МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Данный материал представляет собой программу занятий кружка " История развития математики". Она рассчитана на 32 часа занятий. Приведено примерное содержание одного из занятий.
Отсутствие в школьной программе курса «История естествознания» влечет за собой множество проблем. Учащиеся воспринимают физику, химию, биологию, математику и другие дисциплины как совершенно самостоятельные, обособленные области знаний, не видят их общего истока и тесной взаимосвязи. Отсюда неполнота восприятия материала, ограниченность творческого потенциала учащихся, отсутствие логических аналогий в рассуждениях.
В структуре курса предусмотрено выполнение учащимися самостоятельных работ творческого характера, разнообразных занимательных и старинных задач, задач повышенной трудности, практических заданий по изготовлению геометрических фигур, выполнению геометрических построений, разнообразные дискуссии и обсуждения по изучаемым вопросам.
Материал занятий рассчитан на ученика любого уровня подготовленности. Некоторые из рассматриваемых вопросов выходят за рамки школьной программы по алгебре и геометрии, но тесно перекликаются с ней. Оригинальность курса в его насыщенности сведениями из истории естествознания, являющимися истоками точных наук и позволяющими систематизировать школьные знания.
Конечно, 32 часа занятий кружка не заполнят эту нишу в полном объеме, но, возможно, пробудят интерес к истории науки, тягу к пониманию красоты и познанию гармонии мира. Через восприятие внешней красоты придет и наслаждение внутренним совершенством, разнообразием свойств и взаимосвязей элементов научной картины мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ »
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Программа занятий кружка по математике для 6 класса «История развития математики».
Современная образовательная технология «Развивающее обучение».
Об актуальности курса
Одна из основных целей работы математического кружка – формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету. И в первую очередь в этом нуждаются ученики, равнодушные к математике или даже боящиеся ее. Психологи утверждают, что пик интереса к математике приходится на 12-13 лет, и задача учителя – пробудить, развить и закрепить его. Сведения исторической рубрики учебников слишком разрозненны, не дают возможности последовательного системного восприятия истории развития математики.
Курс математики 7 класса – качественный скачок в ее изучении. Это подразумевает и разделение материала на алгебру и геометрию, и подтверждение основной части новых теоретических сведений доказательствами, и применение математических знаний и навыков при изучении и решении других дисциплин. Поэтому надо их лучше подготовить к этой ступени изучения математики.
Кроме того, в 5 и 6 классах учащиеся осваивают курс истории Древнего мира и Средних веков. Эти знание помогают им лучше ориентироваться на занятиях кружка.
И все же главной причиной необходимости ознакомления детей с данным курсом является его структурная особенность. Материал выстроен так, чтобы показать, что математическое знание – лишь элемент восприятия целостного мира, лишь один из тесно переплетенных между собой разделов естествознания, лишь одна (но не крайняя) ветвь на древе науки человечества. Отсутствие в школьной программе курса «История естествознания» влечет за собой множество проблем. Для учеников переходы из класса в класс, из кабинета в кабинет, от предмета к предмету – это не путешествие по лестнице науки, где каждая ступень – новая грань в кристалле человеческого знания, а прыжки с кочки на кочку в «болоте» поверхностной, мозаичной информации о них. Учащиеся воспринимают физику, химию, биологию, математику и другие дисциплины как совершенно самостоятельные, обособленные области знаний, не видят их общего истока и тесной взаимосвязи. Отсюда неполнота восприятия материала, ограниченность творческого потенциала учащихся, отсутствие логических аналогий в рассуждениях.
Конечно, 32 часа занятий кружка не заполнят эту нишу в полном объеме, но, возможно, пробудят интерес к истории науки, тягу к пониманию красоты и познанию гармонии мира. Через восприятие внешней красоты придет и наслаждение внутренним совершенством, разнообразием свойств и взаимосвязей элементов научной картины мира.
Методические основы
В основу курса положен материал, содержащийся в пособиях по курсу истории естествознания, разработанных Марчуковой Светланой Марковной (кафедра теории и методики естественнонаучного образования СПб АППО).
В структуре курса предусмотрено выполнение учащимися самостоятельных работ творческого характера, разнообразных занимательных и старинных задач, задач повышенной трудности, практических заданий по изготовлению геометрических фигур, выполнению геометрических построений, разнообразные дискуссии и обсуждения по изучаемым вопросам.
Материал занятий рассчитан на ученика любого уровня подготовленности. Некоторые из рассматриваемых вопросов выходят за рамки школьной программы по алгебре и геометрии, но тесно перекликаются с ней. Оригинальность курса в его насыщенности сведениями из истории естествознания, являющимися истоками точных наук и позволяющими систематизировать школьные знания.
Особый интерес у ребят вызывают темы «О пространстве…». Форма подачи материала в виде хорошо иллюстрированной игры с наглядной моделью пространства позволяет в увлекательной и доступной форме подвести учеников к современным представлениям об удивительных свойствах пространства, его парадоксах и особенностях, к началам теории относительности и актуальным вопросам философии современного естествознания.
Темы занятий
Занятие 1
Вводное занятие. Лента времени.
Часть 1
Математические представления Древнего Мира
Занятие 2
Происхождение чисел и систем счисления. Десятичная система счисления. Цифры и числа. Старинные способы записи чисел.
Занятие 3
Римская система счисления. Правила записи римских чисел. Упражнения с римской нумерацией.
Занятие 4
Алфавитные системы счисления. Славянская алфавитная нумерация.
Занятие 5
Позиционная система счисления Междуречья. Счет и цифры индейцев Майя.
Занятие 6
Понятие об отвлеченном числе. Происхождение нуля. Абак. Абакисты и алгорифмики.
Занятие 7
Математика Древнего Востока. Папирусы Древнего Египта и методы вычисления древних египтян. Геометрия страны пирамид.
Занятие 8
Междуречье. Древний Китай (арифметика, алгебра и теория чисел, геометрия).
Занятие 9
Заключительное занятие по теме. Творческие задания.
Часть 2
О пространстве
Занятие 10
Система координат трехмерного мира. Многомерность пространства. Двумерный и трехмерный миры.
Занятие 11
Флатландия – двумерный мир. Обитатели Флатландии.
Занятие 12
Необычайное приключение квадрата. Сферландия – трехмерный мир. Фокусы сферы.
Занятие 13
Лента Мёбиуса. История доктора Пункто.
Занятие 14
Искривление пространства Флатландии. Какое же оно, трехмерное пространство? Загадочный мир на гравюрах Эшера.
Занятие 15
Заключительное занятие. Творческая работа «Сказки Флатландии»
Часть 3
Математические представления Древней Греции.
Занятие 16
Возникновение греческой науки. Первые философы. Когдаматематика стала настоящей наукой? Фалес.
Занятие 17
Пифагор, его учение. Дисциплины квадривиума. Пифагорейские числа. Арифметика. Геометрия.
Занятие 18
Музыкальная гармония. Опыт с монохордом.
Занятие 19
Открытие иррациональности. Постижение бесконечного. Зенон Элейский, его парадоксы.
Занятие 20
Платон. Мир идей Платона. Стихии Платона.
Занятие 21
Элементы в атомистике Платона. Свойства тел Платона.
Занятие 22
Аристотель. Софизмы. Аристотель о движении.
Занятие 23
Евклид, его «Начала».
Занятие 24
Заключительное занятие. Практическая работа «Тела Платона.
Часть 4
О математических представлениях Средневековья.
Занятие 25
Магия и числа.
Занятие 26
Символизм в восприятии мира. Семь свободных искусств. Средневековые схоласты против античных философов.
Занятие 27
Жизнь И.Кеплера. Его основные открытия. В поисках божественной гармонии.
Занятие 28
Многогранники Кеплера. «О шестиугольных снежинках».
Занятие 29
Беседа о математических взглядах на окружающий мир. Время, пространство, число.
Занятие 30
История календаря.
Занятие 31
Обзор. Дискуссия на тему: Что меня заинтересовало в истории математики?
Занятие 32
Заключительное занятие. Выставка-презентация творческих работ.
Занятие №19
Открытие иррациональности. Постижение бесконечного. Зенон Элейский, его парадоксы (примерное содержание).
- Вопрос к учащимся: Что называют отношением? Что показывает отношение? Приведите примеры отношений.
Вначале пифагорейцы полагали, что отношение любых физических или геометрических величин можно выразить отношениями целых чисел. В частности, они считали, что все отрезки соизмеримы, то есть, для любых двух отрезков AB и CD существует такой отрезок, который целое число раз укладывается и по длине AB и по длине CD, а значит, геометрию можно свести к арифметике. Однако вскоре пифагорейцы сделали открытие, которое перевернуло все их взгляды: они доказали, что отношение длины диагонали квадрата к стороне квадрата нельзя выразить отношением целых чисел.
Вначале пифагорейцы старались держать свое открытие в секрете. Об этом рассказано в одной легенде, согласно которой Гиппас Метапонтский, выдавший секрет, погиб во время кораблекрушения, будучи наказан богами за болтливость.
Позже были найедены и другие несоизмеримые отрезки. Теэтет (молодой талантливый афинский математик, был смертельно ранен в 360 году до н.э.на поле брани под Коринфом) доказал, что если площадь квадрата равна любым целым неквадратным числам (2,3,5,6,7,8,10 и т.д.), то сторона квадрата несоизмерима с единицей. Теэтет дал и алгебраическое и геометрическое доказателство иррациональности чисел – корней квадратныхиз 2 и 3.
Открыв иррациональные числа, древнегреческие мыслители заключили, что арифметика не может быть основой для геометрии, так как геометрические величины имеют более общую природу, чем числа и их отношения. Значит, в основу математики следует положить геометрию. Геометрическое облачение придало математике необыкновенную красоту и монолитность. Учение о решении уравнений и сама арифметика приобрели геометрическю форму.
- Вопрос к учащимся: докажите геометрически, что (а*b)*c=a*(b*c). Что вам нравится в этом доказательстве?
Интересны четыре замчательные задачи, поставленные древними греками. Этими задачами человечество занималось свыше двух с половиной тысячелетий.
Вот они:
Разделить окружность или дугу на произвольное число равных частей (построить в окружности правильный многоугольник с любым числом сторон);
Удвоить куб, то есть построить куб вдвое большего объема;
Разделить любой угол на три равные части (трисекция угла);
Построить квадрат площадью, равной площади данного круга (о квадратуре круга).
Все задачи требовалось решать точно, пользуясь только циркулем и линейкой без делений. Несмотря на кажущуюся простоту, эти задачи неразрешимы, что было установлено лишь во второй половине XIX века.
- Вопрос к учащимся: Вы знаете, что такое бесконечность? Приведите примеры бесконечности. Как вы ее себе представляете? А вы знаете как обозначают бесконечность. Почему?А как называется этот знак? (ответ:Лемниската)
Вместе с открытием несоизмеримых величин в греческой математике появилось понятие бесконечности. Несмотря на то, что греческие ученые были замечательными мастерами рассуждений и доказательств, они встретили трудности при решении задач с понятиями непрерывного и бесконечного. Одной из таких задач, в которой как будто првильные рассуждения приводят к явно нелепому результату, является знаменитая задача про Ахиллеса и черепаху.
Условия задач были такие: Быстроногий Ахиллес и черепаха стоят на одной и той же дороге, черепаха на одну меру пути впереди Ахиллеса. Они одновременно пускаются в путь в одном и том же направлении. Пусть Ахиллес двигается в 100 раз быстрее. Догонит ли бегун черепаху?
Рассуждали так: Когда бегун пробежит до того места, где стояла черепаха, скажем, 1 км, то черепаха уползет вперед на 100 м. Ахиллес пробежит еще 100м, а черепаха снова удалится от него на 1 метр и так далее до бесконечности. Выходит, что Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху. Но ведь это явно неверно!
- Задание учащимся: найдите ошибку в рассуждениях и самостоятельно решите задачу (Правильный ответ: чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен пробежать 1+1/9 первоначального расстояния между ними).
Сформулировать этот парадокс (или «апорию» - трудность, безысходность) удалось Зенону Элейскому (490-430 гг до н.э.). Зенон из Элеи первым начал строить философию на основе логических рассуждений. Элеаты постоянно пользовались доказательствами путем приведения к абсурду. За мастерское владение диалектикой Зенон был прозван «двуязыким». В древности было известно более 40 апорий, из которых до нас дошло только девять. Свои апории Зенон направил против возможности движения. Но ведь тела движутся на наших глазах! В чем же дело? Размышления на эту тему изложил в своем небольшом стихотворении А.С.Пушкин:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
- Разбор стихотворения с учащимися. Учащиеся рассуждают, объясняют, как они поняли текст.
Общепринятой в греческой математике стала такая точка зрения: в малом не существует наименьшего, но всегда есть еще меньшее. В результате деления отрезка всегда будут получаться отрезки, которые по-прежнему остаются делимыми величинами, и таким путем мы никогда не дойдем до неделимых частиц. Это значит, что отрезок не состоит из точек, а есть «геометрическое место точек».
- Выводы по уроку. Что было особенно интересно? Что запомнилось? Какие имена вы запомнили? Задание: к следующему уроку постарайтесь узнать другие апории, по желанию: попробуйте изобразить бесконечность. Подумайте, есть ли разница между бесконечностью малого и бесконечностью большого? Если да, то в чем она?