kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Шахматы – это спорт или игра?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность: Шахматы – это настоящий спорт, не развлечение и не веселая игра, и это еще раз подтверждается наличием соревновательных турниров по шахматам. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, развивает логическое мышление, внимание, воспитывает волю. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шахматы – это спорт или игра?»

Шахматы – это спорт или игра?»



Автор: Выходец Л.Г.,

учитель МОУ-СОШ №4

г.Унеча

исследовательский проект



«Шахматы – это спорт или игра?»

«Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения игрой – это наука».

Тигран Петросян (девятый чемпион мира)

  1. Аннотация

Актуальность: Шахматы – это настоящий спорт, не развлечение и не веселая игра, и это еще раз подтверждается наличием соревновательных турниров по шахматам. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, развивает логическое мышление, внимание, воспитывает волю. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни.

Проблема: Дома я часто наблюдала, как мой дедушка играет с сестрой в шахматы. Однажды моя сестра спросила у меня: «Как ты думаешь шахматы – это спорт или игра?». Я долго думала над этим вопросом, и научилась играть в эту игру, и узнала многое о нем. Оказалось, что ребята нашей группы ничего не знают о шахматах. Мне очень захотелось познакомить их с шахматной доской и фигурами.


Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на развитие интеллекта

Задачи:

1. Узнать из книг историю игры в шахматы.

2. Познакомить с шахматной доской и фигурами.

3. Научиться играть в шахматы.


Методы исследованияанкетирование,  сбор и анализ данных, подбор литературы, поиск информации

Вид проекта: долгосрочный.

Время реализации проекта: декабрь 2016г. - март 2017г.

Участники проекта: дети группы, родители, воспитатели.













  1. План исследований

Гипотеза: Я предполагаю, что шахматы – это настоящий спорт, а не просто игра.

Предполагаемый результат:

1. Воспитанники должны знать названия шахматных фигур (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король).

2. Знать шахматные термины: белое и черное поля, ход, партнеры, диагональ, вертикаль, горизонталь.

3. Оформить «Шахматный уголок».


Этапы проекта

1 этап. Подготовительный:

  • Составление паспорта проекта

  • Подбор художественной литературы для чтения детям

  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

  • Обеспечение ребят шахматными досками и фигурами.

2 этап. Выполнение проекта:

  • Знакомство с шахматной доской и фигурами (показ презентаций);

  • Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр;

  • Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме);

  • Рассматривание картин, рисование шахматных фигур для шахматного альбома;

  • Просмотр мультфильма про шахмат («Смешарики»)

3 этап. Результаты:

  • Постановка сказки из «Шахматного театра»

  • Создание «Шахматного уголка»

Анкета для родителей

    1. Где появились шахматы?

    2. Знаете ли вы правила игры в шахматы?

    3. Сколько человек играет в игру шахматы?

    4. Что означает шах? Что означает мат?

    5. Сколько клеток в шахматной доске?

    6. Играете ли вы в шахматы?

    7. Хотели бы, вы научится играть в шахматы?

    8. Как вы думаете: шахматы – то спорт?

    9. Включены ли шахматы в Олимпийскую программу?

    10. Какие фигуры начинают игру?

    11. Кого из знаменитых шахматистов вы знаете?

    12. Как вы думаете, чем шахматы привлекают людей?

    13. Какие качества развивает в людях игра в шахматы?




Теоретическая часть.

История возникновения 

О точном времени возникновения игры в шахматы до сих пор разгораются споры, но большинство учёных сошлись во мнении, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Существует несколько вариантов легенд о появлении шахмат. Первая легенда (chessok.net) гласит, что один умный крестьянин пришёл к королю и рассказал о чудесной игре. Игра очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условие было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно с таким учетом, чтоб с каждым разом количество зерен увеличивалось вдвое. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся и сказал, что без труда выполнит данное условие. Он приказал открыть царский амбар и позвал слуг. Все начали делать подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете.

Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился и объяснил все досконально об игре в шахматы. В награду король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину.

Шахматы (от персидского «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия в VI веке и называлась чатуранга.

Правила игры в VI веке

  • фигур было всего 4

  • игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);

  • ходы делались бросанием игральных костей;

  • для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – «шатрандж», у персов - «шатранг», у таджиков - «шахматы».

Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;

  • каждый получил 2 комплекта фигур;

  • вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди;

  • победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата.

На Руси шахматы появились в 9-10 веках.

Правила игры


Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью. 

Шахматная доска и фигуры

Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу.

Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 попеременно белых и чёрных квадратов. Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикальными, горизонтальными и диагональными. Вертикальные ряды полей-клеток обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, а горизонтальные ряды - цифрами от 1 до 8 снизу вверх. Соответственно каждое поле обозначается сочетанием этих букв и цифр. Доска располагается так, чтобы у каждого партнёра справа было белое игровое поле.

Правая сторона доски (от играющего белыми фигурами) называется королевским флангом, левая — ферзевым.

В шахматах существует 6 разных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Ферзь и ладья считаются тяжёлыми фигурами, конь и слон лёгкими. Всего в шахматах два набора фигур – белые и чёрные. В каждом наборе по 16 фигур: 1 король, 1 ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня и 8 пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Король – самая важная фигура на поле. Если не защитить короля, то случится «мат», а значит проиграл. Ходит король только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. 

Ферзь (иначе королева) – вторая по важности фигура на поле. У этой фигуры самые большие возможности в плане передвигаться по полю. Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Фигура обычно увенчана небольшим шариком в отличие от короля, который, как правило, увенчан крестом.

Ладья (иначе башня или колесница) - Ходит ладья на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Фигура обычно имеет вид круглой крепостной башни. В игре участвуют 2 ладьи.

Слон (офицер) - Ходит слон на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, напоминая собой одежду священника.

Конь (называют прыгающей) - Ходит конь русской буквой «Г», при ходе он может перешагивать через свои и чужие фигуры. Фигура имеет вид головы коня на подставке.

Пешка (пехота) - Ходит пешка на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.

Расстановка фигур:

Первый горизонтальный ряд занимают - фигуры, второй - пешки.

Начиная с крайней левой клетки фигуры, расставляются так:

Белые фигуры - Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.

Черные фигуры - Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья.

Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный - на черном. Ходом называют перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника. Ход на поле, занятое фигурой противника, означает ее «взятие», и она должна быть немедленно снята с доски. Первым делает ход партнер, у которого белые фигуры. Затем, пока игра не закончится, ходы делают поочередно. Цвет фигур партнеров в любительских партиях определяется жребием. Ход считается сделанным, когда играющий, переместив на свободное поле фигуру, отнял от нее руку.

Ходы шахматных фигур в игре































НЕЗЫБЛЕМЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ШАХМАТЫ

(для начинающих)

Каждый ход делается только одной рукой!

-Первое правило шахматной игры для начинающих: «Тронул – ходи!».

При желании просто поправить фигуры следует сначала сказать «Поправляю».

Второе правило игры в шахматы:

«Ход считается сделанным, когда рука отнята от фигуры».

Третье правило:

-«Нельзя взять обратно ход, отречься от заявления о сдаче партии и от высказанного согласия на ничью».

-Четвертое правило в шахматах:

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что в начале фигуры были расставлены неправильно, партия переигрывается».

-Пятое правило:

-«Если во время или по окончании партии выяснится, что был сделан ход, противоречащий правилам игры, партия переигрывается с предшествующей позиции».

-Все официальные партии используют контроль времени.

Для этого вида спорта не нужны ни стадионы, ни специально оборудованные помещения, были бы шахматные фигуры да доска, пускай и самая простая, картонная.

Еще одна причина популярности шахмат в том, что языковых барьеров для шахматистов не существует. На всех языках мира фигуры по шахматной доске передвигаются одинаково.

Великие шахматисты

Чтобы о тебе знали в шахматах нужно не просто сильно играть, нужно стать чемпионом мира, и тогда о тебе будут помнить века. За всю историю шахмат, возьмем времена Стейница (первый чемпион мира).

Прошло около 125 лет, и за это время сменилось всего 15 чемпионов мира по шахматам, в другом виде спорта это число было гораздо больше.

3 из них это чемпионы СССР и России по шахматам

Время чемпионства

(лет)

Чемпион

Анатолий

Карпов

1975-1985

10

Гари

Каспаров

1985-1993

8

Владимир

Крамник

2006-2007

1



Практическая часть

В практической части ребята оформили «Шахматный уголок», куда вошли собрание книг о шахматах«Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах«Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматами,  «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр и сделанные своими руками из кеглей фигуры для игры в шахматы.

Значимость нашей работы заключается в создании «Шахматного уголка», который является средой для развития интеллектуальных способностей детей нашего сада. Важным достижением проекта можно считать возросший у детей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру.

Работа над практической частью проекта по ознакомлению с шахматами началась с чтения сказки «Про шаха и шахматы», которую нам прочитал воспитатель. Из сказки мы узнали о том, что игра в шахматы появилась в Индии, и придумал эту интересную игру для шаха Шеран – Ширхана придворный мудрец.

Далее началось знакомство с шахматными фигурами. Я рассказала ребятам, как называются шахматные фигуры. Мы придумывали, на что они похожи. Запомнить названия фигур нам помогли загадки, которые собрали наши родители в «Шахматную копилку».

Чтобы лучше запомнить названия фигур, мы играли в дидактические игры («Чудесный мешочек», «Приглашение на бал», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Школа», «По росту», рисовали шахматные фигуры и предметы – ассоциации, на которые они похожи, создавая «Шахматный альбом».

Дома вместе с родителями мы изготавливали атрибуты для инсценирования пьесок из «Шахматного театра». Для этого мы переделали известные всем народные сказки «Колобок», «Репка» и «Теремок».

Немного пофантазировав, мы изготовили из кеглей шахматные фигуры для игры.

Выучив названия всех фигур, мы приступили к знакомству с шахматной доской, на которой чередуются поля белого и чёрного цветов. Мы узнали, что ходить фигуры могут по горизонтали (слева направо, по вертикали (сверху вниз) и по диагонали (наискосок). Также мы научились правильно расставлять шахматные фигуры на доске.

Закрепляя знания о шахматной доске, мы выкладывали на доске линии, по которым двигаются фигуры; играли в игры «Кто быстрее расставит фигуры», «Какой фигуры не хватает», «Первый-второй» (придумали сами); из кубиков двух цветов выкладывали фрагмент шахматной доски; раскрашивали часть листа тетради в клетку, как для игры в шахматы.

На итоговом этапе мы участвовали в постановке сказок из «Шахматного театра», используя изготовленные вместе с родителями атрибуты, оформляли уголок любителей игры в шахматы.

Результат

Мы ознакомились с историей игры в шахматы, выучили фигуры, узнали строение шахматной доски и научились правильно расставлять фигуры на ней.

Продуктом нашей работы стало создание «Шахматного уголка», куда вошли собрание книг о шахматах, «Шахматная копилка» с загадками, стихами, играми, сказками о шахматах, «Шахматный альбом» с нарисованными детьми шахматами, «Шахматный театр» с атрибутами для костюмированных шахматных игр и сделанные своими руками из кеглей фигуры для игры в шахматы.





Заключение

Итак, цель работы была достигнута. Нам удалось заинтересовать детей этим интересным видом спорта и обогатить развивающую среду детского сада. Из этого исследования дети узнали, что правила игры в шахматы не всегда были такими как сейчас. Шахматы – это постоянная борьба. Научить играть в шахматы можно каждого, но для этого необходимо запастись терпением. Наша главнейшая цель – прививать интерес к мудрой игре.

Важным достижением проекта можно считать возросший у детей и их родителей интерес к шахматной игре и желание научиться играть в эту интеллектуальную игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Мы считаем, что шахматы – это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Шахматы развивают логическое мышление, память, внимание, самостоятельность.

Ведь побеждают только сильнейшие.

Приложение № 1

Дидактические игры

«Волшебный мешочек». По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определенную фигуру.

«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.

«Шахматная репка». Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.

«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.

«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика? А этого?.»

«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

«Приглашение на бал» Скажите, что в шахматном королевстве часто устраивают балы. Вот и сегодня все приглашены на бал, попросите ребят помочь фигурам украсить себя. Предложите взять листочки с изображением контуров фигур и фломастеры.

«Кто быстрее соберет фигуры для сражения»

Скажите детям, что больше всего на свете шахматные фигуры любят проводить сражения. Перед сражением войска выстраиваются в строгом порядке. Попросите детей запомнить расположение фигур на доске. В первом ряду в углах доски должны стоять ладьи, за ними кони, слоны, в середине король и ферзь. Ферзь стоит всегда на поле своего цвета. Во втором ряду выстраиваем пешки. Затем попросите убрать войска в коробочку и по сигналу самим расставить их, кто быстрее.

«Какой фигуры не хватает?» Правильно расставьте все фигуры на доску. Затем попросите детей закрыть глаза и уберите одну фигуру. Дети должны угадать, какой фигуры не хватает.

Приложение № 2

«СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ» Пантелеева М. А.

Давным-давно, 1,500 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому, что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё, то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по - царски наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.




Цель: ответить на вопрос «Шахматы- это спорт или игра?»

Задачи:

-изучить историю возникновения шахмат;

-изучить литературу по данному вопросу, интервью известных шахматистов;

  • провести анкетирование и опросы среди одноклассников и друзей;

  • ответить на вопросы: «Нужны ли шахматы в школьной программе?», «Какая польза от игры в шахматы?»

-дать самоанализ проделанной работе.

Методы исследования:«Анкетирование», «Беседа», «Сравнение».

Гипотеза: шахматы – это и спорт и игра.

О точном времени возникновения игры в шахматы до сих пор разгораются споры, но большинство учёных сошлись во мнении, что шахматы возникли в первом веке нашей эры в Северной Индии. Существует несколько вариантов легенд о появлении шахмат. Правила игры в VI веке

  • фигур было всего 4

  • игроков было 4, а не двое (играли пара на пару);

  • ходы делались бросанием игральных костей;

  • для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника.

В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться:

у арабов – «шатрандж», у персов - «шатранг», у таджиков - «шахматы».

Правила игры изменились:

К 15 веку шахматы обрели современный облик.

Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;

  • каждый получил два комплекта фигур;

  • На Руси шахматы появились в 9-10 веках.

  • цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Иногда в шахматной партии нет победителя, а фиксируется ничья (пат). игроков стало двое;

  • вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди;

  • Результаты опроса были очень интересными. И на вопрос: «Что такое шахматы?» я получил 4 ответа, а надеялся на 2 (спорт или игра). Хорошо разберем все 4 ответа.

  • На основании полученных сведений можно сказать что моя гипотеза верна. Шахматы – это и спорт и игра. В процессе своего исследования я понял и узнал, что шахматы – это и спорт, и искусство, и наука, и игра.

  • Для одних основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других – искусство, красота этой увлекательной игры.

  • Профессиональный шахматист или любитель шахмат определяет сам, чем для него являются шахматы.

  • Играйте в шахматы!

Почему я решил выбрать темой своего исследования шахматы?

Видимо потому, что эта игра - одно из моих любимых занятий. И мне бы хотелось разобраться, что же такое шахматы - спорт, наука, искусство или игра?

Одни считают, что шахматы - это спорт, так как это соревнование, состязание и противоборство противников.

Другие считают шахматы наукой, ведь в шахматах есть математические задачи, есть своя методика игры, теория,стратегия и тактика.

Третьи полагают, что шахматы это искусство. Как и в искусстве, играя шахматную партию, получаешь удовольствие,наблюдая за игрой какого-нибудь выдающегося профессионала.

Большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной игрой.

Вот и меня заинтересовал этот вопрос, казалось бы, простой, однако найти ответ на него не так просто. Попробуем разобраться.

.

Цели исследования: с помощью социологического опроса и литературы доказать, что шахматы – это спорт, искусство. игра и наука.

Для выяснения этого вопроса я поставил перед собой следующие задачи:

Задачи исследования:

-освоить приемы научно-исследовательской работы по сбору необходимой информации;

-изучить историю возникновения шахмат;

- изучить литературу по данному вопросу, интервью известных шахматистов;

- провести анкетирование и опросы среди одноклассников и друзей Изучить, как относятся к этой игре любители спорта.;

- обобщить полученные результаты и постараться дать ответ на вопрос: : «Можно ли шахматы отнести к спорту, науке, искусству или игре?».

-дать самоанализ проделанной работе.

Объект исследования – шахматы.

Методы исследования: анкетирование,  сбор и анализ данных, подбор литературы, поиск   информации

Гипотеза: Я предполагаю, что шахматы – это не только игра,но и наука, искусство и. настоящий спорт.

Предмет исследования – выяснить влияние шахмат на все сферы человеческой жизни.

Этапы работы над проектом:

  1. Поиск необходимой литературы, в том числе информации в сети Интернет по истории шахмат, биографии известных шахматистов.

  2. Проведение социологического опроса.

  3. Анализ, систематизация, обобщение материала и полученных статистических данных опроса.

  4. Подготовка презентации проекта.брошюры «Олимпийские чемпионы по шахматам»

  5. Защита проекта

Вид проекта: долгосрочный.

Время реализации проекта: октябрь 2018г. - январь 2019г.

Участники проекта: учащиеся, родители.




Актуальность работы заключается в том, что во все времена, в далекие прошлые и в настоящие современные, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей, так и взрослых.

Игра в шахматы это одно из моих любимых занятий и одна из наиболее распространенных настольных игр. Я занимаюсь в шахматном кружке МБОУ «Ершичская средняя школа» под руководством Т.Н.Костылевой. Руководитель шахматного кружка сказала, что «это не просто игра, это спорт и наука,это искусство». Вот здесь я задумался: кто-то говорит шахматы – это игра, а для кого-то это спорт и наука,а кто-то искусство. Я решил выяснить: шахматы – это спорт, игра,искусство или наука? Попробуем разобраться.



II.Основная часть

2.1. Краткая история шахмат.

Чтобы разобраться, к какой категории относятся шахматы, нужно знать, что такое шахматы и какова их история.

Шахматы – это настольная логическая игра, со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель игры поставить сопернику – мат. Игра подчиняется определенным правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ (правила шахматной игры за доской).

По одной из версий, шахматы зародились в Индии в VI веке. Их изобретателем стал известный в то время индийский математик. Тогда игра называлась чатуранга, в нее одновременно могли играть четыре человека. Было четыре армии: черные, зеленые, желтые и красные. Ходы делались по очереди, но возможные ходы определялись с помощью бросания игральных костей. Игра велась до полного уничтожения армий.

Свое творение изобретатель представил на суд всемогущего индийского раджи. Шахматы очень впечатлили правителя и стали популярны сначала в Индии, а потом уже и во всем мире.

Дальнейшее развитие шахмат принадлежит арабам, именно они заинтересовались задачами и этюдами, которые есть в этой игре, а сами шахматы приобрели современный вид: белую и черную армию. Как и сейчас, побеждал тот, кто ставил «мат», то есть, уничтожал короля.

В Древнюю Русь шахматы, скорее всего, проникли ни с Запада, а с Востока. На это указывает, в частности, сохранение на Руси восточных названий фигур в отличие от искажений и переделок, характерных для Западной Европы. К нам шахматы, вероятнее всего, проникли в IX - XII веках. В конце XVIII и начале XIX века в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.

2.2.1. Шахматы – это спорт?

Начнем с ответа «Спорт», так как я также считаю, что шахматы относятся к этому виду.

Шахматы для меня, это, конечно, занятие, приносящее удовольствие.

“Шахматы похожи на баскетбол...иногда приходится также долго крутиться вокруг корзины, прежде чем забросить мяч” (Фишер)

Что же такое спорт? Спорт – это преодоление себя, достижение вершин мастерства. Спорт – это тренировки, борьба и состязание. Это стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Все это присутствует в шахматах:

-принцип состязательности;

-определение победителей;

-наличие титулов и званий.

После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам присваивают звания: кандидата в мастера спорта, мастер спорта и гроссмейстер.

Российский шахматист, Анатолий Карпов, получил звание международного гроссмейстера в 19 лет, он является двенадцатикратным чемпионом мира по шахматам, заслуженным мастером спорта СССР, обладателем девяти шахматных «Оскаров». Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал: «Для того чтобы добиться успехов в любом виде спорта, требуется много составляющих. В первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и прекрасно подготовлен физически. Игра в шахматы требует намного больших затрат энергии, чем некоторые виды спорта». Спорт - это не только игра мускулов, это, прежде всего, состязание,противоборство,соперничество.

Физически неразвитый и слабый человек не сможет проводить тренировки, сидя за доской, в течение многих часов. Например, в возрасте 7-9 лет по первенству города Сочи принимают участие около 50 детей, соревнования проходят минимум 3 часа, надо провести сразу 3 партии. К 13-15 годам их число резко уменьшается. Так как это постоянная борьба. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую игру.

Шахматы были признаны одним из видов спорта более, чем в 100 государствах, а международным олимпийским комитетом шахматы стали признаны официальным видом спорта в 1999 году. Но и тогда шахматы не были включены в программу олимпийских игр. Данный вид спорта не единственный, который не попал на олимпиаду. Для таких занятий проводятся интеллектуальные игры.

Я смог ответить на один из главных вопросов своего исследования. Я считаю, что шахматы это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами. Побеждают сильнейшие.

Когда у Сергея Карякина спросили: «Много споров идет на тему, можно ли шахматы считать спортом?». Ответ его прозвучал так: « Я считаю, что шахматы - это чистый спорт и это мнение не только мое, но также и Магнуса Карлсена, потому что у него тоже спрашивали этот вопрос. Но суть в том, что шахматисты, получается, сидят по семь часов за доской, они думают очень долго. Вот попробуйте посидеть семь часов, когда надо пытаться найти лучшее решение - все это очень сложно, и это, конечно, спорт». Исследования Пенсильванского университета (США) показали: затраты энергии шахматиста и игрока в американский футбол РАВНЫ, а иной раз шахматист тратит энергии больше Проблема шахмат в том, что они не могут выйти на телеэкран. Когда человек начинает смотреть теннис или прыжки в высоту, буквально через минуту ему всё понятно. В шахматах достаточно сложные правила. Для того, чтобы понимать, что происходит, нужно иметь определённые знания. Поэтому многие не считают шахматы спортом. Но шахматы это смесь и спорт в эту смесь входит.



2.2.2. Шахматы – это игра?

Для того, чтобы доказать, что шахматы – это игра, я воспользовался словарем «Синонимов русского языка», с помощью которого выяснил, что сходными по значению к этому слову служат понятия развлечение, досуг, забава. Шахматы – это и времяпрепровождения, и развлечение, и забава, с помощью которой можно для того чтобы отдохнуть, развеяться. Это приятное занятие, которое не требует интенсивного труда, а также способ отвлечься от тяжелых мыслей.

Для меня шахматы – это также и игра, которая объединяет людей всего мира и не зависит от национальности, возраста, языка на котором ты говоришь. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен, обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других видах спорта. Я много раз наблюдал, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат. Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они

называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы – это не только игра, доставляющая много

радости, удовольствия, но и средство воспитания характера. Процесс обучения основам шахматной игры способствует

развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учитзапоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию т аких качеств, как внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность

Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. Шахматы приучают детей к микрострессам, потому что каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Известно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру. С медицинской точки зрения шахматы очень полезны. Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий шахматами он постепенно избавляется от этих недостатков. Как говорил Александр Алехин: “С помощью шахмат я воспитал свой характер”. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.

“Человек, играющий в шахматы, оказывается лучше подготовленным к жизненным ситуациям” (М.Ботвинник).

Российский предприниматель, миллиардер, владелец розничной сети "Магнит" и футбольного клуба "Краснодар" Сергей Галицкий известен, в том числе, как любитель шахмат. По его инициативе воспитанники детской Академии ФК "Краснодар" занимаются шахматами в обязательном порядке, а сам Галицкий уже второй год подряд в конце учебного года проводит сеанс одновременной игры с детьми.

"Обучать шахматам учеников футбольной Академии - моя идея, - рассказывает Галицкий в интервью"Спорт-Экспрессу". - И, знаете, приятно впечатлило, когда прочитал в этом году в книге Фергюсона (экс-главный тренер "Манчестер Юнайтед", возглавлявший клуб на протяжении 26 лет), что если бы он начал заново тренировать, обязательно заставил бы футболистов играть в быстрые шахматы.

Почему? Тут две вещи. Первое – молодые ребята получают в руки огромные деньги. Они все равно с ними не справятся – в этом возрасте никто не справится с большими деньгами. Но шахматы развивают логику. И второе. Мы учим ребят принимать быстрые решения.».



2.2.3.Шахматы - это искусство?

“Шахматы - это прежде всего искусство” (М.Таль).

“Секрет моих успехов -это прежде всего моя исключительная преданность шахматному искусству” (Фишер).

Как и в искусстве, играя шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь выдающегося профессионала. Человеку может понравиться какой-то его нестандартный ход или комбинация.

Искусство в шахматах - это практически идеально проведённая партия, когда противник даже не понял, где сделал ошибку; это прекрасно проведённая комбинация с жертвами пешек и фигур; это интуитивная жертва материала, когда сразу даже не понятно - зачем? Ведь не видно, как отыграть. Оказывается, всё это отдано за длительную инициативу, когда противнику, имея даже лишний материал, защищаться очень трудно. Михаил Таль с его поистине божественным комбинационным даром является главным представителем искусства в шахматах! К искусству подходят такие эпитеты: Красиво! Великолепно! Вот так Таль и играл в шахматы - Красиво и Великолепно!

В какой другой игре возможно насладиться партией, сыгранной лет так сто или двести назад? А до нас дошли красивые шахматные сражения и более раннего периода. В шахматах даже есть такое понятие как «шахматный композитор». Шахматный композитор заставляет фигуры делать максимум возможного на шахматной доске, выявляет их скрытую силу, всесторонне используя правила шахматной игры. Конечно, это искусство.

В каком другом виде спорта чемпионов знают поименно, причём даже люди далекие от игры, никогда не бравшие в руки клетчатую доску? Стать чемпионом в шахматах может только яркая, выдающаяся личность, по праву олицетворяющая мощь ума и интеллекта? За всю историю шахмат не было ни одного «случайного», не заслуженно победившего игрока. За несколько сотен последних лет их всего-то полтора десятка.

Шахматы можно назвать искусством - искусством мыслить, творчеством обеих сторон. Ведь на шахматной доске реализуются мысли, стратегия и тактика каждого из соперников. Это искусство создавать прекрасные комбинации, которые живут и радуют поклонников игры столетиями. Причём, даже проигравший, является соавтором произведения.

В странах, где шахматы имеют многовековую историю, они нашли отражение в народном творчестве. О шахматах складывались легенды, пословицы и поговорки, они органично входили в сказки, былины и другие произведения народного творчества:

* Шахматы — это море, из которого комар может напиться и в котором слон может искупаться. (Индия);

* Не время в шахматы играть, когда твой дом огнем объят. (Италия);

* Можно сбить с ног противника шахматной доской, но это вовсе не будет означать, что вы более сильный игрок. (Англия).

Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа и других направлений искусства. Помимо большого числа произведений, где игра лишь упоминается, существуют и такие, в которых шахматы являются основой сюжета, заметно выделяются автором. Например, в книге Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье» сказочное Зазеркалье подобно шахматной доске, многие его жители похожи на шахматные фигуры. Девочка Алиса проходит сквозь зеркало, знакомится с шахматными фигурами и участвует в шахматной партии в качестве белой королевской пешки. Заканчивает свое путешествие Алиса королевой.

Фильм «Турецкий гамбит», где идея сюжета и само название - это аналогия с шахматным гамбитом.

В Былине «Ставр Годинович» главная героиня - жена князя Василиса Микулична своей игрой «удивляет всех да людей добрых» и, обыграв в шахматы киевского князя Владимира, выручает из заточения своего мужа.

Можно также отметить, что великие писатели и поэты умели и любили играть в шахматы. Из книг мне стало известно, что А.С. Пушкин последние 11 лет своей жизни с большим интересом играл в шахматы. В своем письме к жене (от 30 сентября 1832 года) Александр Сергеевич писал: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе».



2.2.4. Шахматы - это наука?



Обратимся к термину, что такое наука. Наука – это система знаний, исследований на основе обобщения знаний. Обучение шахматам предполагает обучение теории и практике. Шахматная теория – это исследование, посвященное всем шахматным ходам и нюансов в них. Шахматная партия должна следовать четким правилам. Шахматы тесно связаны с математикой, как и в математике, здесь есть и теория, и практика. Определить следующий ход в шахматах, тоже самое, что решить задачу в математике. Шахматы, как и изучение математики, способствуют развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, не зря многие математики стали известными шахматистами, например, Эмануил Ласкер, Михаил Ботвинник и упоминаемый выше Анатолий Карпов.

Кстати, Михаилу Ботвиннику удавалось совмещать шахматы и науку: он одновременно международный гроссмейстер и мастер спорта по шахматам СССР и автор ряда изобретений в области электротехнике, запатентованных во всем мире.

Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев проявлял большой интерес к шахматам. «Для меня, - говорил Менделеев, - наука – как игра в шахматы». Ещё в 1862 году Д.И. Менделеев стал членом Петербургского шахматного клуба, одним из организаторов которого был Чернышевский. Шахматы- это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение думать, считать, анализироватьлучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе выиграть.

Мне очень хочется, чтобы как можно больше детей стали играть в шахматы. К тому же опрос по анкете показал, что многие хотели бы научиться играть в шахматы.

С 1 полугодия 2017 года в 220 московских школах ввели обязательные уроки шахмат. В пресс-службе департамента образования Москвы пояснили, что проект "Шахматы в школе" не направлен на подготовку профессиональных гроссмейстеров. Программа предназначена для повышения дисциплины и успеваемости, а также нацелена на интеллектуальное развитие школьников.

Профессиональными спортсменами становятся немногие, а только самые талантливые и трудолюбивые. Остальные сохранят знания о шахматной игре, научатся работать с информацией, станут более собранными и аккуратными, приобретут полезные навыки, которые, несомненно, пригодятся им в дальнейшей жизни.

Проект

 Однажды мне задали такой вопрос : «Как ты думаешь шахматы – это спорт или игра?». Я долго думала над этим вопросом. Оказалось, что ребята нашего класса мало знают о шахматах. Нам всем очень захотелось побольше узнать об этой игре, познакомиться с шахматной доской и фигурами.

Цель проекта: ответить на вопрос «Шахматы- это спорт или игра?»

Задачи:

-изучить историю возникновения шахмат;

-изучить литературу по данному вопросу, интервью известных шахматистов;

-провести анкетирование и опросы среди одноклассников и друзей;

- ответить на вопросы: «Нужны ли шахматы в школьной программе? «Какая польза от игры в шахматы?»

-дать самоанализ проделанной работе.

Методы исследования:«Анкетирование», «Беседа», «Сравнение».

Гипотеза: шахматы – это и спорт и игра.


Послушайте сказку про шаха и шахматы. 

Давным-давно, 1,500 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому, что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощеные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!

Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные.

Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не всё, то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско.

Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил царю правила игры, и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по - царски наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончилось на этом.

А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.


Шахматы – это настольная логическая игра, со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников. Цель игры поставить сопернику – мат. Игра подчиняется определенным правилам, которые дополняются правилами.

По одной из версий, шахматы зародились в Индии в VI веке. Их изобретателем стал известный в то время индийский математик. Тогда игра называлась чатуранга, в нее одновременно могли играть четыре человека. Было четыре армии: черные, зеленые, желтые и красные. Ходы делались по очереди, но возможные ходы определялись с помощью бросания игральных костей. Игра велась до полного уничтожения армий.

Свое творение изобретатель представил на суд всемогущего индийского раджи. Шахматы очень впечатлили правителя и стали популярны сначала в Индии, а потом уже и во всем мире.

Дальнейшее развитие шахмат принадлежит арабам, именно они заинтересовались задачами и этюдами, которые есть в этой игре, а сами шахматы приобрели современный вид: белую и черную армию. Как и сейчас, побеждал тот, кто ставил «мат», то есть, уничтожал короля.


На Руси шахматы появились в 9-10 веке. К 15 веку шахматы обрели современный облик. Правила игры изменились:

  • игроков стало двое;

  • каждый получил два комплекта фигур;

  • вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди;

цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Иногда в шахматной партии нет победителя, а фиксируется ничья (пат)

Великие шахматисты

Чтобы о тебе знали в шахматах нужно не просто сильно играть, нужно стать чемпионом мира, и тогда о тебе будут помнить века. За всю историю шахмат, возьмем времена Стейница (первый чемпион мира).

Прошло около 125 лет, и за это время сменилось всего 15 чемпионов мира по шахматам, в другом виде спорта это число было гораздо больше.

3 из них это чемпионы СССР и России по шахматам

Чемпионы- Анатолий Карпов. Время чемпионства 10 лет. (1975-1985)

Гари Каспаров - время чемпионства 8 лет. (1985-1993)

Владимир Крамник-1 год (2006-2007).


Первое анкетирование, которое мы провели называлось: Шахматы –спорт или игра? Результаты опроса были очень интересными. И на вопрос: «Что такое шахматы?» мы получили 4 ответа, а надеялся на 2 (спорт или игра).. Результаты оказались следующие: спорт-13, игра- 22, искусство-6, наука-17_. Хорошо разберем все 4 ответа


. Шахматы – это спорт?

Начнем с ответа «Спорт», так как я также считаю, что шахматы относятся к этому виду.Шахматы для меня, это, конечно, занятие, приносящее удовольствие.“Шахматы похожи на баскетбол...иногда приходится также долго крутиться вокруг корзины, прежде чем забросить мяч” (Фишер)Что же такое спорт? Спорт – это преодоление себя, достижение вершин мастерства. Спорт – это тренировки, борьба и состязание. Это стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Все это присутствует в шахматах:

-принцип состязательности; -определение победителей; -наличие титулов и званий.После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам присваивают звания: кандидата в мастера спорта, мастер спорта и гроссмейстер.Физически неразвитый и слабый человек не сможет проводить тренировки, сидя за доской, в течение многих часов. Нужно иметь железные нервы, чтобы пережить проигрыш. А ведь надо не только пережить этот проигрыш, а еще настроить себя на следующую игру.

Шахматы были признаны одним из видов спорта более, чем в 100 государствах, а международным олимпийским комитетом шахматы стали признаны официальным видом спорта в 1999 году. Но и тогда шахматы не были включены в программу олимпийских игр. Данный вид спорта не единственный, который не попал на олимпиаду. Для таких занятий проводятся интеллектуальные игры.

Проведя опрос 27 школьников, мы получили данные:

5 человек играют в шахматы, из них 2 ходят на занятия шахматами.

10 - хотели бы научиться играть в шахматы.

4 – не хотят совсем.

Шахматы – это игра?

Для того, чтобы доказать, что шахматы – это игра, я воспользовался словарем «Синонимов русского языка», с помощью которого выяснил, что сходными по значению к этому слову служат понятия развлечение, досуг, забава. Шахматы – это и времяпрепровождения, и развлечение, и забава, с помощью которой можно для того чтобы отдохнуть, развеяться. Это приятное занятие, которое не требует интенсивного труда, а также способ отвлечься от тяжелых мыслей.

Для меня шахматы – это также и игра, которая объединяет людей всего мира и не зависит от национальности, возраста, языка на котором ты говоришь. Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен, обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других видах спорта. Я много раз наблюдал, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат. Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и средство воспитания характера. Процесс обучения основам шахматной игры способствует развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений. Учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Игра содействует формированию таких качеств как: внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.




Сдедющий опрос дал такие резльтаты.Играешь ли ты в шахматы?-5

Умеют ли играть родные?-12
Шахматы это спорт?- 10

Шахматы для развлечения?-26

Шахматы для развития логики и ума?-7

Шахматы - это искусство?“Шахматы - это прежде всего искусство” (М.Таль).“Секрет моих успехов -это прежде всего моя исключительная преданность шахматному искусству” (Фишер).

Как и в искусстве, играя шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь выдающегося профессионала. Человеку может понравиться какой-то его нестандартный ход или комбинация. Искусство в шахматах - это практически идеально проведённая партия, когда противник даже не понял, где сделал ошибку; это прекрасно проведённая комбинация с жертвами пешек и фигур. Михаил Таль с его поистине божественным комбинационным даром является главным представителем искусства в шахматах! К искусству подходят такие эпитеты: Красиво! Великолепно! Вот так Таль и играл в шахматы - Красиво и Великолепно!

. Шахматы - это наука?Обратимся к термину, что такое наука. Наука – это система знаний, исследований на основе обобщения знаний. Обучение шахматам предполагает обучение теории и практике. Шахматная теория – это исследование, посвященное всем шахматным ходам и нюансов в них. Шахматная партия должна следовать четким правилам. Шахматы тесно связаны с математикой, как и в математике, здесь есть и теория, и практика. Определить следующий ход в шахматах, тоже самое, что решить задачу в математике. Шахматы, как и изучение математики, способствуют развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев проявлял большой интерес к шахматам. «Для меня, - говорил Менделеев, - наука – как игра в шахматы». Ещё в 1862 году Д.И. Менделеев стал членом Петербургского шахматного клуба, одним из организаторов которого был Чернышевский. Шахматы- это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение думать, считать, анализировать лучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе выиграть.

На основании полученных сведений можно сказать , что наша гипотеза верна. Шахматы – это и спорт и игра. В процессе своего исследования мы поняли и узнали, что шахматы – это и спорт, и искусство, и наука, и игра.

Для одних основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других – искусство, красота этой увлекательной игры.

Профессиональный шахматист или любитель шахмат определяет сам, чем для него являются шахматы. Играйте в шахматы!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Шахматы – это спорт или игра?

Автор: Выходец Людмила Григорьевна

Дата: 22.10.2024

Номер свидетельства: 658305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Исследовательский проект «Шахматы - спорт, наука, искусство или игра?»"
    ["seo_title"] => string(64) "issledovatelskii_proekt_shakhmaty_sport_nauka_iskusstvo_ili_igra"
    ["file_id"] => string(6) "494391"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547034368"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "ИГРА ПО СТАНЦИЯМ «Прогулка по городу  «ЗДОРОВЬЯ» "
    ["seo_title"] => string(49) "igra-po-stantsiiam-proghulka-po-ghorodu-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "108212"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403612867"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Воспитательский час " Зимние виды спорта""
    ["seo_title"] => string(41) "vospitatiel-skii-chas-zimniie-vidy-sporta"
    ["file_id"] => string(6) "266143"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450101199"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Внеклассное мероприятие в 5-8 классе "Спорт, смех и труд-рядом идут" "
    ["seo_title"] => string(74) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-5-8-klassie-sport-smiekh-i-trud-riadom-idut"
    ["file_id"] => string(6) "235321"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443674517"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Проект "Разработка и проведение игры "Интеллектуальное казино""
    ["seo_title"] => string(67) "proiekt-razrabotka-i-proviedieniie-ighry-intielliektual-noie-kazino"
    ["file_id"] => string(6) "316496"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460102404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства