kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий отчет по теме самообразования «Формирование математических компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самообразования выбрана  не случайно. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  • достижение социальной компетентности обучающихся;
  • гарантия прав граждан на качественное образование;
  • формирование ключевых (базовых) компетенций;
  • обеспечение компьютерной грамотности.

Актуальностью данного вопроса является то, что современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования. В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, ее анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности.

Восхищаясь способностями компьютера, поставила перед собой следующие задачи: 

  • развитие мышления и способностей учеников через использование ИКТ и развитие информационно-познавательной компетенции обучающихся;
  • усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.

Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

а) коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым;

б) информационных – владение информационными технологиями;

в) автономизационных – способность к самоопределению и самообразованию;

г) нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

 Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание учащегося освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Результаты мониторинга учащихся 8класса, проводимого мною  в 2013 году, показали, что активность и мотивация к учёбе у учащихся развита недостаточно. Для мониторинга был использован метод, направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева.

Анализ полученных данных показал:

Высокая познавательная активность у 15%

Средняя познавательная активность у 58%

Низкая познавательная активность у 27% учащихся.

Я поставила перед собой цель: создать условия учащимся для активизации познавательной деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий отчет по теме самообразования «Формирование математических компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики»»

КГУ «Арзамасская средняя школа»

Творческий отчет

по теме самообразования «Формирование математических компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики»

учителя математики Почекаевой Альбины Ивановны

Мое кредо: "Быть требовательной не только к ученикам, но и к себе. Не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться. Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому".



Тема самообразования выбрана не случайно. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

  • достижение социальной компетентности обучающихся;

  • гарантия прав граждан на качественное образование;

  • формирование ключевых (базовых) компетенций;

  • обеспечение компьютерной грамотности.

Актуальностью данного вопроса является то, что современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования. В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, ее анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности.

Восхищаясь способностями компьютера, поставила перед собой следующие задачи: 

  • развитие мышления и способностей учеников через использование ИКТ и развитие информационно-познавательной компетенции обучающихся;

  • усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

  • воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.


Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

а) коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым;

б) информационных – владение информационными технологиями;

в) автономизационных – способность к самоопределению и самообразованию;

г) нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание учащегося освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Результаты мониторинга учащихся 8класса , проводимого мною в 2013 году, показали, что активность и мотивация к учёбе у учащихся развита недостаточно. Для мониторинга был использован метод, направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева.

Анализ полученных данных показал:

Высокая познавательная активность у 15%

Средняя познавательная активность у 58%

Низкая познавательная активность у 27% учащихся.

Я поставила перед собой цель: создать условия учащимся для активизации познавательной деятельности.

Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности я создаю оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения.

Данные технологии способствуют:

а) активизации познавательной деятельности учащихся;

б) развитию вариативности мышления, математической логики;

в) направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности через:

  • электронные носители (использование интернет ресурсов, обучающих дисков, тренажёров)

  • внутришкольный образовательный ресурс (создание презентаций, видеороликов, фотоальбомов «Вести с уроков»)

Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:

  • использование возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;

  • повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера;

  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

  • использование диагностических и контролирующих материалов;

  • выполнение самостоятельных и творческих заданий;

  • использование компьютера для вычислений;

  • формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.

Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися (тренажеры и контроль).

Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Для формирования данных компонентов использую в процессе обучения презентации.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;

  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся, более разнообразно проводить устный счет на уроке,

  • эффективнее использовать время на уроке.

Организую на уроках и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде). Этим формирую у учащихся основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы им в будущем.

Такая форма работы позволила иметь оперативную информацию:

  • о контроле знаний учащихся,

  • о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме,

  • видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся.

Применяя информационные технологии, мне удалось:

  • индивидуализировать учебный процесс;

  • создать условия для развития самостоятельности учащихся;

  • повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации);

  • снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;

Большое внимание на уроках и внеурочной деятельности уделяю развитию творческих способностей учащихся. Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретённых знаний. Я считаю, что учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. В равной степени он должен быть терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако, если всё делается профессионально, то рано или поздно, ученик себя проявит. Поэтому целью моей работы является организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей. Чтобы осуществить это, я считаю эффективным решать задачи, связанные с использованием ИКТ: систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

  1. Развитие воображения.

  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него – к активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному знанию и научному поиску.

Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ в 5-6 классах решает следующие задачи:

  • развитие критичности и самостоятельности мышления;

  • развитие логического мышления;

  • тренировка памяти;

  • формирование навыков вариативного мышления;

  • эвристическое мышление.

Курс 7-9 классов направлен на формирование других умений и навыков и решает следующие новые задачи:

  • тренинг мышления решением нестандартных задач;

  • развитие ассоциативного, образного мышления;

  • обучение приемам и методам фантазирования.

На первом месте для меня всегда стоит самообразование. Я систематически просматриваю периодические издания по педагогике, психологии, своему предмету ( методический журнал «Математика в казахстанской школе»; научно-методический журнал «Классный руководитель»; научно-практические журналы «Открытая школа» и «Бiлiм Инфо»). Для подготовки к урокам использую информацию многих образовательных сайтов ( сайт "Интернет-государство учителей"; сайт "Открытый класс"; сайт УчМет; сайт: Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка»; сайт proshkolu.ru; сайт копилка уроков –сайт для учителей и многие другие ).

Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен немалый теоретический и практический опыт, которым я делюсь с коллегами на заседаниях методического объединения учителей ЕМЦ математики школы.

  • Мультимедийные презентации – одно из средств повышения эффективности уроков математики

  • Работа с одаренными детьми на уроках математики

  • Развитие самостоятельности на уроках математики

  • Роль экономического образования на уроках математики, как фактор формирования конкурентоспособной личности.

Занимаясь самообразованием по использованию ИКТ, стала участником 36 часового практического курса по теме «Использование SMART – технологий в образовательном процессе в условиях обновления содержания образования» при АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу»»(сертификат №0136660). Основной вопрос семинара – эффективное применение интерактивного комплекса Smart в работе учителя предметника, новые ТСО и их использование в учебном процессе, активные методы обучения.

Результатами своей работы по теме самообразования являются мероприятия и конкретные дела, которые основаны на применении ИКТ:

  • Выступления на ШМО учителей ЕМЦ по темам:

  • Мультимедийные презентации – одно из средств повышения эффективности уроков математики .

  • Работа с одаренными детьми на уроках математики

  • Развитие самостоятельности на уроках математики

  • Роль экономического образования на уроках математики, как фактор формирования конкурентоспособной личности.

  • Активное участие в районном семинаре учителей ЕМЦ по теме «Роль предметов ЕМЦ в общем развитии школьников», мастер – класс в 6 классе по теме «Сложение отрицательных чисел»











  • Участие в работе педагогического совета по теме «Возможности современного урока в формировании ключевых компетенций учащихся» (аналитическая деятельность)

  • Участие в районном семинаре «Эффективные формы и методы для развития функциональной грамотности по предметам ЕМЦ» (аналитическая деятельность);

  • Разработка факультативных курсов: «Математика и цветоводство», «Занимательная математика»;

  • Разработка методических пособий для учащихся по темам: «Координаты вектора», «Решение текстовых задач», «Пособие по подготовке к ЕНТ по математике», «Материал для консультаций «Логические задачи»,

  • Разработка буклетов для учащихся «Методы решения систем рациональных уравнений»;

  • Накоплен и систематизирован банк электронных презентаций по многим темам программного материала;

  • Создание электронного выставочно – познавательного материала по темам: «Треугольники в нашей жизни», «Прогрессия – вчера и сегодня», «Математика и гармония», «Связь математики с другими науками»;

  • Опубликовала свой авторский материал на интернет странице htt:kopilkaurokov.ru/matematika/prezetacii/269648 Интернет – проекта «Копилка уроков – сайт для учителей»: презентация и урок по теме «Формула корней квадратного уравнения», панорамный урок «Сложение отрицательных чисел», открытый урок – лаборатория «Длина окружности и площадь круга», открытый урок «Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена» , обобщающий урок по алгебре и началам анализа 11 класса по теме «Логарифмы. Решение логарифмических уравнений и неравенств».

  • Проектные работы учащихся : «Математика в жизни нашей семьи» Талапова Сабина, 6 класс; « Математика и профессии жителей нашего села» Лазенюк Алина, Мулдахметова Даяна 6 класс;

  • Исследовательские работы ( «Геометрия зрения» Сулейменова Жанель, 9 класс, 2013 год, «Кружевная геометрия», 10 класс Паршута Людмила, «Золотая пропорция», 2013 год, Комкова Тамара 8 класс

  • Рефераты («Рене Декарт», «Отрицательные числа» Лазенюк Алина 6класс; 2015 год

  • Выступления («Математика и ЭКСПО 2017» Серяк Светлана, Лазенюк Кирилл, Жанабилов Абиль, Киселев Сергей 9 класс, «Стандартный вид числа в расчетах затрат отопительного сезона ТОО «Ряжское» Лазенюк Кирилл 9 класс, 2016 год.)

  • Презентации ( «Симметрия в архитектуре» Лазенюк Кирилл, «Симметрия в физике» Гогу Андрей 9 класс.)

  • Участие учащихся 6 класса (Лазенюк Алины, Кобец Алины, Талаповой Сабины, Мулдахметовой Даяны), учащейся 7 класса Куртибаевой Карины, учащихся 9 класса (Лазенюк Кирилла, Гогу Андрея) в Международном математическом конкурсе «Кенгуру - математика для всех».

  • Участие учащихся в республиканской интеллектуальной игре «Акбота»

  • Участие учащихся в общешкольной олимпиаде по математике (Жуков Кирилл – 3 место);

  • Подготовка материала и участие в выставке методических наработок;

  • Участие в работе 1 съезда учителей математики РК «Развитие школьного математического образования в Казахстане: состояние и перспективы»,2011 год;

  • Участие в работе областного форума учителей математики, 2011 год;

  • Публикация двух уроков в методическом журнале «Математика в казахстанской школе» по теме «Математические мотивы в художественной литературе», «Применение производной в геометрии, физике, технике»

Результатом внедрения ИКТ в образовательный процесс и применения активных форм обучения является позитивная динамика повышения познавательной активности учащихся и повышения качества знаний учащихся.

Качество знаний

по математике 6 класса и алгебре 7, 9, 11 классов

2015-2016 учебный год

Качество знаний

по геометрии 7, 9, 11 классов

2015-2016 учебный год

В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит и от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Почекаева Альбина Ивановна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства