Просмотр содержимого документа
«Урок математики. 2 класс. Тема "Квадрат"»
Тема: «Квадрат».
Цель: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры.
Задачи: научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять устные и письменные вычисления изученных видов, решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемыерезультаты:
Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися свойств квадрата, нахождения периметра квадрата; умение составлять задачи по выражениям.
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение оценивать результат своей деятельности; самоконтроль процесса и результата деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения; правильно планировать свою речь; отвечать на вопросы; взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы в парах.
Методы и приемы: объяснительные – иллюстративный, словесный метод, частично – поисковый метод, самопроверка, взаимопроверка, исследовательский метод.
Форма работы: фронтальная, индивидуальна, парная, групповая
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, доброе утро!
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Устный счёт
Задание 1.Решение цепочку примеров (по слайду)
Задание 2. (по слайду)
1.Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? Ответ: 6 минут.
2.Шла девочка в Москву и повстречала трех мальчиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? Ответ: 1 девочка.
3.Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? (Когда смотрим на часы, говорим: «10 минут».)
4. 4.У девочки живут собака, кот, канарейка и золотая рыбка. Сколько у питомцев лап, крыльев, голов, хвостов? (10 лап,2 крыла, 4 головы, 4 хвоста)
5. Чтобы разрезать веревку на части, сделали 4 заметки. Сколько частей получилось? (5)
III. Самоопределение к теме.
1. Работа с геометрическим материалом
На доске геометрические фигуры (вырезанные из картона - круг, треугольник, прямоугольник, квадраты, шестиугольник, ромб)
-У вас на парте лежит набор плоских геометрических фигур. Выложите их перед собой.
- Поднимите лишнюю фигуру. Какая это фигура? Почему она лишняя? Уберите её. (Учащиеся убирают круг, так как это фигура, не имеющая углов).
- Уберите лишнюю фигуру. (Учащиеся убирают треугольник, так как это фигура, имеет три угла, а все остальные по четыре).
- Как назвать оставшиеся фигуры? Почему их так называют? (Многоугольники. У них есть углы)
Покажите ещё 1 лишнюю фигуру. Какая это фигура? (Треугольник. У неё три угла)
- Как можно назвать оставшиеся фигуры? (Четырёхугольники)
Какие цели и задачи мы могли бы для себя поставить на этом занятии? (Заслушиваются ответы учащихся).
- (Я хотел бы узнать побольше о свойствах квадрата, его признаках и т.д.)
-Почему же нашу фигуру назвали «квадрат»? Что такое квадрат?
-Слово «КВАДРАТ» пришло к нам из латинского алфавита. В этом слове есть часть «квадр», которая означает «четыре». Отсюда произошли слова квартет (четыре музыканта, которые выступают на сцене), квадроцикл (мотоцикл на 4 колёсах, квартал (часть города, образованная пересечением 4 улиц) / (сообщение ученика)
- Сегодня на уроке вы узнаете основные отличия квадрата от других четырёхугольников. Научитесь строить квадрат, используя линейку и модель прямого угла, а так же закрепите материал прошлых уроков.
IV. Работа над темой урока
1. Практическая работа
Откройте учебник на Стр. 34, №1.
Перед вами четыре четырёхугольника.
Работая в паре, проверьте с помощью модели прямого угла, что все это четырёхугольники являются прямоугольниками.
Вывод: все четырёхугольники являются прямоугольниками.
№2.
- Используя линейку, измерьте стороны прямоугольников и назовите номера тех прямоугольников, у которых все стороны равны.
У вас на столе лежат цифры 1,2,3,4. Покажите номера прямоугольников, у которых все стороны равны.
Вывод: прямоугольники под №1 №4 имеют 4 прямых угла и равные стороны.
- Кто знает, как называется геометрическая фигура, у которой четыре прямых угла и все стороны равны? (Квадрат).
2. Работа над правилом
- Сформулируйте правило, что такое квадрат?
Заслушиваются ответы учащихся.
- Прочитайте правило о квадрате.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление изученного материала
1. Выполнить чертёж и найти периметр. (по слайду)
- Что нам известно? Длина одной стороны равна 4 см.
- Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длин остальных сторон? Можем.
- Какое правило нам поможет? Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
- Какие инструменты вам потребуются? (Линейка, модель прямого угла, простой карандаш).
Один ученик у доски по клеточкам под руководством учителя чертит квадрат со стороной 4 см, а остальные учащиеся аналогично выполняют чертёж в тетради.
- Прочитайте задание №2Что требуется сделать? Найти периметр полученного квадрата.
- Как найти периметр этого квадрата? Надо вспомнить, что такое периметр.(Периметр – это сумма всех длин сторон.)
Сначала пишем число, классная работа.
И начнем мы с минутки чистописания. Послушайте загадку и скажите мне, какую цифру мы должны прописать.
На косу она похожа, Но косить траву не может — Не наточена совсем И не косит цифра (семь)
Цифра шесть перевернулась, Новой цифрой обернулась!(девять)
Р= 4+4+4+4=16 (см) ( у доски ученик)
VIII. Закрепление ранее изученного материала
1.Решение примеров №4( с обьяснением не доске)
2.Составление задачи по выражению и её решение. с. 34 №6 (1)(групповая работа)
Составьте задачу о строительных материалах для стадиона по выражению и опорным словам. Например, цемент. ( чья группа может решит тремя способами)
100 –(25+15)
Дополните краткую запись: (1- ый ученик)
Закупили
Израсходовали
Осталось
Решите задачу, записав решение выражением, и напишите ответ.(2-ой ученик)
XI. Рефлексия
На экране вы видите несколько утверждений, Если вы согласны, то поднимите зелёный круг, если нет, то красный.
Прямоугольник и квадрат:
геометрические фигуры (да)
многоугольники (да)
имеют по четыре стороны (да)
имеют по 4 угла (да)
все углы прямые (да)
- Можно сказать, что любой прямоугольник является квадратом. (нет). Почему?
- А как вы считаете, любой квадрат можно назвать прямоугольником? (да)
X. Итог урока
Вспомним цель нашего урока.
- Достигнута ли цель?
Использование сигнальных кругов .
Зелёный круг:
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.
Вы многому научились и можете помочь другим.
Вы думаете, вам пригодятся в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке.
Красный круг:
Вы считаете, что знаете определение геометрических фигур , но вам ещё нужна помощь.