Краткая аннотация: Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся 7-х классов школы. Мероприятие проводится в рамках недели математики. Аналог телевизионной викторины «Сто к одному».
Форма учебной работы: внеклассная.
Цели:
Повысить интерес обучающихся к изучению математики.
Формирование умений и навыков, носящих общеинтеллектуальный характер.
Развивать логическое мышление обучающихся, повышать их кругозор.
Воспитывать чувство товарищества и умение работать в команде.
Формирование операционного мышления направленного на выбор оптимальных решений.
Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одной темы на другую. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.
Особенности роли учителя: Роль учителя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации, в подборе участников игры, в подготовке ведущих и учащихся, проводящих паузы между турами. Велика роль учителя в эмоциональном настрое детей на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд учащимся.
Оборудование:
музыкальные заставки;
компьютер;
мультимедийный проектор;
колокольчики;
карточки с ответами на вопросы для ведущего
карточки с ответами для помощника, сидящего за компьютером
протокол игры
презентация с игрой
В игре участвуют две команды по 5 человек.
Подготовка и проведение игры:
В игре участвуют две команды, по 5 человек каждая. Команда имеет название и девиз. Команда выбирает капитана, который будет представлять участников команды каким-нибудь оригинальным способом.
Перед началом игры готовится компьютер с презентацией, проектор и демонстрационный экран. Изначально ответы на табло закрыты. Игра начинается с представления команд.
Игра «Сто к одному»
Ведущий. Добрый день! Мы приглашаем вас на игру «Сто к одному». Прошу капитанов представит свои команды. Сегодня мы будем играть с командой «Название команды 1», поприветствуем их, и командой «Название команды 2», поприветствуем их. Слово капитанам.
Капитаны представляют каждый свою команду (название и краткая характеристика каждого члена команды).
Тур 1. «Простая одинарная игра».
Каждое очко, заработанное командой, умножается на 1.
Вопрос: Чего нельзя делать на уроке, но очень хочется?
Болтать - 41
Играть - 11
Спать -10
Смеяться -9
Списывать -5
Есть/жевать- 5
Результаты «Простой игры» счётная комиссия фиксирует на доске и в протоколе, ведущий озвучивает счёт после первого тура.
Тур 2. «Двойная игра».
Каждое очко, заработанное командой, умножается на два.
Вопрос: Зачем надо знать математику?
Хорошо считать деньги -25
Поступить в ВУЗ -13
Лучше решать -6
Чтобы быть умным -6
Чтобы знать её -5
Надо так надо -1
Рекламная пауза
Пока счётная комиссия подводит итоги «Двойной игры», ведущие задают вопросы зрителям. В конце игры будет определен и награждён специальным призом «Лучший болельщик».
1. Высший балл в школах России. (Пять)
2. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (Медиана)
3.Город, состоящий из 101 имени. (Севастополь)
4.Геометрия, в которой изучаются фигуры на плоскости.
(Планиметрия.)
5. Фигура, состоящая из точек и последовательно соединяющих их отрезков. (Ломаная)
6.Сколько лет просидел Илья Муромец? (33 года)
7.Наименьшее четное число. (Два)
8.Сумма углов любого треугольника. (1800)
9.Геометрическая фигура в любовных делах. (Треугольник)
10. Соперник нолика. (Крестик)
Результаты «Двойной игры» счётная комиссия фиксирует на доске и в протоколе, ведущий озвучивает счёт после второго тура.
Тур 3. «Тройная игра».
Каждое очко, заработанное командой, умножается на три.
Вопрос: Ты не выучил доказательство теоремы, а тебя вызвали к доске. Что ты будешь делать?
Скажу, что не готов -21
Скажу, что накануне болел- 12
Буду тянуть время- 6
Буду ждать подсказку- 5
Буду думать- 2
Молчать- 1
Рекламная пауза
Пока счётная комиссия подводит итоги «Тройной игры», ведущие задают вопросы зрителям.
1.Очень плохая оценка знаний. (Единица)
2.Простейшая линия в геометрии. (Прямая)
3.Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь)
4.Равенство с переменной. (Уравнение)
5.Сколько музыкантов в квартете? (Четыре)
6.Наименьшее натуральное число. (Один)
7.Сотая часть числа. (Процент)
8.Треугольный платок. (Косынка)
9.Четырехугольник, у которого все углы прямые. (Прямоугольник)
10. Прямоугольник, у которого все стороны равны (Квадрат)
Результаты «Тройной игры» счётная комиссия фиксирует на доске и в протоколе, ведущий озвучивает счёт после третьего тура.
Тур 4. «Игра наоборот».
Командам предлагается определить самый нераспространённый ответ на вопрос, тот ответ, который находится на самой нижней строчке табло. После того, как ведущий задал вопрос, командам на обдумывание даётся 30 секунд.
Далее команды говорят свои версии (начинает та, у которой меньше очков). Ведущий открывает все табло и после этого команды узнают свои результаты. Счетная комиссия подсчитывает общий итог и определяет команду, которая будет играть в «Большую игру».
Вопрос: Ты видишь, что учитель не в духе. Как быть?
Хорошо себя вести -15
Сделать комплимент -30
Пошутить, чтобы поднять настроение- 60
Быть незаметным- 120
Вести себя как обычно -180
Не обращать внимания -240
Тур 5."Большая игра".
Команда победителей выделяет двух человек, которые и будут играть. Чтобы победить в большой игре, им надо в сумме набрать 200 очков. Один участник (который будет отвечать на вопросы вторым) уходит за кулисы.
Первому участнику задают 5 вопросов. На каждый из них он даёт ответ, после чего определяется, сколько очков он набрал.
Далее приглашается второй участник и ему тоже задают эти вопросы. Если его ответ совпадает с ответом первого участника, то звучит сигнал, после чего он должен изменить свою версию.
Далее подсчитывается общая сумма очков «Большой игры». После чего команда либо получает приз, либо нет.
Вопрос 1: Почему директор пришел на урок?
Из-за плохого поведения -28
Проверить успеваемость -21
Просто так -8
Сделать объявление -6
Сорвали урок -5
Интересно -3
Вопрос 2: Почему учитель ставит «2»?
За неготовность -36
За поведение -14
Плохое настроение -9
Как наказание -8
Не любит нас -6
Нравится -3
Вопрос 3: Зачем в математике латинский алфавит?
Обозначать углы (отрезки и пр.) -23
Просто нужен -14
Русских букв не хватает -12
Чтобы знать латинский -4
Не знаю -3
Не нужен -2
Вопрос 4: Почему злится ученик?
Поставили «2» -47
Много задают -23
Не понял тему -8
Не выспался -6
Не успел списать -3
Не обращают внимания -3
Вопрос 5: Кто виноват, если на уроке у тебя со стола пропал карандаш?
Сосед -32
Тот, кто его взял -12
Ученики -8
Учитель -5
Барабашка -5
Сам -4
Пока счётная комиссия подводит итоги «Большой игры», ведущие знакомят зрителей с интересными фактами из жизни математиков и математике.
Знаете ли вы?
1. Знаете ли вы, что русский математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда ему было всего лишь 13 лет, и все свои труды по математике он создал, будучи слепым?
2. Знаете ли вы, что выдающаяся представительница математической науки XIX в., первая женщина член-корреспондент Петербургской Академии наук и профессор Стокгольмского университете Софья Васильевна Ковалевская была не только выдающимся математиком своего века, но и писателем?
3. Знаете ли вы, что великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был большим любителем математики и при переездах всегда брал с собой учебник математики?
4. Знаете ли вы, что первый замечательный русский учебник по арифметике создал русский математик Леонтий Филиппович Магницкий?
Подведение итогов. Награждение.
Ведущий. Предоставим слово счётной комиссии для оглашения результатов «Большой игры».
Члены счётной комиссии оглашают результаты «Большой игры», награждают специальным призом «Лучшего болельщика».
Ведущий. Итак, результаты игры подведены, победитель определён. Нам осталось поблагодарить друг друга и сказать командам СПАСИБО ЗА ИГРУ!
Литература
Гусев В.А,, Орлов А.И. «Внеклассная работа с учениками 6-8 классов», М: Просвещение
Журналы «Математика в школе», 2010-2014гг.
Кордемский Б.А. «Увлечь школьников математикой»,
М: Просвещение
Степанов В.Д. «Активизация внеурочной работы по математике в средней школе», М: Просвещение
Васильев В.Г., «Математические соревнования» М: Наука
Спиваковская А.С., «Игра – это серьёзно» М: Педагогика
Минкин Е.М., «От игры к знаниям» М: Просвещение
Попов Ю.М., «Математика без формул» М: Знание
Интернет-ресурсы
П р и л о ж е н и я
Тур 1. «Простая одинарная игра» (*1)
Болтать - 41
Играть - 11
Спать -10
Смеяться -9
Списывать -5
Есть/жевать- 5
Тур 2. «Двойная игра» (*2)
Хорошо считать деньги -25
Поступить в ВУЗ -13
Лучше решать -6
Чтобы быть умным -6
Чтобы знать её -5
Надо так надо -1
Тур 3. «Тройная игра» (*3)
Скажу, что не готов -21
Скажу, что накануне болел- 12
Буду тянуть время- 6
Буду ждать подсказку- 5
Буду думать- 2
Молчать- 1
Тур 4. «Игра наоборот».
Хорошо себя вести -15
Сделать комплимент -30
Пошутить, чтобы поднять настроение- 60
Быть незаметным- 120
Вести себя как обычно -180
Не обращать внимания -240
Итоги четырех туров (определение команды победителя)
Тур 5."Большая игра" (подсчет суммы ответов двух участников)