Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия по математике "Это интересно знать!"»
Ход мероприятия
I. Вступление
Тем, кто учит математику, Тем, кто учит математике, Тем, кто любит математику, Тем, кто ещё не знает, Что может любить математику, Встреча с математиками посвящается!
Пусть в памяти воскреснул Архимед, Сраженный за великие творенья. Пусть вспомнится известный всем Виет, Открывший формулу для уравненья.
Тебе знаком талантливый Декарт, Систем координат создатель. Ты знаешь Лобачевского, он русский брат, Коперник геометрии, творец, ваятель.
Велик и ныне Чебышев –титан, А Софья Ковалевская – чудесная "русалка”, Талант могучий им был дан, Дана была им гениальная смекалка.
Запомни то, что Гаусс всем сказал: "Наука математика – царица всех наук”. Не зря поэтому он завещал Творить в огне трудов и мук.
Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы, может, быть. Но будешь ты рабочим, может, и ученым, И будешь честно Родине служить!
Мы наши познанья расширить хотим, Мы все математику любим. В быту и в науке, в труде и борьбе Дает математика знать о себе!
II. Слово учителя.
"Предмет "математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”, - писал выдающийся ученый XVII века Блез Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка.
Математика – вечно живое дерево науки. И у математики существует свой язык – формулы.
Математика дисциплинирует ум, учит логическому мышлению. Удивительное сравнение можно сделать, основываясь на математических понятиях.
Сегодня мы познакомимся со многими великими учеными
III. Встреча с великими математиками.
Представитель от каждой группы выходит к доске и рассказывает о жизни о достижениях, открытиях своего ученого
1 группа –древние ученые
1. Пифагор
Пифагор – древнегреческий математик и философ. Родился на о.Самосе. В молодости для изучения наук жрецов путешествовал по Египту, жил также в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрологию и астрономию у халдейских жрецов. После Вавилона переселился в Южную Италию, а потом в Сицилию, где организовал пифагорейскую школу, которая внесла ценный вклад в развитие математики и астрономии.
В школе Пифагора процветала числовая мистика. Приняв количественное отношение за сущность всех вещей и оторвав их от материальной действительности, эта школа пришла к идеализму. Пифагор учил, что мерой всех материальных и нематериальных вещей являются числа и соотношения между ними. По мнению Пифагора, даже такие далеко не математические понятия, как "дружба”, "справедливость”, "радость” и т.д., находят объяснение в числовых зависимостях, для которых они являются только образами или копиями. Числам явно приписывались мистические свойства: одни числа несут добро, другие – зло, третьи – успех и удачу и т.д. Пифагор полагал, что душа тоже число, она бессмертна и переселяется от одного человека к другому.
Числовая мистика Пифагора и его последователей нанесла большой ущерб развитию математической науки.
3. Архимед
Архимед был одержим математикой. Он забывал о пище, совершенно не заботился о себе. Работы Архимеда относились почти ко всем областям математики того времени:
ему принадлежат замечательные исследования по геометрии, арифметике, алгебре. Лучшим своим достижением он считал определение поверхности и объёма шара — задача, которую до него никто решить не мог. Архимед просил выбить на своей
могиле шар, вписанный в цилиндр. Огромное значение для развития математики имело вычисленное Архимедом отношение длины окружности к диаметру.
4. Герон Александрийский
Древнегреческий ученый, математик, физик, механик, изобретатель. Математические работы Герона являются энциклопедией античной прикладной математики. В лучшей из них- "Метрике" - даны правила и формулы для точного и приближенного вычисления площадей правильных многоугольников, объемов усеченных конуса и пирамиды, приводится формула Герона для определения площади треугольника по трем сторонам, даются правила численного решения квадратных уравнений и приближенного извлечения квадратного и кубического корней.
2 группа- иностранные ученые
5. Леонард Эйлер (1707-1783 гг.)
Российский, немецкий и швейцарский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Эйлер оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии и по ряду прикладных наук. Именно он создал несколько новых математических дисциплин — теорию чисел, вариационное исчисление, теорию комплексных функций, дифференциальную геометрию поверхностей, специальные функции.
6. Рене Декарт (1596-1650 гг.)
Декарт далеко не сразу нашел свое место в жизни. Дворянин по происхождению, окончив коллеж в Ла-Флеше, он с головой окунается в светскую жизнь Парижа, затем бросает все ради занятий наукой. Декарт отводил математике особое место в своей системе, он считал ее принципы установления истины образцом для других наук. Главное достижение Декарта-построение аналитической геометрии, в которой геометрические задачи переводились на язык алгебры при помощи метода координат. Он сформулировал основную теорему алгебры: «число корней алгебраического уравнения равно его степени», доказательство которой было получено лишь в конце XVIII в.
7. Пьер Ферма
Французский математик, один из создателей аналитической геометрии и дифференциального исчисления. Открыл правило нахождения экстремума с помощью производной. Автор многих теорем теории чисел. Знаменитая теорема Ферма из теории чисел, которую Ферма сформулировал без доказательства, вызывает интерес до сих пор. С работ Ферма началась новая математическая наука-теория чисел.
3 группа – русские ученые
8. ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792-1856), российский математик, создатель неевклидовой геометрии (геометрии Лобачевского). Ректор Казанского университета (1827-46). Открытие Лобачевского (1826 г, не получившее признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, в основе которого более 2 тыс. лет лежало учение Евклида, и оказало огромное влияние на развитие математического мышления. Труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.
Лобачевский вошел в историю математики не только как гениальный геометр, но и как автор фундаментальных работ в области алгебры, теории бесконечных рядов и приближенного решения уравнений.
9. Андрей Николаевич Колмогоров Доктор физико-математических наук, профессор Московского Государственного Университета (1931), академик Академии Наук СССР (1939), лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Колмогоров — один из основоположников современной теории вероятностей, им получены фундаментальные результаты в топологии, математической логике, теории турбулентности, теории сложности алгоритмов и ряде других областей математики и её приложений.
10. Ковалевская Софья Васильевна (1850-1891 гг.)
Русский математик и механик, с1889 г. член-корреспондент Петербургской АН. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина-профессор математики. Ковалевская открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Доказала существование аналитического решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение. Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики.
Работа с залом.
Выступления учащихся и ответы зрителей: - Разгадал загадку круга, Метод площадей нам дал, Знаем мы, как в Сиракузах Родину он защищал. Свой народ спасал от бед, Его имя ….. (Архимед). - На острове Самос Философ сей родился. И во главу угла Поставлены им числа. И, говорят, за теорему Принес богам быка он в жертву. Был чемпионом Олимпиады, Имел своих учеников. Надеюсь, догадался каждый, Что его имя ….. (Пифагор) - Все, что раньше люди знали, Он собрал в своих «Началах». Было их 13 книг, Написал их все …. (Евклид) - Математика начала По обоям изучала И влюбилась в ту науку. Только вот какая штука. Ведь в России в это время Не пускали в вузы женщин. Чтоб в математике достичь вершин, Пришлось уехать девушке в Берлин, И стать для этого фальшивою невестою, Такой мы знаем Софью……. (Ковалевскую).
IV. Заключительное слово учителя.
Дорогие ребята! Наша "Встреча с великими математиками” подошла к концу. Конечно, мы сегодня рассказали лишь о некоторых из них. Но у вас все еще впереди. За годы учебы вы еще много интересного узнаете о тех ученых-математиках, которые развивали эту науку, двигали её вперед.
А сейчас мы проверим ,как вы внимательно слушали. Проведем небольшую викторину.