Календарно – тематический план ………………………………………………………………………………………...15
Методическое и материально – техническое обеспечение программы ………………………………………………..28
Пояснительная записка
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 4 года обучения и составлена на 32 ч в год в 1 – 4 классах.
Программа составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Её актуальность вызвана тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Курс состоит из 3 разделов:
1.Числа. Арифметические действия. Величины.
2. Мир занимательных задач.
3. Геометрическая мозаика.
Ценность курса состоит в:
— формирование умения рассуждать;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы:формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания;
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
способствовать формированию познавательныхуниверсальных учебных действий;
формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
В работе с детьми будут использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, частично – поисковый, исследовательские.
Формы: математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения, конкурсы.
К концу 1 класса учащиеся должны научиться:
- понимать, как люди учились считать;
- работать с пословицами, в которых встречаются числа;
- выполнять интересные приёмы устного счёта;
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.
К концу 2 класса учащиеся должны научиться:
- понимать нумерацию древних римлян;
-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
-выделять простейшие математические софизмы;
- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
- понимать некоторые секреты математических фокусов;
- использовать интересные приёмы устного счёта;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
- находить периметр и площадь составных фигур.
К концу 3 класса учащиеся должны научиться:
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
К концу 4 класса учащиеся должны научиться:
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;
- конструировать предметы из геометрических фигур;
- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
- решать задачи на противоречия;
- анализировать проблемные ситуации в задачах;
- работать над проектами.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатамиизучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
умение использовать знаково-символические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
умение складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
В результате освоения курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти ответ.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия развивают у учащихся математическое мышление, краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Тематическое планирование
1 класс
№п/п
Название раздела
Количество часов
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
Всего
Теория
Практика
1.
2.
3.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Мир занимательных задач.
Геометрическая мозаика.
Итого:
17
5
10
32 ч
6
1
4
11 ч
11
4
6
21 ч
Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
Построение «математических» пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
2 класс
№п/п
Название раздела
Количество часов
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
Всего
Теория
Практика
1.
2.
3.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Мир занимательных задач.
Геометрическая мозаика.
Итого:
13
8
11
32 ч
5
3
4
12ч
8
5
7
20 ч
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Определение времени по часам с точностью до часа.
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.
Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Решение олимпиадных задач.
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов.
Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля
Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.
3 класс
№п/п
Название раздела
Количество часов
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
Всего
Теория
Практика
1.
2.
3.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Мир занимательных задач.
Геометрическая мозаика.
Итого:
20
8
4
32 ч
7
3
2
12 ч
13
5
2
20 ч
Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Решение задач со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение олимпиадных задач.
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.
Конструирование многоугольников из заданных элементов.
4 класс
№п/п
Название раздела
Количество часов
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
Всего
Теория
Практика
1.
2.
3.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Мир занимательных задач.
Геометрическая мозаика.
Итого:
15
13
4
32 ч
5
4
2
11ч
10
9
2
21 ч
Занимательные задания с римскими цифрами.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Отгадывание задуманных чисел. Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач. Поиск в таблице слов, связанных с математикой.
Решение задач разными способами. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение задач на развитие пространственных представлений. Решение задач в стихах повышенной сложности. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.
Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.
Календарно – тематический план
1 класс
№ п\п
Название темы занятия
Коли
чество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Дата
1
Математика — это интересно. Решение нестандартных задач
1
Решение нестандартных задач. Игра «Муха».
2
Танграм: древняя китайская головоломка
1
Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
3
Путешествие точки. Построение рисунка на листе в клетку
1
Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
4
Игры с кубиками. Кто быстрее?
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
5
«Математика любит внимательных». Игры на внимание
1
Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
6
Волшебная линейка
1
Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
7
«Весёлый улей». Задачи – шутки
1
Задачи – шутки.
8
Конструирование многоугольников из деталей танграма
1
Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.
9
«Считай, не зевай». Математические дорожки. Счёт по вертикали
1
Игры – соревнования.
10
Игры с кубиками. Соревнование
1
Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
11
Весёлая геометрия
1
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
12
«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Викторины, ребусы, шарады
1
Викторины, ребусы, шарады.
13
«Спичечный» конструктор
1
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
14
Задачи-смекалки
1
Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
15
Прятки с фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
16
Математический тренинг. Магические квадраты
1
Построение «математических» пирамид.
17
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.
18
Математические головоломки
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки.
19
Математическая карусель. Решение занимательных задач
1
Решение занимательных задач.
20
Уголки. Составление фигур
1
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
21
Игра в магазин
1
Монеты.
22
Конструирование фигур из деталей танграма
1
Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
23
«В стране Сообразили». Математические раскраски
1
Весёлый счёт. Взаимный контроль.
24
Математическое путешествие
1
Вычисления в группах.
25
Математические игры
1
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
26
Секреты задач
1
Решение нестандартных задач.
27
«Математическая карусель». Математические сказки
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
28
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
10
Путешествие точки
1
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
11
«Шаг в будущее»
1
Конструктор «Кубики». Игры:
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».
12
Тайны окружности
1
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
13
Математическое путешествие
1
Вычисления в группах.
14
«Новогодний серпантин»
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки.
15
«Новогодний серпантин». Решение комбинаторных задач
1
Решение комбинаторных задач.
16
Математические игры
1
Построение математических пирамид.
17
«Часы нас будят по утрам…»
1
Определение времени по часам с точностью до часа.
18
Геометрический калейдоскоп
1
Задания на разрезание и составление фигур.
19
Головоломки.
Расшифровка закодированных слов
1
Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.
20
Секреты задач
1
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.
21
«Что скрывает сорока?» Ребусы
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.
22
Весёлый счёт. Соревнование
1
Игра «Говорящая таблица умножения».
23
Решение занимательных задач
1
Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».
24
Игры с кубиками
1
У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь».
25
В царстве смекалки
1
Решение нестандартных задач.
26
Составь геометрическую головоломку.
1
Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.
27
Мир занимательных задач
1
Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.
28
Задачи по страницам сказок
1
Задача «о волке, козе и капусте».
29
Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
13
Математическое путешествие. Весёлый счёт
1
Вычисления в группах. Соревнования.
14
Выбери маршрут
1
Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои.
15
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.
16
В царстве смекалки. Решение логических задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.
17
В царстве смекалки. Решение нестандартных задач
1
Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ
18
Мир занимательных задач
1
Решение занимательных задач, задач в стихах.
19
Геометрический калейдоскоп
1
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
20
Интеллектуальная разминка. Задачи – шутки
1
Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки.
21
Задачи на сообразительность
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
22
Мир занимательных задач
1
Решение нестандартных задач.
23
Математические головоломки
1
Составление и разгадывание математических ребусов.
24
Комбинаторные задачи
1
Решение комбинаторных задач.
25
Числовые головоломки
1
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.
26
Конкурс смекалки. Задачи в стихах
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
27
Это было в старину
1
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт. Решение старинных задач.
28
Математические фокусы
1
Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
29
Математический лабиринт
1
Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
30
Составление занимательных заданий
1
Решение занимательных задач.
31
Интеллектуальная разминка
1
Работа в «центрах» деятельности: математические ребусы, головоломки.
32
Энциклопедия математических развлечений
1
Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги).
Итого:
32 ч
4 класс
№ п\п
Название темы занятия
Количество часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Дата
1
Числа-великаны
1
Как велик миллион?
2
Мир занимательных задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.
3
Кто что увидит?
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
4
История возникновения римских цифр
1
Занимательные задания с римскими цифрами.
5
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.
6
Секреты задач
1
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?».
7
В царстве смекалки
1
Решение заданий на смекалку.
8
Математический марафон
1
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».
9
«Спичечный» конструктор
1
Построение конструкции по заданному образцу.
10
«Спичечный» конструктор
1
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
11
Выбери маршрут
1
Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.
12
Математические фокусы
1
«Открой» способ быстрого поиска суммы.
13
«Постигаем мы без скуки очень важную науку». Развивающие игры
1
Развивающие игры.
14
Математическая копилка
1
Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач.
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
17
Решай, отгадывай, считай
1
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
18
В царстве смекалки
1
Сбор информации для составления заданий.
19
Числовые головоломки
1
Заполнение числового кроссворда.
20
Решение и составление ребусов, содержащих числа
1
Запись решения в виде таблицы.
21
Мир занимательных задач
1
Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.
22
Задачи со многими возможными решениями
1
Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв условной записи.
23
Математические фокусы
1
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».