Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Практикум решения задач по математике» для учащихся 10-11 классов»
МАОУ « Физико-математический лицей № 38 г. Ульяновска»
Программа элективного курса
«Практикум решения задач по математике»
для учащихся 10-11 классов
2015-2017 учебный год
Учитель: Лукьянова И.В.
Пояснительная записка
Математическая подготовка играет значительную роль в общем образовании современного человека, особенно у нынешних выпускников, которые сдают ЕГЭ по математике, независимо от того, является ли этот экзамен необходимым для поступления в высшие учебные заведения. Основная задача школьного математического образования состоит в том, чтобы обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, заложить основу будущей профессиональной деятельности, тем самым гарантировать потребности личности в образовании. Важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы и в подготовке к ЕГЭ играют элективные курсы как компонент базисного плана образовательного учреждения.
Элективный курс «Практикум решения задач по математике» для учащихся 10-11 классов учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 38 г. Ульяновска», одной из основных задач которого в системе профильной подготовки по математике является выявление средствами предмета направленности личности, её профессиональных интересов. Данная программа способствует совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся, формированию интереса к предмету, пониманию роли математики в деятельности человека. Актуальность предлагаемой программы объясняется расхождениями между стандартами математического образования за курс основной школы и требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ.
Программа курса включает материал, не содержащийся в базовой программе 10-11 классов, а так же некоторые темы и разделы курса математики основной и средней школы, необходимые для подготовки к сдаче ЕГЭ, что позволяет, во - первых, добиться усвоения базовых знаний курса математики - решение заданий уровня «В», во-вторых, вывести учащихся на более высокий уровень – решение заданий уровня «С» Единого Государственного Экзамена.
Элективный курс спланирован так, что изучаемый материал рассматривается параллельно с программным материалом, но на более высоком уровне с использованием демонстрационных тестов ЕГЭ 2013-2015 годов.
Цель курса:
глубокое усвоение учебного материала курса математики 10-11 классов;
прочное сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, приобщение учащихся к творческой и исследовательской деятельности;
приобретение новых знаний, необходимых для продолжения дальнейшего образования;
развитие интеллектуальных и коммуникативных качеств, необходимых для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Основные задачи курса:
добиться усвоения базовых знаний (уровень В) курса математики, а также вывести учащихся на более высокий уровень (уровень С);
сформировать у учащихся навыки решения более сложных задач
( уровень С) и умения ориентироваться в теоретическом материале этого уровня;
выяснить посредством контролирующих работ по каждой теме, на каком уровне находится каждый ученик, занимающийся по данной программе.
Используемые технологии:
лекционно-семинарская система обучения;
исследовательский метод в обучении;
индивидуальные формы работы;
дифференцированное обучение.
Программа рассчитана на учащихся, которым при поступлении в высшие учебные заведения, где математика является профилирующим предеметом. содержание охватывает основные вопросы школьного курса математики и обеспечивает выпускникам достаточную базу знаний для успешной сдачи ЕГЭ и дальнейшего обучения в ВУЗах страны. Курс продолжительностью 2 года рассчитан на 68 час.
Содержание программы
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Контроль
Дата
проведения
Решение текстовых задач ( 8ч)
1
Задачи на движение
2
2
Задачи на работу
2
3
Задачи на смеси, сплавы, растворы
4
Тест
Тригонометрия (15 часов)
1
Тригонометрические преобразования
2
2
Методы решения тригонометрических уравнений
4
СР
3
Отбор корней в тригонометрических уравнениях
4
4
Тригонометрические неравенства. Метод интервалов.
3
СР
5
Системы уравнений и неравенств.
2
Производная и ее применения (8 ч)
1
Касательная к графику функции. Задачи с параметром.
2
Тест
2
Задачи на наибольшее и наименьшее значение.
2
Тест
3
Исследование функции с помощью производной
4
СР
Уравнения и неравенства с одной переменной (26ч)
1
Линейные, квадратные уравнения и неравенства
2
2
Уравнения и неравенства с параметром
4
СР
3
Метод интервалов
3
4
Дробно-рациональные уравнения
2
СР
5
Уравнения высших порядков
3
6
Уравнения и неравенства с модулем
3
СР
7
Графическое решение уравнений с параметром
3
8
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
6
Тест
Геометрические задачи (11ч)
1
Применение векторно-координатного метода к нахождению углов, расстояний
3
СР
2
Решение планиметрических задач
4
СР
3
Сечения многогранников
4
.Основная литература
1.Алтынов П.И. Алгебра и начала анализа. Тесты. 10-11классы: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010.
2.Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ. 10кл.: учеб. для углубл. изучения математики в общеобразовательных учреждениях.- М.: Мнемозина,2013.
3.Галицкий М.Л. и др. Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа: Метод. рекомендации и дидакт. материалы: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2013.
3.Егерев В.В. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под ред. М.И.Сканави. - М.: Мир и образование, 2012.
4.Литвиненко В.Н., Мордкович А.Г. Практикум по элементарной математике. Алгебра, Тригонометрия. Учебное пособие для студентов физ.-мат. специальностей педагогических институтов.- М.: Просвещение,2009.
5.Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач: учебное пособие для 10 класса средней школы. – М.: Просвещение,2012.
Литература для учащихся
1.Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ. 10кл.: учеб. для углубл. изучения математики в общеобразовательных учреждениях.- М.: Мнемозина,2013.
2.Горнштейн П.И. и др. Подводные рифы конкурсного экзамены по математике. - Киев,2010.
3.Егерев В.К., Мордкович А.Г. Сто задач для поступающих в вузы. – М.: 2011.
4.Егерев В.В. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Под ред. М.И.Сканави. - М.: Мир и образование, 2009.
Интернет-ресурсы 1.Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» http://mat.1september.ru 2.Math.ru: Математика и образование http://www.math.ru 3.Allmath.ru — вся математика в одном месте http://www.allmath.ru 4.EqWorld: Мир математических уравнений http://eqworld.ipmnet.ru 5.Exponenta.ru: образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru 6.Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа http://www.bymath.net 7.Геометрический портал http://www.neive.by.ru 8.Графики функций http://graphfunk.narod.ru 9.ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru 10.Задачи по геометрии: информационно-поисковая система http://zadachi.mccme.ru 11.Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math-on-line.com 12.Математические этюды http://www.etudes.ru 13.Математика для поступающих в вузы http://www.matematika.agava.ru