- создать условия для формирования положительной мотивации через создание успеха, через введение элементов соревнования;
- воспитывать чувство товарищества и умение разделять успех и радость с обучающимися по команде;
- создать условия для применения знаний, полученных на уроках, в необычной обстановке;
- создать условия для развития интеллектуальных умений учащихся (анализ, синтез, сравнение) через выполнение заданий;
- развивать речь, внимание, память, самостоятельность.
Материал подобран с учётом возрастных особенностей. Заранее нужно распечатать задания для конкурсов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационное начало мероприятия. |
- Здравствуйте, дорогие ребята! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня в нашем зале! Мы начинаем самую математическую из всех весёлых и самую спортивную из всех весёлых игр – «Весёлые математические старты»! Участники соревнований будут состязаться в сообразительности, ловкости, смекалке, быстроте! Но сегодня не совсем обычный спортивный праздник, сегодня мы не только будем показывать свою силу, быстроту, ловкость, но и покажем, как мы умеем считать, мыслить, решать различные головоломки. - Перед началом соревнований нам необходимо познакомиться с командами. - Чтоб игра пошла, как надо, Я жюри представить рада….. (Представление членов жюри). - А теперь внимание, правила проведения соревнований. Судейская коллегия будет оценивать ваши ответы следующим образом: - команда, выполнившая задание первой получает 3 балла, второй – 2 балла, третьей – 1 балл; - за каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл; - за неправильный ответ 0 баллов; - за нарушение правил и шум со стороны команд минус 1 балл. Болельщики за правильные ответы будут получать жетоны. В конце соревнования самый активный болельщик получит награду. - А сейчас напутственные слова участникам соревнований. Мы конкурс спорта и смекалки открываем. Работа мысли закипит сейчас! Мы спортом дух и тело развиваем, А математикой мы тренируем ум у нас! - Итак, с командами познакомились, жюри выбрали, напутствие услышали – пора начинать соревнование! | Дети заходят в спортивный зал. Строятся. Слушают учителя. Представление команд (участники заранее готовят название, связанное с математикой и эмблему) Приветствуют жюри. Слушают правила проведения соревнований. Слушают учителя. |
Основной этап мероприятия. |
Конкурс №1 «Разминка» - Я наши старты открываю И размяться предлагаю: Думать, мыслить, не зевать, Примеры быстро все решать. - На противоположной стороне от каждой команды стоит парта, на которой лежат карточки с примерами. Каждый обучающийся, добежав до парты должен написать ответ только в одном примере и вернуться назад, передав ручку, как эстафетную палочку. (Приложение №1) - А теперь внимание! Пока жюри подводит итоги, ответьте мне на вопросы. (За каждый правильный ответ болельщик получает жетон). Как называется фигура, у которой три угла? (треугольник) Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат) Какой месяц завершает год? (декабрь) Сколько хвостов у 12 быков? (12) Сколько будет 5 × 0? (0) Сколько месяцев в году? (12) (Подведение итогов). | Слушают задание. Участвуют в конкурсе. Отвечают на вопросы. Слушают подведение итогов. |
Конкурс №2 «Собери снеговика» - На противоположной стороне от каждой команды стоит парта. Детям даются геометрические фигуры, из которых надо сложить снеговика. (три круга, треугольник, трапеция и два узких прямоугольника) - А теперь внимание! Пока жюри подводит итоги, ответьте мне на вопросы. (За каждый правильный ответ болельщик получает жетон). Сколько ног у трёх баранов? (12) Может ли в треугольнике быть два прямых угла? (нет) Сколько минут в одном часе? (60) (Подведение итогов). | Слушают задание. Участвуют в конкурсе. Отвечают на вопросы. |
Конкурс №3 «Парный бег» - Команды делятся на пары. Участники в парах берут друг друга за спину. Между собой зажимают воздушный шар. По сигналу пара выполняет бег к столу, дополняет пословицу необходимым числом, бежит и передаёт мяч следующей паре. (Приложение №2) - Внимание! Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам игру. Я начну, а вы кончайте, Хором дружно отвечайте. В воскресный день пустынно в школе. Бегут с мячом ребята в ….. (поле). Игра весёлая – футбол, Уже забили первый…. (гол). Вот разбежался быстро кто – то И без мяча влетел в …. (ворота). А Петя мяч ногою – хлоп! Тот угодил мальчишке в … (лоб) Хохочет весело мальчишка, На лбу растёт большая…. (шишка) Но парню шишка нипочём. Опять бегут все за … (мячом) (Подведение итогов). | Слушают задание. Участвуют в конкурсе. Играют. Решают задачи. Слушают подведение итогов. |
Конкурс №4 «Собери слово» - Добежать до противоположной стороны зала, взять 1 лист с буквой и вернуться обратно. Конкурс считается законченным, когда команда выстроилась, держа перед собой составленное слово. (Приложение №3) Внимание! Пока жюри подводит итоги, ответьте на вопросы. Как называется часть прямой, ограниченная с двух сторон точками? (отрезок) Сколько будет 4 × 6? (24) Как называются компоненты действия умножения? (множитель, множитель, произведение) Какие четыре арифметических действия вы знаете? (умножение, деление, вычитание, сложение) (Подведение итогов). | Слушают задание. Участвуют в конкурсе. Отвечают на вопросы. Слушают подведение итогов. |
Конкурс №5 «Калькулятор» - Каждому участнику из двух команд даются цифры. Сейчас мы с вами будем решать примеры. Команде показывается пример, вы считаете, у кого есть цифра из ответа, подбегает к судьям и встаёт так, чтобы получился правильный ответ (получается, что дети бегут парами). (Приложение №4) Внимание! Пока жюри подводит итоги, ответьте на вопросы. Сколько будет 40 : 8? (5) Как называются компоненты действия деления? (делимое, делитель, частное) Как можно назвать 12 часов ночи? (полночь) Сколько часов в 2 сутках? (48). Как называется часть прямой, ограниченная с одной стороны? (луч). Как называется отрезок, соединяющий центр с любой точкой окружности? (радиус). (Подведение итогов). | Слушают задание. Участвуют в конкурсе. Отвечают на вопросы. Слушают подведение итогов. |
Конкурс №6 «Гигантский прыжок» - Команды строятся в колонны. От стартовой черты участники выполняет прыжки по разложенным на полу обручам, добираются до парты с заданием и решают «математические цепочки», каждому игроку по одному звену. Последний игрок записывает последнее число и лист с «математической цепочкой приносит на проверку жюри». (Приложение № 5) Внимание! Пока жюри подводит итоги, ответьте на вопросы. Какой буквой обозначается периметр? (Р) Как называется восьмой по счету месяц года? (август) Что больше: 2 метра или 201 сантиметр? (201 см) Какой буквой обозначается площадь? (S). Сколько нулей в записи числа тысяча? (три) (Подведение итогов). | Слушают задание. Участвуют в конкурсе. Отвечают на вопросы. Слушают подведение итогов. |
Конкурс №7 «Самый быстрый математик» От каждой команды выходит один участник. Ему необходимо ровно за 1 минуту решить как можно больше примеров. Побеждает тот, кто решит правильно большее количество примеров. (Приложение №6) | |
Конкурс №7 «Заключительный» - Каждый член команды добегает да парты, решает пример и приседает столько раз, сколько получится в примере. (Приложение №7) Внимание! Пока жюри подводит итоги, ответьте на вопросы. Как называется промежуток времени между двумя уроками? (перемена) Какой месяц самый короткий? (февраль) Сколько будет 15 × 0? (0) Какой буквой обозначается периметр? (Р) Как называются компоненты действия сложения? (слагаемое, слагаемое, сумма) (Подведение итогов). | Слушают задание. Участвуют в конкурсе. Отвечают на вопросы. |
Подведение итогов мероприятия. |
- Вот и закончилась игра. Результат узнать пора! Кто же лучше всех трудился И сегодня отличился? А жюри уж, без сомненья, Примет мудрое решенье. А пока жюри подводит итоги – поиграем: на стул ложится приз, учащиеся становятся в круг вокруг стула. Расскажу я вам рассказ В полтора десятка фраз. Лишь скажу я слово «три» - (Хлопнуть в ладоши). Приз немедленно бери! Однажды щуку мы поймали, Распотрошили, а внутри…. Рыбёшек мелких увидали И не одну, а целых….. две. Мечтает мальчик закалённый Стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, А жди команду: «Раз, два…. марш!» Когда стихи запомнить хочешь, Их не зубри до поздней ночи, А про себя их повтори Разок, другой, а лучше ….пять! Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать. Но что ж вы приз, друзья, не брали, Когда была возможность брать?! (Подведение итогов) Жюри объявляет результаты, называет лучших участников соревнования. Награждает победителей. - Вот и закончился наш праздник. Все участники команд показали свою ловкость, силу, быстроту. Главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Занимайтесь спортом, укрепляйте своё здоровье, развивайте ум и смекалку! До новых встреч! | Слушают задание. Играют. Победитель получает приз. Слушают выступление жюри. Победители соревнования получают призы. Слушают учителя. |
Приложение № 5.
Приложение № 6. Для конкурса «Самый быстрый математик».