Цель урока: ознакомить учащихся с историей развития геометрии, систематизировать наглядные представления учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, закрепить и углубить знания учащихся по темам «Начальные геометрические сведения: прямая и отрезок, луч и угол, измерение углов, смежные и вертикальные углы».
Развивающая цель: формирование пространственных представлений, развитие логического мышления.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.
Оформление: кроссворд, анаграммы, рисунки (цилиндр, конус, пирамида), рисунок с условными обозначениями, на плакате слово транспортир.
Ход урока:
Ведущий: «Здравствуйте, дорогие ребята, учителя! Сегодня в нашей школе праздник Знаний. Те, кто пришел на наш праздник, узнают новое о предмете геометрия, проверят свои знания. Ученики 7 классов расскажут о том, как развивалась геометрия»
I. Домашнее задание
(ребята из каждой команды выступают с докладами)
- Первоначально геометрические сведения, дошедшие до нас, содержатся в египетских папирусах и вавилонских клинописных таблицах, имеющих более чем четырёхтысячелетнюю давность. Вначале геометрические факты получались опытным путём.
- Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова. Добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имеющие форму куба. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами.
Эти формы они использовали, изготовляя каменные орудия. Уже 2 тысячи лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их.
- А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глубже разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть брёвна и т. д. Стало ясно, например, что не обтесав брёвен, дома из них не построишь: они покатятся. А крыша должна быть наклонной, чтобы с неё стекал дождь.
- Сами того не зная, люди всё время занимались геометрией. Геометрией занимались женщины, изготовляя одежду; охотники, изготовляя наконечники для копий; рыболовы, делая такие крючки, чтобы рыба с них не срывалась.
- А когда стали строить здания из камня, пришлось перетаскивать тяжёлые каменные глыбы. Для этого издавна применялись катки. И было замечено, что перекатка тяжёлого камня становится легче, если для катка взято прямое дерево и от него отрезан кусок с почти одинаковой толщиной в начале и в конце. Так люди познакомились с одной из важнейших фигур - цилиндром. Скалками цилиндрической формы пользовались и женщины, раскатывая бельё после стирки.
- Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическими фигурами. Издавна они любили украшать себя, свою одежду, своё жилище. И многие созданные давным-давно украшения имели ту или иную геометрическую форму. Бусинки были шарообразными, браслеты и кольца имели форму окружности и т. д.
Древние мастера научились придавать красивую форму бронзе и золоту, серебру и драгоценным камням. А художники, расписывая дворцы, находили всё новые геометрические формы – многие из них дошли до наших дней.
- Процесс знакомства с различными видами геометрических фигур сменился новым этапом - знакомством с их свойствами. И здесь главную роль играли практические задачи.
- Так как население Египта было уже достаточно большим, то вся эта земля была поделена между крестьянами. Но вот в чем была незадача: поля отделялись друг от друга межами, а разлив Нила смывал каждую весну эти межи, и приходилось проводить их снова. Поэтому были особые чиновники, которые занимались межеванием земель, т. е. землемерием.
Так из практической задачи о межевании полей возникла наука о землемерии. По-гречески земля называлась «геос», измеряю – «метрио», а поэтому и наука об измерении полей получила название «геометрия» (показывает плакат или слайд презентации).
- В VI веке до н. э. греки не занимались геометрией, и Фалес (древнегреческий математик) решил на месте познакомиться с египетской наукой. Египтяне задали ему трудную задачу: «как найти высоту одной из громадных пирамид?» Фалес нашел для этой задачи простое и красивое решение.
Он воткнул длинную палку вертикально в землю и сказал: «Когда тень от этой палки будет той же длины, что и сама палка, тень от пирамиды будет иметь ту же длину, что и сама пирамида».
Чтобы сообразить это, Фалес должен был уже много знать про геометрические фигуры.
- Много интересного рассказывают про Фалеса. Например, он первый посоветовал морякам ориентироваться по Полярной звезде (до него они это делали по звездам Большой медведицы), умел предсказывал солнечные затмения, а также лунные (этому он научился у вавилонян)
Фалес впервые применил движения: перегибание чертежа, поворот части фигуры. Знал Фалес и то, что при пересечении двух прямых вертикальные углы равны.
- Много практических задач по математике и физике решил греческий ученый и изобретатель Архимед (287 – 212 г. до н. э.). Архимед впервые решил много трудных задач по геометрии: нашел правила вычисления площадей и объемов различных тел. Но больше всего Архимед славился среди греков своими изобретениями.
Некоторые из них живут и по сей день. Например, каждая хозяйка, сама того не зная, часто пользуется «винтом Архимеда». Главная часть мясорубки – винт, который вертится внутри трубки и толкает мясо к ножам, - изобрел Архимед две с лишним тысячи лет назад. Он придумал его для насосов, которыми качали воду на поля.
- Архимед жил не в самой Греции, а в греческой колонии – небольшом городе Сиракузы на острове Сицилия. Когда Архимеду было около семидесяти лет, в 212 году до н. э., его родной город осадили войска могущественного Рима и требовали сдачи. Одним из руководителей стал Архимед. Под его руководством горожане построили много военных машин для метания тяжелых камней и бревен. Кроме того, пользуясь своими знаниями по геометрии, Архимед построил громадные зеркала и с их помощью сжег римские корабли. Его изобретения помогали отбиваться от многочисленных римских войск, но в конце концов римляне все-таки ворвались в город и перебили почти всех жителей. Среди погибших был и Архимед
- Вершиной античной геометрии была книга Евклида «Начала». Евклид жил в III в до н. э. В соей книге он собрал в единое целое и строго обосновал многие из результатов, полученных его предшественниками. Более двух тысяч лет эта книга служила образцом логически стройного изложения геометрии. Еще в 19 веке по ней учились в школах и университетах Европы.
–У геометрических фигур еще не было названий. Греки стали называть фигуры словами, обозначающими окружающие их предметы похожей формы.
Например, для прокатки белья женщины применяли скалку, которая по-гречески называется «каландер». Поэтому все вытянутые тела с округлыми сечениями получили название цилиндра. (рис 1)