Корнилова Надежда Леонидовна,
преподаватель математики, КГБОУ СПО (ССУЗ)
Минусинский сельскохозяйственный колледж,
г. Минусинск.
Презентация предназначена
для учащихся 10-11 классов,
студентов 1 курсов
В данной разработке изложена методика проведения внеклассного мероприятия по математике в игровой форме. Разработка содержит подробный ход аукциона, задания для команд, а также электронную презентацию, в которой отражены все этапы мероприятия.
Цели:
формирование и развитие познавательной активности студентов;
совершенствование знаний, умений и навыков по математике;
развитие внимания, памяти, абстрактного мышления;
воспитание интереса к математике через нестандартные и занимательные задания.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение, доска для отражения набранной суммы баллов для каждой команды
Введение
Одним из эффективных путей воспитания у подростков интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Одним из древних средств воспитания и обучения является игра.
С первых лет жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения различными формами деятельности. Первой, и наиболее значимой из них является игра, сопровождающая человека всю его дальнейшую жизнь.
Игра для ребёнка служит не только формой деятельности, но и средством реализации его активности, не только развлечением, как предполагают непосвящённые, но и творчеством, трудом, методом освоения окружающего мира. Психологами и педагогами установлено, что если ребёнок не играет, то у него происходит задержка умственного или физического развития.
Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не учит. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Несмотря на то, что с возрастом игра утрачивает свои позиции, но и в подростковом возрасте, она может сохранить свое влияние как средство стимулирования интереса к обучению.
Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму. Причём в этом процессе предполагается опосредованное воздействие на обучаемого, когда знания и умения прививаются нетрадиционными способами.
Игровой компонент имеет свою специфику, которая выражается прежде всего в том, что его элементы можно применять как в урочное, так и во внеурочное время, его ведущим может быть как учитель, так и ученик, дидактический материал может готовиться как преподавателем, так и обучающимся.
1. Методика подготовки мероприятия
Подготовительный этап к уроку-аукциону:
Продумывание и обсуждение (с ассистентами) предстоящего урока.
Написание плана урока, содержания, правил игры-аукциона.
Подготовка материального обеспечения урока.
Подготовка аудитории, классной доски, рабочих мест жюри.
Подготовка имеющихся в наличии оборудования ( проектор, компьютер, экран)
Объявление учащимся о предстоящем уроке, соответствующий настрой их (подчеркнуть важность, значение этого урока).
2. План проведения мероприятия
Организаторы: Корнилова Н.Л. преподаватель дисциплины «Математика», студенты группы __________
Тема: «Игра - аукцион»
Методическая цель: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по математике; развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности учащихся в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов
Цели:
формирование и развитие познавательной активности студентов;
совершенствование знаний, умений и навыков по математике;
развитие внимания, памяти, абстрактного мышления;
воспитание интереса к математике через нестандартные и занимательные задания.
Форма проведения: игра – аукцион
Методы: словесные, наглядные, практические
Оформление и оборудование: расстановка столов для команд и жюри, компьютер, проектор, экран, таблицы.
Ход мероприятия
1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы мероприятия и задач,
которые предстоит решить в процессе совместной работы)
2. Открытие аукциона.
3. Состязания команд.
4. Подведение итогов и награждение.
3. Сценарий
Открытие аукциона
Ведущий:
Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения не совсем обычно занятия по математике. Проведем итоговый урок – аукцион по математике, мы определим, какими компетенциями вы стали обладать после изучения данной дисциплины.
Разрешите представить вам членов жюри (идет представление).
А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд).
Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.
Правила аукциона
Слайд с рисунком вашего товара выставляется на аукцион; стоимость товара – ответ на заданный вопрос;
Тот, кто знает правильный ответ, поднимает руку;
Отвечает тот, на кого ведущий укажет аукционным молотком;
Если ответ верен, ведущий трижды повторяет его, ударяя каждый раз по аукционному столу молотком;
Желающий перебить ответ должен поднять руку до третьего удара молотка;
Если до третьего удара молотка никто руку не поднял, то товар считается проданным;
Ответы с места не принимаются, ведущий обращает внимание только на поднятые руки;
Каждый правильно ответивший получает поощрительный жетон стоимостью: за отличный ответ- 15 фаллов , за удовлетворительный ответ – 10 фаллов , за небольшие дополнения – 5 фаллов;
За каждый неверный ответ участники аукциона штрафуются (из суммы вычитается 5 фаллов);
Участники, набравшие в ходе аукциона 500 фаллов, получают отметку «5», 350 фаллов – «4», 250 фаллов – «3».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ
Преподаватель:
Итак, наше занятие подходит к концу, осталось лишь подсчитать баллы и наградить победителей. Объявляются итоги и проводится награждение команд.
Преподаватель:
Настало время прощаться
Мне было с вами интересно,
А если и вам – будем чаще встречаться
Это будет всем нам только полезно.
4. Заключение
В процессе подготовки и проведения данного внеклассного мероприятия стало ясно, что подобные игровые формы работы с учащимися в комплексе с другими современными образовательными технологиями позволяют достичь наиболее эффективного результата обучения.
А в заключение хочется отметить, что в процессе обучения важны не только знания, получаемые подростком, но и впечатление, с которым он уходит с занятия. И пусть впоследствии он не станет великим математиком, но если студент получил хоть частичку того положительного эмоционального настроя, которым хотел поделиться с ним педагог, значит время занятия потрачено не зря.