kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» для 1 – 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания;
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
  • способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий;
  • формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
  • учить делать доступные выводы  и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная математика» для 1 – 4 классов»





















Рабочая программа

дополнительного образования

«Занимательная математика»

для 1 – 4 классов






Оглавление



  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………….…………………3

  2. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы «Занимательная математика» …...6

  3. Содержание программы …………………………………………………………………………….………………………8

  4. Тематическое планирование ……………………………………………………………….……………………………..10

  5. Календарно – тематический план ………………………………………………………………………………………...15

  6. Методическое и материально – техническое обеспечение программы ………………………………………………..28























  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 4 года обучения и составлена на 32 ч в год в 1 – 4 классах.

Программа составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Её актуальность вызвана тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Курс состоит из 3 разделов:

1.Числа. Арифметические действия. Величины.

2. Мир занимательных задач.

3. Геометрическая мозаика.

Ценность курса состоит в:

— формирование умения рассуждать;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания;

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;

  • способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий;

  • формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;

  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

В работе с детьми будут использованы следующие методы: словесные, наглядные, практические, частично – поисковый, исследовательские.

Формы: математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения, конкурсы.

К концу 1 класса учащиеся должны научиться:

- понимать, как люди учились считать;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта;

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

К концу 2 класса учащиеся должны научиться:

- понимать нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов;

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

К концу 3 класса учащиеся должны научиться:

- различать имена и высказывания великих математиков;

- работать с числами – великанами;

- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;

- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

К концу 4 класса учащиеся должны научиться:

- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;

- конструировать предметы из геометрических фигур;

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;

- решать задачи на противоречия;

- анализировать проблемные ситуации в задачах;

- работать над проектами.













  1. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • овладение способами исследовательской деятельности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

  • формирование устойчивой учебно-познавательной мо­тивации учения.

Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной лите­ратуры, энциклопедий, справочников;

  • умение использовать знаково-символические средства;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные результаты:

  • умение складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

  • правильно выполнять арифметические действия;

  • умение рассуждать логически грамотно;

  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;

  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.


В результате освоения курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).















  1. Содержание программы

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти ответ.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия развивают у учащихся математическое мышление, краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.




  1. Тематическое планирование

1 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.





2.



3.


Числа. Арифметические действия. Величины.




Мир занимательных задач.


Геометрическая мозаика.










Итого:

17





5



10










32 ч

6





1



4










11 ч

11





4



6









21 ч

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Построение «математических» пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа.


Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.


Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.



2 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.




2.




3.


Числа. Арифметические действия. Величины.



Мир занимательных задач.



Геометрическая мозаика.















Итого:

13




8




11















32 ч

5




3




4















12ч

8




5




7














20 ч

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Определение времени по часам с точностью до часа.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Решение олимпиадных задач.

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля

Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.



3 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.







2.





3.


Числа. Арифметические действия. Величины.






Мир занимательных задач.




Геометрическая мозаика.





Итого:

20







8





4





32 ч

7







3





2





12 ч

13







5





2




20 ч

Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.


Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Решение задач со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение олимпиадных задач.


Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.









4 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.








2.








3.

Числа. Арифметические действия. Величины.







Мир занимательных задач.







Геометрическая мозаика.



Итого:

15








13








4



32 ч

5








4








2



11ч

10








9








2



21 ч

Занимательные задания с римскими цифрами.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Отгадывание задуманных чисел. Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач. Поиск в таблице слов, связанных с математикой.



Решение задач разными способами. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение задач на развитие пространственных представлений. Решение задач в стихах повышенной сложности. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».


Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.






  1. Календарно – тематический план

1 класс


п\п

Название темы занятия

Коли

чество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1

Математика — это интересно. Решение нестандартных задач

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха».



2

Танграм: древняя китайская головоломка


1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.


3

Путешествие точки. Построение рисунка на листе в клетку

1

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.


4

Игры с кубиками. Кто быстрее?

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.


5

«Математика любит внимательных». Игры на внимание

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.


6

Волшебная линейка


1

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.


7

«Весёлый улей». Задачи – шутки

1

Задачи – шутки.


8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.

Проверка выполненной работы.


9

«Считай, не зевай». Математические дорожки. Счёт по вертикали

1

Игры – соревнования.


10

Игры с кубиками. Соревнование

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.


11

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.


12

«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Викторины, ребусы, шарады

1

Викторины, ребусы, шарады.


13

«Спичечный» конструктор

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.


14

Задачи-смекалки

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.


15

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.


16

Математический тренинг. Магические квадраты

1

Построение «математических» пирамид.


17

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.


18

Математические головоломки

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки.


19

Математическая карусель. Решение занимательных задач

1

Решение занимательных задач.


20

Уголки. Составление фигур

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.


21

Игра в магазин


1

Монеты.



22

Конструирование фигур из деталей танграма

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.


23

«В стране Сообразили». Математические раскраски

1

Весёлый счёт. Взаимный контроль.


24

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах.


25

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».


26

Секреты задач

1

Решение нестандартных задач.


27

«Математическая карусель». Математические сказки

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.


28

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.


29

«Математическая карусель». Математические кроссворды

1

Построение «математических» пирамид. Кроссворды.


30

Математические игры. Цифра заблудилась

1

Построение «математических» пирамид.


31

«Гимнастика ума». Логические задачи

1

Решение логических задач.


32

Мир занимательных задач

1

Решение нестандартных задач.



Итого:

32 ч









2 класс


п\п

Название темы занятия

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1


«Удивительная снежинка»

1


Геометрические узоры. Закономерности в узорах.




2


Математические игры


1


Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».



3


Прятки с фигурами

1


Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.



4

Секреты задач

1

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.


5


«Спичечный» конструктор

1


Построение конструкции по заданному образцу.




6


«Спичечный» конструктор

1


Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.



7

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.


8

«Шаг в будущее»

1

Конструкторы: «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»


9

Геометрия вокруг нас


1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.


10

Путешествие точки

1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.


11

«Шаг в будущее»


1

Конструктор «Кубики». Игры:

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».


12

Тайны окружности


1

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).


13

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах.



14

«Новогодний серпантин»

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки.


15

«Новогодний серпантин». Решение комбинаторных задач

1

Решение комбинаторных задач.



16

Математические игры


1

Построение математических пирамид.


17

«Часы нас будят по утрам…»

1

Определение времени по часам с точностью до часа.



18

Геометрический калейдоскоп

1

Задания на разрезание и составление фигур.



19

Головоломки.

Расшифровка закодированных слов

1

Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.



20

Секреты задач

1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.


21

«Что скрывает сорока?» Ребусы

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.


22

Весёлый счёт. Соревнование

1

Игра «Говорящая таблица умножения».



23

Решение занимательных задач

1

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».


24

Игры с кубиками

1

У каждого два кубика. Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь».


25

В царстве смекалки

1

Решение нестандартных задач.


26

Составь геометрическую головоломку.

1

Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.


27

Мир занимательных задач

1

Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.


28

Задачи по страницам сказок

1

Задача «о волке, козе и капусте».



29

Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел

1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое (ходом шахматного коня).



30

Математическая эстафета

1

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).


31

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм.


32

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи.



Итого:

32 ч











3 класс


п\п

Название темы занятия

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1

«Числовой» конструктор

1

Игра «Продолжай, не зевай».


2.

Геометрия вокруг нас


1

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.


3

Волшебные переливания

1

Задачи на переливание.


4

В царстве смекалки

1

Решение нестандартных задач.


5

Решение нестандартных задач

1

Решение нестандартных задач.


6

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу.



7

«Спичечный» конструктор

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.


8

Числовые головоломки


1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.


9

Интеллектуальная разминка

1

Решение занимательных задач.



10

Математические фокусы

1

Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.


11

Математические игры

1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками».


12

Секреты чисел

1

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.


13

Математическое путешествие. Весёлый счёт

1

Вычисления в группах. Соревнования.


14

Выбери маршрут


1

Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои.


15

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.


16

В царстве смекалки. Решение логических задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.


17

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач

1

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ


18

Мир занимательных задач

1

Решение занимательных задач, задач в стихах.


19

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.


20

Интеллектуальная разминка. Задачи – шутки

1

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки.


21

Задачи на сообразительность

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.


22

Мир занимательных задач

1

Решение нестандартных задач.



23

Математические головоломки

1

Составление и разгадывание математических ребусов.


24

Комбинаторные задачи

1

Решение комбинаторных задач.


25

Числовые головоломки

1

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.


26

Конкурс смекалки. Задачи в стихах

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.


27

Это было в старину

1

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт. Решение старинных задач.


28

Математические фокусы


1

Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.


29

Математический лабиринт

1

Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».



30

Составление занимательных заданий

1

Решение занимательных задач.



31

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: математические ребусы, головоломки.


32

Энциклопедия математических развлечений

1

Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги).



Итого:

32 ч
















4 класс


п\п

Название темы занятия

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1

Числа-великаны

1

Как велик миллион?


2

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.


3

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.


4

История возникновения римских цифр

1

Занимательные задания с римскими цифрами.


5

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.


6

Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?».


7

В царстве смекалки

1

Решение заданий на смекалку.


8

Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».



9

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу.



10

«Спичечный» конструктор

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.


11

Выбери маршрут

1

Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.


12

Математические фокусы

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы.


13

«Постигаем мы без скуки очень важную науку». Развивающие игры

1

Развивающие игры.


14

Математическая копилка

1

Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач.


15

«Думай, считай, отгадывай!». Весёлый счёт. Числовые головоломки

1

Числовые головоломки.


16

«Математический марафон». Игра «Вопрос – ответ»

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.


17

Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.


18

В царстве смекалки

1

Сбор информации для составления заданий.


19

Числовые головоломки

1

Заполнение числового кроссворда.


20

Решение и составление ребусов, содержащих числа

1

Запись решения в виде таблицы.



21

Мир занимательных задач

1

Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.


22

Задачи со многими возможными решениями

1

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв условной записи.


23

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».


24

Интеллектуальная разминка. Математические головоломки

1

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки,

занимательные задачи.



25

Интеллектуальная разминка. Занимательные задачи

1

Математические головоломки, занимательные задачи.



26

Блиц-турнир по решению задач

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.


27

Математическая копилка. Решение комбинаторных задач

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к Международному конкурсу «Кенгуру».


28

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?


29

Математический лабиринт

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.



30

Математический праздник

1

Задачи в стихах. Игра «Задумай число».



31

Интеллектуальная разминка. Занимательные задачи

1

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки,

Занимательные задачи.


32

Математическая копилка. «Мы, играя, проверяем, Что умеем и что знаем»

1

Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы, шарады.




Итого:

32 ч















6. Методическое и материально – техническое обеспечение программы.

Методическое обеспечение


Литература для учителя


  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008

  5. Волина В.В. Праздник числа – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996 – 304 с.

  6. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

  7. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.

  8. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  9. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011

  10. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990

  11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  12. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.

  13. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  14. Тихомирова Л.Ф., Басов Л.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 – 240 с.

  15. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  16. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: М.: Просвещение, 1993 – 191 с.

  17. Шевердина Н.А. Новые олимпиады для нач. школы/ Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с.

  18. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.


Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


Материально – техническое обеспечение

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

  2. Телевизор

  3. Ноутбук

  4. Сканер

  5. Принтер лазерный

  6. Ксерокс

  7. Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10 (счётные палочки, фишки жёлтые и красные)

  8. Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20 (счётные палочки, фишки жёлтые и красные)

  9. Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное), с возможностью крепления на доске

  10. Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100

  11. Линейка

  12. Циркуль

  13. Метры демонстрационные

  14. Рулетки

  15. Угольники классные

  16. Циркули классные

  17. Комплекты цифр и знаков

  18. Комплекты цифр и знаков («математический веер»)

  19. Набор геометрических фигур

  20. Модели объёмных фигур (шар, куб)

  21. «Спичечный конструктор»

  22. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

  23. Часовой циферблат с подвижными стрелками.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бордзеловская Татьяна Викторовна

Дата: 28.08.2019

Номер свидетельства: 518626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа дополнительного образования.Занимательная математика.4 класс. "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-zanimatiel-naia-matiematika-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "185099"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426147436"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства