Элективны курс по математике для обучающихся 9 классов "Графики улыбаются". Данный курс позволяет углубить знания обучающихся по построению графиков линейной, квадратичной функций, а также раскрыть перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящие за рамки школьной программы. Построение кусочно-заданной функции, графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля, позволяют передать красоту математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«элективный курс по математике "Графики улыбаются" »
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
предметов художественно-эстетического цикла №27
имени А.А.Дейнеки» города Курска
Учебная программа элективного курса по математике
«ГРАФИКИ УЛЫБАЮТСЯ»
Общее количество часов: 8
В том числе лекций: 2
Семинарских занятий: 2
Самостоятельная (практическая) работа: 4
Основания для разработки программы: Государственный стандарт общего образования, базисный учебный план, учебный план школы
Программа разработана Печеневаой А.А. на основе программы элективного курса «Графики улыбаются» из книги: Профильное образование. Математика 8-9 классы: сборник элективных курсов/ авт.-сост. Козина М.Е. – Волгоград: «Учитель», 2006.
Курск – 2014 Пояснительная записка
На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различными величинами не только в математике, но и в других сферах деятельности. С помощью графиков наиболее естественно отражаются функциональные зависимости одних величин от других.
Геометрические преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики, содержащие переменную под знаком модуля, позволяют передать красоту математики.
Курс «Графики улыбаются» позволит углубить знания учащихся по построению графиков линейной, квадратичной функции, а также раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящие за рамки школьной программы.
Цели курса: создание учащимся условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала на основе расширения представлений о графиках основных функций.
Задачи курса:
закрепление основ знаний о построении графиков функций;
формирование умений по построению графиков с модулем;
вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.
формирование навыков самостоятельной работы, работы в малых группах;
способствовать формированию познавательного интереса к математике;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Курс предназначен для учащихся 9 классов средних общеобразовательных учреждений, реализующих предпрофильную подготовку, рассчитан на 8 часов аудиторного времени.
Включенный в программу материал представляет познавательный интерес для учащихся и может применяться для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Форма проведения
Образовательный продукт
всего
лекции
практические занятия
семинары
1
Введение
1
1
Беседа, тестирование
записи
2
Геометрические преобразования графиков функций
3
1
2
Лекция, практикум, тестирование
опорный конспект, решенные задания, тест
3
Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований
1
0,5
0,5
Практикум
опорный конспект, решенные задания
4
Графики кусочно-заданных функций
1
1
практикум
опорный конспект, решенные задания
5
Построения линейного сплайна
1
0,5
0,5
Лекция, практикум
решенные задания
6
Презентации проектов «Графики улыбаются»
1
1
семинар-практикум
выполненные проекты
Учебно – тематический план
Содержание курса
Введение (1ч)
Постановка цели и задач курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Требования, предъявляемые к участникам курса. Проверка владения базовыми умениями.
Геометрические преобразования графиков функций ( 3 ч)
Простейшие преобразования графиков функций (осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и т.п.). Правила построения графиков функций y=f(x)+k, y=af(x), y=-f(x), y=f(-x), y=f(x+c), если известен график функции y=f(x).
Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований( 1 ч)
Правила построения графиков функций y=│f(x)│, y=f(│x│), │y│=f(x), если известен график функции y=f(x).
4. Графики кусочно-заданных функций ( 1 ч)
5.Построения линейного сплайна ( 1 ч)
Метод линейного сплайна. Его применение для построения графиков, содержащих модуль.
Презентации проектов «Графики улыбаются» ( 1 ч).
Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны
знать и понимать:
метод геометрических преобразований;
правила построения графиков функций, содержащих знак абсолютной величины;
метод линейного сплайна.
уметь:
применять метод геометрических преобразований на примере графиков линейной функции и обратной пропорциональности;
строить графики, содержащие модуль
строить графики линейного сплайна.
Контроль уровня учебных достижений девятиклассников по изученному материалу осуществляется по итогам выполнения самостоятельной работы нескольких видов:
решение на практических занятиях (индивидуально и в группах) и дома заданий из раздела «Задания для самостоятельного решения»;
решение тестовых заданий;
подготовка и участие в работе семинаров;
выполнение заданий творческого характера.
Формой итоговой отчетности учащихся являются проекты «Графики улыбаются».
Литература
Алгебра. 9 класс. Пособие для самостоятельной подготовки к итоговой аттестации 2006./ Под ред. Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону: изд-во «Легион», 2005.
Задания по математике для подготовки к письменному экзамену в 9 классе /[Л.И. Звавич, Д.И. Аверьянов, Б.П. Пигарев, Т.Н. Трушианина].- М.: Просвещение, 2005.
Коршунова Е. Модуль и квадратичная функция // Математика. - №7. – 1998.
Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике / Данкова И.Н., Бондаренко Т.Е., Емелина Л.Л., Плетнева О.К. – М.: «5 за знания», 2006.
Профильное образование. Математика 8-9 классы: сборник элективных курсов/ авт.-сост. Козина М.Е. – Волгоград: «Учитель», 2006.
Садыкина Н. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля // Математика. - №33. – 2004. – с.19-21.
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. /Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, с.Б. Суворова. – м.: Дрофа, 2004.
Фрадков А.В. математические олимпиады в школе. 5-11 класс. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Фрундин В.Н., Жигалина Н.Н., кармолина Е.А., Тимошилова М.Ю. Задания с модулем в школьном курсе математики. Учебно-методическое пособие – Курск: ООО «Учитель», 2004.
Факультативный курс по математике. 7-9 класс. Учебное пособие для средней школы.- М.: Просвещение, 1991.