Игра в шашки - форма развития математических способностей
Игра в шашки - форма развития математических способностей
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра в шашки - форма развития математических способностей»
Игра в шашки - форма развития математических способностей
В ряду интеллектуальных игр шахматы занимают едва ли не первое место. Но и шашки близки к ним. Шашки - увлекательная игра, созданная народом.
Шашечная игра намного древнее шахматной. Некоторые учёные склонялись к мысли, что шахматы и шашки родственны. Известный шахматист, бывший чемпион мира, доктор Эммануил Ласкер говорил, что шашечная игра – мать шахматной... и достойная мать.
Несмотря на то, что шашки и шахматы совершенно разные игры, они давно верно служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, часто конкурируя между собой. Игра в шашки только на первый взгляд кажется простой и нетрудной. А простые шашки имеют свои тонкости, недоступные шахматным игрокам. Бывало, думают, что хорошо пошёл, а смотрят. Поставили такую двойную ловушку, что поневоле попадут в одну из них.
Шашки требуют от играющего усиленной деятельности мысли, изобретательности и сообразительности, способствуют развитию памяти и внимания. Играющий должен всё время рассчитывать возникающие варианты, намечать план игры и стремиться осуществлять его, уметь противостоять планам противника и бороться против его воли. От одной опасности предостеречь с самого начала. Увидев, сколь стройна и строга логика шашечной игры, начинающие часто не учатся думать, а просто повторяют варианты. Тогда мысль перестаёт работать. Такой подход пагубен.
Шашечное творчество содержит элементы науки. В шашках применяются научные методы исследования. Прежде всего – анализ. Он пронизывает шашки снизу доверху. Без кропотливого, всестороннего анализа нельзя серьёзно говорить о творчестве, но исчерпывающий анализ очень труден и не всегда возможен. Нередко возникают такие позиции, которые вообще плохо поддаются анализу. Тут приходит на помощь оценка позиций. Научиться правильно оценивать позиции нелегко. Здесь нужны, и богатая практика, и знания, и интуиция.
Трудность понимания процесса шашечного мышления заключаются в том, что в шашках выступает единственное по своей специфике сочетания элементов игры, искусства, научного познания. Каждый из этих элементов разнороден и требует своего аналитического подхода, а стало быть – и педагогического наблюдения и исследования. Предметный и объективный характер мышления – специфика творчества шашиста. А сила воображения, способность установления единства мыслительного процесса, анализ и синтез частей объекта – всё это обогащает личность ученика, его разум и стремление к трудовой деятельности. Шашки безжалостны к ошибкам человека, также как математика. Неправильно решенная задача, снижает оценку.
Для рассеянного и невнимательного ученика, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания развивающая за шашечной доской – драгоценное приобретение. На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать. Что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом их серьезного увлечения шашками и несомненно являются следствием указанной особенности воздействия шашек на психику.
Наиболее важными для ученика в шашках являются такие свойства, как сосредоточенность и устойчивость внимания. Сосредоточенность в равной степени необходима, как при восприятии, так и в запоминании, воспроизведении, деятельности мышления и воображения. Внимание шашиста проявляется особенно в тесной связи с мышлением и поэтому можно с полным правом говорить о преимущественно интеллектуальном характере внимания шашиста, которое носит ярко выраженный произвольный характер.
Я в школьные годы научилась играть в шахматы и играла неплохо. Участвовала в республиканских и российских соревнованиях. И решила попробовать вовлечь своих учащихся в прекрасный мир шахмат. С 1991 года начала вести кружок для всего класса. За три года научились хорошо играть и проявили интерес всего 6 учащихся из 17. Из них трое продолжили учёбу в улусной гимназии. Не получив удовлетворительных результатов по шахматам, решила попробовать игру в русские шашки. С 1993 года для своих первоклашек начала проводить кружок “шашки” в неделю один раз. А затем последующие годы учащиеся сами увлеклись игрой. Занятия стала проводить ежедневно по 20-30 минут и играли сами во время перемены. Повысилась заинтересованность детей к занятиям. Стали усидчивыми и внимательными на уроках, повысились навыки по вычислению, быстро стали решать не только задачи и примеры, но и задачи на развитие логических мышлений. Ученики, решая задачи, не просто отвечают на вопрос. Поставленной в задаче, но и подходят к ней как к проблеме, которую надо рассмотреть со всех сторон: нет ли в задаче противоречивых данных и данных не соответствующих жизни, соответствует ли полученный ответ действительности. Нельзя ли решать эту задачу по другому. А сам процесс решения задачи приносит ученику радость преодоления трудностей, осознанию своих умственных возможностей.
Шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос. Это во многом зависит от них самих. Но главной моей целью было и есть: научить моих учащихся думать, размышлять, делать выводы.