kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дерево (теория графов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дерево — это связный ациклический граф.Связность означает наличие путей между любой парой вершин, ацикличность — отсутствие циклов и то, что между парами вершин имеется только по одному пути.

Лес — упорядоченное множество упорядоченных деревьев.

Ориентированное (направленное) дерево — ацикличный орграф (ориентированный граф, не содержащий циклов), в котором только одна вершина имеет нулевую степень захода (в неё не ведут дуги), а все остальные вершины имеют степень захода 1 (в них ведёт ровно по одной дуге). Вершина с нулевой степенью захода называется корнем дерева, вершины с нулевой степенью исхода (из которых не исходит ни одна дуга) называются концевыми вершинами или листьями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дерево (теория графов)»

Определение. Н–граф называется неориентированным деревом (или просто деревом) если он связен и не содержит циклов, а значит петель и кратных ребер. Дерево – это минимальный связный граф в том смысле, что при удалении хотя бы одного ребра он теряет связность. Наличие этих двух свойств (связность и отсутствие циклов) позволяет жестко связать число вершин и число ребер: в дереве с вершинами всегда ребер. Пример графа–дерева приведен на рисунке 3.13. В этом графе 8 вершин и 7 ребер. Ни одно ребро нельзя удалить из графа без того, чтобы он не потерял связность.

Вершина графа называется концевой или висячей, если В графе на рис. 3.13 концевыми являются вершины .

Неориентированный граф–дерево может быть превращен в ориентированный. Ориентация неориентированного дерева проводится следующим образом. В дереве выбирается вершина – так называемый корень дерева , и все ребра такого дерева с корнем ориентируются от этой вершины – корня. Для каждой выбранной вершины ориентация дерева единственна, все ребра ориентированы от корня. Если изменить направления всех ребер ориентированного дерева (к корню) получим ориентированный граф, который иногда называют сетью сборки.

В каждую вершину ориентированного дерева (за исключением корня) входит только одно ребро. Любое дерево можно ориентировать, выбрав в качестве корня любую его вершину.

Пусть – вершина дерева с корнем , – множество всех вершин, связанных с корнем цепями, проходящими через вершину . Это множество порождает подграф , который называется ветвью вершины в дереве с корнем . Например, ветвью вершины на рис. 3.13 является подграф , содержащий вершины и ребра .

Определение. Лес – несвязный н–граф без циклов. Связные компоненты леса являются деревьями. Любая часть леса также является лесом или деревом. В неориентированном дереве между любыми двумя вершинами существует цепь и притом только одна.



 

Рассмотрим пример использование графа–дерева для решения задачи поиска гамильтоновых путей на взвешенном по ребрам графе, приведенном на рис. 3.14. Веса можно рассматривать как некоторый эквивалент затрат, связанных с переходом по ребру из одной вершины в другую. Будем считать, что коммивояжер отправляется из вершины , с тем, чтобы посетить вершины и вновь вернуться в .

 

Для решения задачи удобно воспользоваться вспомогательным графом–деревом, который позволяет не только получить все гамильтоновы пути, но и отслеживать вес каждого пути. Методика построения следующая: выделяется исходная вершина и ей присваивается нулевой вес. На вспомогательном графе такая вершина помечается как . Из исходной вершины проводятся ребра во все смежные вершины, по которым маршрут еще не проходил. Новым вершинам присваиваются веса, равный затратам, которые необходимо понести для их достижения из исходной вершины. Для рассматриваемого примера результатом первого шага станут вершины . Далее точно таким же образом производятся шаги из вновь полученных вершин, пока эти пути не приведут в исходную вершину. Часть путей могут быть тупиковыми, так как не позволяют завершить маршрут не заходя дважды в одну и ту же вершину. В данном примере, в частности, последовательность вершин является тупиковой.

Рис. 3.15. Граф–дерево, соответствующий полному перебору вариантов построения гамильтонового цикла в исходном графе рис. 3.14.

 

Приведенный на рис. 3.15 граф–дерево построен для решения задачи поиска кратчайшего гамильтонового пути с использованием метода полного перебора вариантов.

Проблема, однако, в том, что при большом числе вершин полный перебор вариантов, это работа, требующая огромных вычислений. В частности, для полного графа с вершинами число маршрутов равно . Если 5!=120, то 10!=3 628 800. И все-таки перебор маршрутов иногда бывает полезен. Известен метод решения задачи, в соответствии с которым шаг за шагом строится не полное, а «усеченное» дерево – часть ветвей в процессе его "выращивания" отсекаются, а оставшиеся ветви ведут к решению. Этот метод называется методом ветвей и границ.

Идея метода достаточно очевидна – каким-либо образом выбрать на графе некоторый путь, желательно покороче, а затем отбрасывать все варианты, которые явно длиннее. Простейшим алгоритмом может быть продолжение движения из вершины, имеющей минимальный вес. В рассмотренном примере, после первого шага, движение должно быть продолжено из вершины с наименьшим весом , что приводит в вершины и .

Выигрыш состоит в том, что неподходящие варианты просматриваются не до конца, а лишь до того момента, когда становится ясно, что рассматриваемый вариант хуже имеющегося. Общая полезность такого подхода зависит от степени дифференциации различных маршрутов, и от удачности построения первого маршрута. Ясно также, что в самом плохом случае мы получим полный перебор вариантов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Дерево (теория графов)

Автор: Фомина Нюргуяна Владимировна

Дата: 14.10.2016

Номер свидетельства: 349122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект занятия "Теория графов. Деревья" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-zaniatiia-tieoriia-ghrafov-dieriev-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156984"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421513351"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) ""Математическое шашу-6" (факультативный курс)."
    ["seo_title"] => string(42) "matiematichieskoieshashu6fakultativnyikurs"
    ["file_id"] => string(6) "324452"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462471151"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Программа математического кружка "Успешный абитуриент" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-matiematichieskogho-kruzhka-uspieshnyi-abituriient"
    ["file_id"] => string(6) "131681"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416209572"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "урок по теме :Формулы разности и суммы кубов двух выражений "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-po-tiemie-formuly-raznosti-i-summy-kubov-dvukh-vyrazhienii"
    ["file_id"] => string(6) "130064"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415812576"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) ""Химические реакции". "
    ["seo_title"] => string(24) "khimichieskiie-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "155299"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421256954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства