Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Математика- королева всех наук!"»
МБОУ «СОШ№26»
"Математика-
королева всех наук!"
Провела :
Учитель математики Алибегова А.А.
Махачкала 2020
Цели мероприятия:
Повышение уровня математической культуры
Развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности, умения грамотно излагать свои мысли
Воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности.
Оборудование и материалы:
листы с заданиями конкурсов для команд
бланки для жюри
листы ответов для жюри
призы
Ход мероприятия
Вступление (звучит музыка).
Ведущий: С тех пор, как существует мирозданье, Такого нет, кто б не нуждался в знанье. Какой мы не возьмем язык и век - Всегда стремился к знанью человек…
Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.
Сегодня мы приглашаем на сцену команды 7-8 классов, которые надеются на вашу поддержку и понимание.
1) Представление команд:
Нам без математики нельзя, Математика для нас важна - Делает нас сильными и мудрыми она. Снова всех сплотила нас она, В этом зале вместе собрала.
Математика везде нужна, Помогает в жизни нам она, Корабли водить на море, строить города. Будем с математикой дружить, Интересней будет в жизни жить.
2) Представление жюри
1 ученик Ребята, в школе идёт неделя математики !!!
Представляете, всю неделю сплошная математика!
2 ученик: Да не может такого быть! Нельзя же так издеваться над детьми!
3 ученик: У меня для вас - во-о-от такая новость! Всех учителей направили на семинар, остались лишь математики. И у нас сегодня - 6 уроков математики!
1 ученик: Ну, что я говорил!
Ведущий: Ребята. Сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, первый урок - УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.
"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Если ты в жизни, хотя на мгновенье Истину в сердце своём ощутил, Если луч правды сквозь мрак и сомненье Ярким сияньем твой путь озарил: Чтобы в решении своём неизменном Рок ни назначил тебе впереди - Память об этом мгновенье священном Вечно храни, как святыню, в груди Тучи сберутся громадой нестройной, Небо покроется чёрною мглой, С ясной решимостью, и с верой спокойной Бурю ты встреть и померься с грозой.
Это стихотворение принадлежит выдающемуся учёному-математику Софье Васильевне Ковалевской. В ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные труды и стихи.
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.
А теперь посмотрим как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ: 1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: "Яд, мудрецом тебе предложенный прими. Из рук же дурака не принимай бальзама!" ( Омар Хайям) 2.Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (А.С. Грибоедов) 3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:"Приезжаю - тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа? (10 000) 4.Название какой кривой является в то же время литературным термином? (гипербола) 5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ( Л.Н. Толстой) 6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти слова, даже не любя математику? (А.С. Пушкин)
ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги
Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.
УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и латинские - уни, би, мульти (один, два, много) 2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"? (0) 3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны, области, города, отдаленная от центра. (периферия) 4.У греков это натянутая тетива , а у нас? ( гипотенуза) 5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского обозначает "ступень, шаг, степень" ? (градус) 6.Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? (перпендикуляр)
ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги
УРОК МУЗЫКИ
Ведущий: Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?
Нет? Напрасно вы так думаете, Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма, которое окрестили - пифагоров строй.
Сначала мы с вами проведем разминку, предлагаю вам спеть песню, посвященную математике.
Команды поют песни, в словах которых есть математические термины ( домашнее задание команд)
Вопросы музыкальные
1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби). 2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты или дирижеры)
ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги
Ведущий:
В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра.
Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА - тема урока " числительные"
1.Команды должны будут по очереди говорить пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел. Эстафета заканчивается, если какая-либо команда замолкает. 2. Заполнить таблицу- 3 минуты 3.Ответить на вопросы: 1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень). 2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся именами существительными ? ( прямая, кривая, ломаная, касательная, секущая, наклонная) 3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного наклонения единственного числа ? ( три!) 4.С буквой "и" - это глагол русского языка настоящего времени, являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" - это существительное, обозначающее сторону прямоугольного треугольника. ( катит-катет)
ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги
ВЕДУЩИЙ: Арифметика! Даже в каменный век Обращался к тебе человек. Без тебя невозможно предметы считать, Невозможно построить мосты Там, где сложное, новое надо создать, Лучшим другом становишься ты. Если раньше тебе приходилось одной Много трудных вопросов решать, То теперь на просторах планеты большой Ты у нас многодетная мать. Геометрия, алгебра - дети твои, С ними в жизнь претворяем мечты, Но запомни: огромным успехом своим Человеку обязана ты. УРОК ИСТОРИИ
Вопросы (20 секунд на размышление)
1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это знает каждый школьник. Как он это называет? ( + - * /) 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами" (дроби)? 3.Сколько подвигов совершил Геракл? (12) 4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки" 5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( циркуль и линейка)
ПЕРЕМЕНА - жюри подводит итоги
Урок математики
Ведущий: Настало время урока математики для ваших капитанов команд. Капитаны будут сегодня сдавать экзамен. Каждому предлагаю тест из 12 блиц-вопросов, на которые вы отвечаете. Тест составлен в программе «Краб-2».
В это время вопросы командам:
1. Леонардо да Винчи записывал в блокнот числа после встречи с людьми, которые представляли для него художественный интерес. Что означали эти числа? (это был способ запомнить их лица)
2. Петр Первый издал указ: " Учить всех дворянских детей "цифири и геометрии", а тем, кто не усваивал этих премудростей он запрещал … . (жениться)
3. Как назывался прибор , используемый для арифметических вычислений в Др. Греции, Риме? ( абак)
4. Какая дробь находится между каникулами? (1/4-четверть)
5. Сколько десятков получится, если умножить 3 десятка на 3 десятка? ( 90 десятков)
6. Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите на уроках геометрии. (что и требовалось доказать)
7. Какая страна является родиной арабских цифр? ( Индия) Тест для капитанов
1) Как назывался главный труд древнегреческого математика Евклида?А) "Основы" Б) "Начала" В) "Старты" Г) " Истоки" 2) Какой раздел математики греки называли " искусством чисел"?А) Арифметика Б) Алгебра В) Математический анализ Г) теория чисел 3)Какие бывают современные фотоаппараты?А)Цифровые Б) Числовые В) Формульные Г) Логарифмические? 4) Какие числа употребляются при счете?А) Природные Б) Естественные В) Натуральные Г) Искусственные 5)Как называют незаинтересованного в конфликте между сторонами, беспристрастного?А) Третья сторона Б) пятая сторона, В) Седьмая сторона Г) десятая сторона 6) Как называют верхний угол футбольных ворот?А) Десятка Б) девятка В) Шестерка Г) Пятерка 7)Как в древнерусском счете называлось число 100 тысяч ?А) Легион Б) Когорта В) Полк г) Орда 8)Какое из этих выражений является синонимом слова "мало"А)Куры не клюют Б) Пруд пруди В)Кот наплакал Г) Ворона накаркала 9)Под каким псевдонимом выступает на арене главный герой оперетты Кальмана "Принцесса цирка"?А) Сэр Игрек Б)Мистер ИКС В) Лорд Зет Г)Синьор Пи 10)Какими бывают математические неравенства?А) Неточными Б) нестрогими В) Невежливыми г) Невоспитанными 11) Закончите название книги Дж. Толкиена " Властелин,,,"А) Пирамид Б) Шаров В) Колец Г) Икосаэдров 12) Закончите русскую пословицу" Всякому мила своя ,,,,"А) высота Б)сторона В) медиана Г) биссектриса
Пока жюри подводят итоги, я хотела бы закончит наш встречу словами:
Запомни, что Гаусс всем сказал Наука математика - царица всех наук. Не зря, поэтому он завещал - Творить в огне трудов и мук. Безмерна роль её в открытии законов, В создании машин, воздушных кораблей Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов Каких дала история до наших дней Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы может быть Но будешь ты рабочим, иль ученым И будешь честно Родине служить.
Жюри объявляет результаты, награждает команды
МКОУ «Ярукваларская ООШ» Магарамкентского района
Внеклассное мероприятие
«Математик планеты »
Учитель
Керимов Мевлидин Ашимович
Яруквалар
Цели мероприятия:
расширить знания учащихся в области математики,
развитие умения соотносить термин с его понятием,
развитие памяти, мышления,
воспитывать интерес к игре, предмету математика.
Оборудование:Карточки с вопросами, с заданиями, жетоны.
Описание игры.
Игру “Кто хочет стать суперматематиком?” можно провести в рамках недели математики или на заключительном уроке математике в 7–8-х классах. За основу взята идея телевизионной игры.
Игра проводится в 3 тура: отборочный, I тур, II тур, суперигра.
В отборочном туре принимают участие все желающие класса. За правильный ответ ученик получает жетон. Обладатель 3 жетонов становится участником игры.
Вопросы отборочного тура:
Результат вычитания. (Разность.)
Какое число никогда не бывает делителем? (0.)
Наибольшее двузначное число. (99.)
Сколько секунд в минуте? (60.)
Какую часть часа составляют 10 минут? (1/6)
Луч, который делит угол пополам. (Биссектриса.)
Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне И.Крылова “Квартет”? (Ни одного человека.)
Сколько сантиметров составляет 1 % метра? (1 см.)
Во сколько раз километр длиннее миллиметра? (В 1 млн раз.)
На какое число нужно разделить 3, чтобы получить 6? (На 1/2.)
Отрезок, соединяющий две соседние вершины треугольника. (Сторона.)
Какое натуральное число не является ни простым, ни составным? (1.)
Форма футбольного мяча. (Шар.)
Карточки- вопросники выполнены в виде тестов. Игроку дается вопрос и 4 варианта ответа. Если он выбирает правильный ответ, то переходит к следующему вопросу. Если отвечает неправильно, то право ответить предоставляется следующему участнику. Если участники затрудняются ответить, то право ответа передается зрителям.
Итоги игры.
Жюри (в состав которого входят ученики старших классов) подводят итоги игры.
Обладатель наибольшего количества правильных ответов становится “миллионером по математике”, награждается грамотой, выставляется оценка по математике – 5.
Победителю предлагается сыграть в суперигру. ( Суперигра.)
Вопросы для туров.
I тур.
Правильный ответ подчеркнут.
1.Какая наука не относится непосредственно к математике?
А. Алгебра. В. Тригонометрия. С. Комбинаторика. D. Механика.
2. Число 666, увеличенное в полтора раза, равно:
А. 1330 В. 333. С. 66,6. D. 999.
3.Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка?
А. 4 десятка. В. 400. С. о десятков D. 40.
4.Слово “периметр” в переводе с греческого означает “измеряю...”
А. Рядом. В. за. С. перед D. около
5.Какой термин происходит от сочетания двух греческих слов – через и угол?
А. Диагональ. В. Биссектриса. С. Медиана. D. Высота
6.Где известный математик С.В.Ковалевская получила высшее образование?
А. В Англии. В. В Швейцарии. С. В Германии. D. В России.
7.Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 0, 2, 5?
А. 6 В.5. С.4. Д. 3
8. В чем измеряется площадь земли?
А. В килограммах. В. В км. С. В минутах. D. В арах.
9.Какое из чисел не является простым?
А. 7. В. 5. С. 11. D. 1.
10.Кто ввел в середине XVIII века символы “ ≥ ”, “ ≥ ”?
А.Пьер Буге. В. Альберт Эйнштейн. С. Огюстен Луи Коши. D. Рене Декарт.
II тур.
1. Какой из перечисленных четырех угольников не является параллелограммом?
А. ромб В. квадрат С.трапеция D. Прямоугольник
2.Кто сказал слова: “Математику уж затем учить надо, что она ум порядок приводит”
А. Декарт В. Лобачевский С. Аристотель D.Ломоносов
3.Каким числом является сумма натуральных чисел?
А.натуральным В.положительным С. целым D.отрицательным
4. Условный знак для обозначения чисел – это ...
A. точка B. тире C.цифра D. буква
5. Трапеция с древнегреческого означает ...
А. лестница В. плоскость С. парус D.Столик
6. Как переводится слово “геометрия”
А.землемерие В.изучение С. измерение D.Наука
7.Сколько диагоналей можно провести в треугольнике?
А. две В. одна С.ни одной D.шесть
8. Кто ввел прямоугольную систему координат?
A. Ньютон B.Пифагор C.Декарт D.Виет
9.Утверждения, которые не доказываются ...
A.лемма B. предложение C. аксиома D.теорема
10.Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики ...
А.арифметика В. тригонометрия С.алгебра D.геометрия
11. В переводе с греческого “конус” означает ...
А.сосновая шишка В.волчок С. вулкан D. квадрат
12. Объем измеряется в:
А. в кубических арах В.кг С. в тоннах D.в литрах
13. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
A.хорда B.касательная C.радиус D. диаметр
14.Какая мера длины наименьшая?
А.локоть В. аршин С. метр D. ярд
15.Какое происхождение имеет слово “Арифметика”?
А.Греческое В. Индийское С.Арабское D. Китайское
16. Какие числа соответствуют сторонам египетского треугольника?
А. 3, 4, 5 В. 11,12,13 С. 1, 2, 3. D. 6,7,8
17. Этот математический термин в переводе с греческого означает “струна”. Что это?
А. прямая В. касательная С.хорда D. диаметр
18. В каком году была издана “Арифметика” русского математика Л.Ф.Магницкого?
А. 2005. В. 1834 С. 1703D. 1876
19. Что на латыни обозначает слово “вектор”?
А. Ползущий В. Тащащий С. Стремящийся D. Везущий
20. Это в переводе с латинского означает “режущий”.
А. Радиус В. Секущая С. Сектор D. Плоскость
Игра со зрителями
Ученый –математик, его великий труд называется «Начала» (Евклид)
Любимое утверждение Евклида, дошедшее до наших времен
«Что и требовалось доказать»
Под ней звенят бубенчики. У стрелкового лука. Кусок окружности. (Дуга).
За это снижают отметки. Отличники их делают редко. На них учатся. (Ошибки).
Бывает на номере углового дома. Этим стреляют из ружья. Ее выстукивают на барабане. (Дробь).
Похож на елку. Шутовской колпак. Круглая пирамида. (Конус).
Она нужна, чтобы не говорить глупостей. Когда одно вытекает из другого.
Бывает математическая, бывает и женская. (Логика).
Номер элемента массива. Часть почтового адреса.
Символ уменьшенного размера, ставящийся справа внизу или справа вверху другого символа. (Индекс).
Одни художники их соблюдают, а другие нарочно искажают. Когда строишь дом, ее нужно поддерживать. Равные отношения. (Пропорция).
Бывает музыкальный. Есть у квадрата и у тяжести.
Середина диаметра. (Центр).
Их не хватает детям капитана Гранта. Военные их не разглашают. Бывают у точки на плоскости. (Координаты).
Известно, что в древности большое значение имел счёт на пальцах. Сейчас его в основном применяют дети, которые учатся считать. Внимание, вопрос! А где ещё в наши дни используется только пальцевой счёт? Ответ: на биржах
В каком числе столько же букв, сколько и цифр в его названии. (100)
Сколько будет, если полсотни разделить на половину. (50 : ½ = 100)
Половина какой буквы дает название военной части. (Пол-К)
Какое слово стоит из 3-х одинаковых букв? (Три-О)
В каком слове 40 гласных? (Сорок-А)
В каком слове 100 одинаковых букв? (Сто-Л)
Вопросы:Ответы:
1. Результат сложения сумма
2. Сколько цифр вы знаете? десять
3. Как называется первая координата точки? абсцисса
4. Сотая часть числа процент
5. Прибор для измерения углов транспортир
6. Сколько сантиметров в метре? сто
7. Результат деления частное
8. Графиком линейной функции является …. прямая
9. Величина прямого угла 900
10. Когда произведение равно нулю? хотя бы один из
множителей равен 0
11. Число, обращающее уравнение в верное равенство корень уравнения
12. Сколько сантиметров составляет 1% метра? 1 см
13. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром радиус
14. Отрезок, соединяющий вершину треугольника
с серединой противоположной стороны медиана
15. Множество точек пространства, равноудаленных
от данной точки сфера
16. Утверждение, требующее доказательства теорема
17. Цифровая оценка успехов балл
18. Прямые, не пересекающиеся на плоскости параллельные
19. Угол, смежный с углом треугольника при данной вершине внешний угол
20. Прямоугольник, у которого все стороны равны квадрат
21. Мера веса драгоценных камней карат
22. Угол, меньше прямого острый
23. Радиус окружности 6 см. Чему равен диаметр? 12см
24. Сколько нулей в записи числа миллион? шесть
25. Какой знак надо поставить между двойкой и тройкой,
чтобы получилось число больше 2 и меньше 3? запятая
26. Может ли угол параллелограмма быть равен 2000? нет
27. Третья буква греческого алфавита гамма
28. Наименьшее чётное число. два
29. Кто ввёл прямоугольную систему координат ? Декарт
30. Значение буквы, при котором уравнение обращается корень
32. Назовите наименьшее натуральное двузначное число 10
Вопросы:Ответы:
1. Результат вычитания разность
2. На какое число нельзя делить? на 0
3. Как называется вторая координата точки ордината
4. Прибор для построения окружности циркуль
5. Сколько граммов в килограмме? тысяча
6. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости планиметрия
7. Результат умножения произведение
8. Хорда, проходящая через центр окружности диаметр
9. Величина развернутого угла 1800
10. Когда частное равно нулю? если делимое равно 0
11. Какую часть минуты составляют 15 секунд? 1/4
12. Найдите 10% тонны 100 кг
13. Отрезок, соединяющий любые две точки окружности хорда
14. Утверждение, не требующее доказательств аксиома
15. Большая сторона в прямоугольном треугольнике гипотенуза
16. График линейной функции прямая
17. Сумма длин всех сторон многоугольника периметр
18. Ромб, у которого все углы прямые квадрат
19. Самая большая хорда в круге диаметр
20. Простейшее геометрическое понятие точка
21. Часть прямой, ограниченная с одной стороны луч
22. Сколько нулей в записи числа миллиард? девять
23. Диаметр окружности 8 м. Чему равен радиус? 4 м
24. Вид местности, открывающийся с возвышенного места панорама
25. Прибор для измерения углов на местности астролябия?
26. Чему равна сумма углов параллелограмма? 3600
27. Масса 1 м3 воды 1 тонна
28. Натуральные числа, им противоположные и число нуль называются … целые
29. Говорят, что математика – царица всех наук, а царица арифметика
математики -….
30. Многоугольник с наименьшим числом сторон…. треугольник
31. Сколько общих точек имеют две параллельные прямые? ни одной
32. Назовите наибольшее отрицательное число - 1
Расшифруйте послание:
ШВАА ВАША
ДОМАКАН КОМАНДА
НАТОЙДСО ДОСТОЙНА
БЫДЕПО! ПОБЕДЫ!
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Интеллектуальный тур.
1. По мнению Л.Н. Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби — это то, что человек собой представляет. А что представляет, по мнению писателя, знаменатель этой дроби?
А. То, как этот человек выглядит.
Б. То, что он о себе думает.
В. То, что про него думают другие.
4. Над входом в Академию Платона было написано: «Да не войдет в Академию не знающий...» Выберите верное словосочетание, заканчивающее фразу.
А. Не знающий истины. Б. Не знающий дружбы. В. Не знающий геометрии.
7. Американский математик Нивен утверждал, что математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает...
А. Другой математик. Б. Сосед. В. Жена.
1-й команде:
1. Двенадцатый месяц у нас называется декабрь. Это слово происходит от греческого “дека”- десять. Отсюда также слово декалитр - 10 литров, декада - 10 дней. Выходит, что декабрь носит название “десятый”. Внимание вопрос! Чем объяснить это несоответствие? Ответ: раньше Новый год начинался с марта
3. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет. В переводе с латинского он означает «спица колеса», что это?
Ответ: радиус
1. Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате - девять. А чему равен угол в квадрате? Ответ: 90°
2. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Почти спустя 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? Ответ: Архимед
3. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? Ответ: нуль
4. Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», буквально «рассекающая на две части». О чем идет речь? Ответ: о биссектрисе