36.
Параллельные прямые
20.10
37.
Параллельные прямые
21.10
38.
Параллелограмм
22.10
39.
Параллелограмм
23.10
40.
Решение задач по теме «Параллелограмм»
24.10
41.
Центральная симметрия
27.10
42.
Центральная симметрия
28.10
43.
Обобщающее повторение по теме «Элементы геометрии»
29.10
44.
Контрольная работа № 3 «Элементы геометрии»
30.10
45.
Итоговый тест за 1 четверть
31.10
Используют разные приемы проверки правильности ответа
Раздел II. Пропорции и проценты (35 ч)
Глава IV. Пропорции (21 ч)
46.
Входной тест
10.11
47.
Отношение чисел и величин
11.11
Понятие пропорции, крайних и средних членов пропорции, основное свойство пропорции. Задачи на отношения как задачи на части. Отношение двух чисел, сравнение чисел, равенства двух отношений, пропорция. Отношение чисел, величин. Прямая и обратная пропорциональность. Масштаб. Подобие, подобные фигуры.
Иметь представление о пропорциональных величинах, о прямо пропорциональных величинах, об обратно пропорциональных величинах.
Уметь воспроизводить правила и примеры, работать по заданному алгоритму.
Иметь представление о пропорции, о верной пропорции, об основном свойстве пропорции, о решении задач на пропорцию.
Уметь воспроизводить изученную информацию с заданной степенью свёрнутости, подбирая аргументы, соответствующие решению, правильно оформлять работу.
Знать понятия пропорциональных величин и масштаба. Подобие фигур.
Уметь: пользоваться масштабом при работе с картой, планом дома;
воспроизводить прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости. Правильно оформлять решения, выбрать из данной информации нужную.
Л11, Л6, Л3, М14, М18, М25, М32, П1, П2, П9
48.
Отношение чисел и величин
12.11
49.
Отношение чисел и величин
13.11
50.
Деление чисел в данном отношении
14.11
51.
Деление чисел в данном отношении
17.11
52.
Деление чисел в данном отношении
18.11
53.
Пропорции
19.11
54.
Пропорции
20.11
55.
Прямая пропорциональная зависимость
21.11
56.
Обратная пропорциональная зависимость
24.11
57.
Задачи на прямую и обратную пропорциональность
25.11
58.
Задачи на прямую и обратную пропорциональность
26.11
59.
Решение задач на пропорции
27.11
60.
Решение задач на пропорции
28.11
61.
Решение задач на пропорции
1.12
62.
Масштаб
2.12
63.
Масштаб
3.12
64.
Пропорциональность в геометрии
4.12
65.
Подобные фигуры
5.12
66.
Контрольная работа № 4. «Пропорции»
8.12
Используют разные приемы проверки правильности ответа
Глава V. Проценты (14 ч)
67.
Анализ контрольной работы. Понятие о процентах
9.12
Понятие процента; обращение дроби в проценты и наоборот; запись числа в процентах. Процент от числа и число по его процентам. Уменьшение или увеличение числа на процент.
Способы решения задач на проценты.
Знать понятие процента.
Уметь решать простейшие задачи на проценты; находить число по его процентам и процентов по его числу.
Уметь решать задачи на уменьшение и увеличение числа на данное число процентов.
Используют разные приемы проверки правильности ответа
80.
Итоговый тест за 2 четверть
26.12
Раздел III. Положительные и отрицательные числа (51 ч)
Глава VI. Целые числа (23 ч)
81.
Входной тест
12.01
82.
Целые отрицательные числа
13.01
Понятия: целое число, модуль целого числа, положительные и отрицательные числа. Сравнение целых чисел. Правила сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел.
Иметь представление о положительных и отрицательных числах, о координатной прямой.
Уметь: воспроизводить прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости;
подбирать аргументы для решения, участвовать в диалоге.
Уметь: показывать числа разного знака на числовой прямой, сравнивать положительные и отрицательные числа с нулём;формировать умение работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов;
давать оценку информации, фактам, процессам, определять их актуальность.
Уметь: выполнять вычисления значений выражений, в которых рассматриваются суммы положительных и отрицательных чисел;
воспринимать устную речь, участвовать в диалоге, аргументировано отвечать, приводить примеры;
излагать информацию, обосновывая свой собственный подход.
Знать правило умножения отрицательных чисел, распределительного закона относительно вычитания.
Знать правило деления отрицательных чисел.
Уметь воспринимать устную речь участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, подбирать аргументы для ответа на поставленный вопрос. Приводить примеры
Л6, Л11, М2, М3, М6, М10, М19, М28, М36, П3, П4,
83.
Целые отрицательные числа
14.01
84.
Модуль целого числа
15.01
85.
Модуль целого числа
16.01
86.
Сравнение целых чисел
19.01
87.
Сравнение целых чисел
20.01
88.
Сравнение целых чисел
21.01
89.
Сложение целых чисел
22.01
90.
Сложение целых чисел
23.01
91.
Сложение целых чисел
26.01
92.
Вычитание целых чисел
27.01
93.
Вычитание целых чисел
28.01
94.
Умножение целых чисел
29.01
95.
Умножение целых чисел
30.01
96.
Деление целых чисел
2.02
97.
Деление целых чисел
3.02
98.
Вычисление с целыми числами
4.02
99.
Вычисление с целыми числами
5.02
100.
Вычисление с целыми числами
6.02
101.
Вычисление с целыми числами
9.02
102.
Обобщающее повторение по теме «Целые числа»
10.02
103.
Контрольная работа №6. «Целые числа»
11.02
Используют разные приемы проверки правильности ответа
Глава VII. Рациональные числа ( 27 ч)
104.
Анализ контрольной работы. Отрицательные дроби. Рациональные числа
12.02
Положительные числа, отрицательные числа, множество целых чисел. Модуль числа. Противоположные числа. Сравнение рациональных чисел. Правила сложения, вычитания, умножения и деления противоположных чисел, отрицательных чисел и чисел с разными знаками. Координатная плоскость, ордината, абсцисса, начало координат, оси координат, декартовая система координат, четверть. Симметрия, симметрия относительно точки, относительно прямой, симметричные фигуры.
Иметь представление о рациональных числах и действиях над ними.
Уметь проводить самооценку собственных действий
Иметь представление о сравнении чисел на координатной прямой, о неравенстве с модулем, о сравнении чисел.
Уметь давать оценку информации, фактам, процессам. Определять их актуальность.
Иметь представление о правилах вычисления алгебраической суммы, о модуле суммы, о противоположных числах.
Уметь найти несколько способов решения, аргументировать рациональный способ, проводить доказательные рассуждения.
Уметь: находить расстояние между точками на координатной прямой. вычисляя модуль разности;
давать оценку информации, фактам, процессам, определять их актуальность.
Знать правило умножения отрицательных чисел, распределительного закона относительно вычитания.
Уметь воспринимать устную речь участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, подбирать аргументы для ответа на поставленный вопрос. Приводить примеры.
Иметь представление о правилах делении чисел разного знака
Бесконечные непериодические десятичные дроби. Действительные числа
6.04
135.
Сравнение действительных чисел
7.04
136.
Приближенные вычисления с действительными числами
8.04
137.
Длина отрезка
9.04
138.
Длина окружности. Площадь круга
10.04
139.
Решение задач
13.04
140.
Контрольная работа № 8 «Действительные числа»
14.04
. Используют разные приемы проверки правильности ответа
141.
Анализ контрольной работы
15.04
Глава IX. Геометрические и комбинаторные задачи ( 19 ч)
142.
Геометрия на клетчатой бумаге
16.04
Прямые разметки; узлы; прямая на клетчатой бумаге; площадь треугольника с вершинами в узлах; количество узлов на диагонали прямоугольника.
Домино, тримино, тетрамино, пентамино; количество фигур тримино; количество фигур тетрамино; шахматная раскраска
Правило умножения; сложный выбор для элементов одного множеств; факториал; количество разных троек на множестве из n элементов; вычисление вероятностей.
Многогранники; пирамида; призма.
Примеры развёрток многогранников
Сечение многогранников; построение сечений.
Используют разные приемы проверки правильности ответа
Уметь вычислять площадь треугольника; изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге с использованием её свойств.
Уметь изображать равные фигуры; симметричные фигуры; конструировать орнаменты и паркеты, изображая их с помощью инструментов.
Уметь вычислять вероятность событий; выполнять перебор всех возможных вариантов для перерасчёта объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.
Знать способы решения задач на нахождение длин отрезков, периметров многоугольников.
Уметь распознавать развёртки многогранников.
Уметь определять вид простейших сечений пространственных фигур, получаемых путём предметного или компьютерного моделирования.
Л1, Л2, Л8, Л11, М5, М16, М21, П2, П9,
143.
Геометрия на клетчатой бумаге
17.04
144.
Геометрия на клетчатой бумаге
20.04
145.
Задачи на разрезание и составление фигур
21.04
146.
Задачи на разрезание и составление фигур
22.04
147.
Задачи на разрезание и составление фигур
23.04
148.
Решение задач на перебор вариантов
24.04
149.
Решение задач на вычисление вероятностей
27.04
150.
Решение задач на вычисление вероятностей
28.04
151.
Многогранники
29.04
152.
Отпечатки многогранников
30.04
153
Развертки многогранников
4.05
154
Развертки многогранников
5.05
155
Понятие о сечении многогранника
6.05
156.
Обобщающее повторение по теме «Геометрические и комбинаторные задачи»
7.05
157.
Контрольная работа № 9 «Геометрические и комбинаторные задачи»
8.05
158
Анализ контрольной работы
11.05
159.
Решение задач
12.05
160
Итоговый тест за 4 четверть
13.05
Повторение (10 ч)
161
Десятичные дроби.
14.05
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.
Иметь представление об обыкновенных и десятичных дробях.
Знать свойства арифметических действий.
Уметь выполнять арифметические действия с указанными числами. Решение задач.
Л1, Л6, М4, М8, М10, М30, П10, П4
162
Отношения и пропорции. Проценты.
1505
163
Целые числа
18.05
164.
Рациональные числа.
19.05
165.
Действительные числа.
20.05
166.
Элементы геометрии.
21.05
167.
Геометрические и комбинаторные задачи.
22.05
168
Итоговый тест за курс 6 класс
25.05
Используют разные приемы проверки правильности ответа