Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
«___»________________2014 г.
Организация-разработчик: ФГБОУ ВПО Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского, Геологический колледж СГУ.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с рекомендациями ФИРО по специальности СПО 21.02.08 Прикладная геодезия.
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл, профильные общеобразовательные дисциплины.
-самостоятельной работы обучающегося 145часов.
| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся, | Объём часов | Уровень освоения |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Раздел 1. Повторение | | 24 | |
| Тема 1.1. Действия над числами. | Развитие понятие о числе. Действие с обыкновенными дробями. Действие с десятичными дробями. | 10 | 2 |
| Проценты, пропорции. Формулы сокращенного умножения. | 2 |
| Тема 1.2. Прямоугольный треугольник. | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. | 6 | 2 |
| Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Решение прямоугольных треугольников. | 2 |
| Контрольная работа | 3 |
| Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий и учебной литературы. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Проценты. Пропорции. 2. Формулы сокращенного умножения. | 8 | |
| Раздел 2. Алгебра, теоретико-функциональность, уравнения и неравенства. | | 145 | |
| Тема 2.1. Линейные и квадратные уравнения, неравенства и системы | Линейные уравнения и их решения. Решение линейных уравнений. | 24 | 3 |
| Квадратные уравнения и их решение. Решение квадратных уравнений. | 3 |
| Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на множители. | 3 |
| Решение систем линейных уравнений. Решение систем квадратных уравнений. | 2 |
| Решение линейных неравенств. Решение систем линейных неравенств. | 3 |
| Решение квадратных неравенств. Решение систем квадратных неравенств. | 3 |
| Контрольная работа. | 3 |
| Тема 2.2.Корни, степени, иррациональные уравнения | Степень с натуральным показателем и ее свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. | 16 | 3 |
| Арифметический квадратный корень и его свойства. Корень n-ой степени и его свойства. | 3 |
| Иррациональные уравнения и их решение. Решение иррациональных уравнений. | 2 |
| Контрольная работа | 3 |
| Тема 2.3. Основы тригонометрии. Тригонометрические функции, их свойства и графики. Обратные тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения | Тригонометрические функции числового аргумента. Свойства и графики тригонометрических функций числового аргумента. | 34 | 2 |
| Основные тригонометрические тождества. Преобразование тригонометрических выражений. | 2 |
| Теоремы сложения тригонометрических функций. Формулы приведения тригонометрических функций. | 2 |
| Формулы двойных и половинных углов. Преобразование суммы и разности двух тригонометрических функций в произведение. | 2 |
| Обратные тригонометрические функции. Свойства и графики обратных тригонометрических функций. | 2 |
| Контрольная работа | 2 |
| Решение тригонометрических уравнений вида y=cosx. Решение тригонометрических уравнений вида y=sinx. | 2 |
| Решение тригонометрических уравнений вида y=tgx. Решение тригонометрических уравнений вида y=ctgx. | 2 |
| Однородные тригонометрические уравнения и их решение. Решение однородных тригонометрических уравнений. | 3 |
| Контрольная работа | 3 |
| Тема 2.4.Степенные, показательные, логарифмические функции. Показательные, логарифмические уравнения и неравенства. | Степенная функция. Свойства и график степенной функции. | 22 | 3 |
| Показательная функция. Свойства и график показательной функции. | 2 |
| Понятие показательных уравнений и методы их решения. Решение показательных уравнений. | 2 |
| Показательные неравенства . Методы решений показательных неравенств. | 2 |
| Понятие логарифма. Логарифмическая функция, ее свойства и график | 2 |
| Понятие логарифмических уравнений и методы их решения. Решение логарифмических уравнений. | 2 |
| Логарифмические неравенства. Методы решения логарифмических неравенств. | 2 |
| Контрольная работа | 3 |
| Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий и учебной литературы. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. 1. Решение линейных, квадратных уравнений, неравенств и систем. 2. Вычисления степеней и корней числа, решение иррациональных уравнений. 3. Преобразование тригонометрических выражений. Решение уравнений. 4. Решение тригонометрических, показательных и логарифмических уравнений и неравенств. | 49 | |
| Раздел 3. Элементы математического анализа. Дифференцирование и интегрирование | | 104 | |
| Тема 3.1. Пределы | Понятие предела переменной. Бесконечно малые и бесконечно большие величины. | 10 | 2 |
| Теоремы о пределах. Предел функций. | 2 |
| Вычисление пределов. Непрерывность функций. | 2 |
| Два замечательных предела. Эквивалентные, бесконечно малые величины, число «е». | 2 |
| Тема 3.2 Производная и ее приложение | Приращение функции. Приращение аргумента. | 28 | 2 |
| Производная функции. Формулы дифференцирования простых функций. | 2 |
| Геометрический смысл производной. Уравнение касательной и нормали. | 2 |
| Физический смысл производной. Вычисление производных простых функций. | 2 |
| Понятие о сложной функции. Производная сложной функции. | 2 |
| Вторая производная. Механический смысл второй производной. | 2 |
| Признаки возрастания и убывания функции. Точки Экстремума. | 2 |
| Правило исследования функции на интервалы монотонности и точки экстремума. Алгоритм исследования функции. | 2 |
| Исследование функции. Построение графиков функций. | 2 |
| Контрольная работа. | 3 |
| Тема 3.3. Интеграл и его приложение | Понятие дифференциала функции. Геометрический смысл дифференциала функции. | 32 | 2 |
| Понятие первообразной функции. Понятие неопределенного интеграла. | 2 |
| Свойства неопределенного интеграла. Табличные неопределенные интегралы | 2 |
| Вычисление неопределенного интеграла. Вычисление неопределенного интеграла методом подстановки. | 2 |
| Определенный интеграл и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. | 2 |
| Вычисление определенного интеграла. Вычисление определенного интеграла методом подстановки. | 2 |
| Геометрический смысл определенного интеграла. Площадь криволинейной трапеции. | 2 |
| Приложение определенного интеграла. Вычисление площадей плоских фигур. Вычисление объемов тел вращения. | 2 |
| Контрольная работа | 3 |
| | Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий и учебной литературы. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы. 1. Вычисление предела функции. 2. Вычисление производной функции. 3. Исследование функции с помощью производной. 4. Вычисление определенных и неопределенных интегралов. | 34 | |
| Раздел 4. Геометрия | | 135 | |
| Тема 4.1. Прямые и плоскости в пространстве | Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 22 | 2 |
| Примеры пространственных фигур. Сечения. | 2 |
| Взаимное расположение прямых, прямой и плоскости в пространстве. Взаимное расположение двух плоскостей в пространстве. | 2 |
| Признак параллельности прямой и плоскости в пространстве. Признак параллельности двух плоскостей в пространстве. | 2 |
| Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Теорема о трех перпендикулярах. | 2 |
| Теорема о перпендикулярности плоскостей. Признак перпендикулярности плоскостей. | 2 |
| Контрольная работа | 3 |
| Тема 4.2. Векторы и координаты | Векторы и действия над ними. Декартова система координат. | 10 | 2 |
| Длина вектора, расстояние между двумя точками на плоскости. Деление отрезка в данном отношении, координаты середины отрезка на плоскости. | 2 |
| Длина вектора, расстояние между двумя точками на плоскости. Деление отрезка в данном отношении, координаты середины отрезка в пространстве. | 2 |
| Контрольная работа | 3 |
| Тема 4.3. Геометрические тела и поверхности, объемы и площади поверхностей тел вращения | Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Трехгранный и многогранный углы. | 58 | 2 |
| Призма, параллелепипед и их свойства. Поверхность призмы и параллелепипеда. | |
| Пирамида и ее свойства. Поверхность пирамиды. | 2 |
| Теорема о сечении пирамиды плоскостью. Усеченная пирамида и ее поверхность. | 2 |
| Цилиндр. Поверхность цилиндра. | 2 |
| Конус. Поверхность конуса | 2 |
| Усеченный конус. Поверхность усеченного конуса. | 2 |
| Шар. Сфера, поверхность сферы. | 2 |
| Поверхность многогранников. Поверхность круглых тел. | 2 |
| Контрольная работа | |
| Понятие объема тел. Объем призмы. | 2 |
| Объемы многогранников. Объем цилиндра. | 2 |
| Объем конуса. Объем усеченного конуса. | 2 |
| Объем шара и его частей. Объемы круглых тел. | 2 |
| Контрольная работа | 3 |
| | Самостоятельная работа. Систематическая проработка конспектов занятий и учебной литературы. Тематика внеаудиторных самостоятельных работ. 1. Доказательство изученных теорем, решение задач на параллельность и перпендикулярность. 2. Изучение правил действия над векторами. 3. Построение макетов многогранников и тел вращения, решение задач на вычисление их площадей и объемов. | 45 | |
| Раздел 5. Элементы комбинаторики, теории вероятности и математической статистики | | 27 | |
| Тема 5.1 Основные понятия комбинаторики | Понятие факториала и перестановки. Понятие размещений и сочетаний | 6 | 2 |
| Вычисление перестановок. Вычисление размещений и сочетаний. | 2 |
| Тема 5.2. Основные понятия теории вероятностей | Предмет теории вероятностей. Основные понятия и определения. | 6 | 2 |
| Относительная частота события. Определение вероятности события. Вычисление вероятности события. |
| Тема 5.3. Основные понятия математической статистики | Числовые характеристики дискретной случайной величины. Математическое ожидание и дисперсия дискретной случайной величины. | 6 | 2 |
| Понятие о законе больших чисел. Понятие о задачах математической статистики. | 2 |
| Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий и учебной литературы. Тематика внеаудиторных самостоятельных работ: 1.Вычисление факториалов чисел, определение вероятности события. 2. Решение задач математической статистики. | 9 | |
| | ВСЕГО | 435 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
-учебно-наглядные пособия (плакаты, модели, таблицы формул, мультимедийное оборудование).
1. Богомолов Н.В.Математика(электронный ресурс) – М.:Дрофа, 2010
2. Богомолов Н.В.Математика(текст) – М.: Дрофа, 2010
3. Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2010
4. Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10 (11) кл. – М., 2010.
Богомолов Н.В. Сборник задач по математике.- М.: Дрофа, 2003
1. http://www.exponenta.ru/
2. http://www.y10k.ru
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, контрольных работ, а также выполнения обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ.
| Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| Умения: | |
| выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; | Внеаудиторная самостоятельная работа |
| находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах; | Тестирование, контрольная работа |
| выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций; | Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа, математический диктант |
| делать практические расчеты по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства. | Контрольная работа |
| вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции; | Устный опрос |
| определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках; | Устный опрос |
| строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций; | Устный опрос, внеаудиторная самостоятельная работа |
| использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин; | Устный опрос |
| делать описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков. | Устный опрос |
| находить производные элементарных функций; | Тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа |
| использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков; | Контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
| применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения; | Устный опрос, контрольная работа |
| вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла; | Контрольная работа |
| решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; | Контрольная работа |
| использовать графический метод решения уравнений и неравенств; | Контрольная работа, устный опрос |
| изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными; | Тестирование |
| составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах. | Внеаудиторная самостоятельная работа |
| решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; | Тестирование |
| вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; | Тестирование |
| распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; | Тестирование |
| описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; | Тестирование, математический диктант |
| анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; | Тестирование |
| изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; | Математический диктант, контрольная работа |
| строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; | Контрольная работа |
| решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); | Математический диктант, контрольная работа |
| использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; | Контрольная работа |
| проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; | Контрольная работа |
| Знания: | |
| значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе; | Внеаудиторная самостоятельная работа |
| значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии; | Внеаудиторная самостоятельная работа |
| универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; | Внеаудиторная самостоятельная работа |
| вероятностный характер различных процессов окружающего мира. | Внеаудиторная самостоятельная работа |