«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»
«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»
Целью современного образования является развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Поэтому одной из задач современного урока является формирование у обучающегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Если ученик осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным, то он будет активен на уроке.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Целью современного образования является развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Поэтому одной из задач современного урока является формирование у обучающегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Если ученик осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным, то он будет активен на уроке.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Целью современного образования является развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Поэтому одной из задач современного урока является формирование у обучающегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Если ученик осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным, то он будет активен на уроке.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»»
Доклад
«Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС»
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Целью современного образования является развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Поэтому одной из задач современного урока является формирование у обучающегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Если ученик осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным, то он будет активен на уроке.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если обучающийся понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие подростка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.
Самостоятельность. Не преподаватель отвечает за обучающегося, а он сам, анализируя, осознаёт свои возможности, делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
Преподаватели, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать группу, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия - это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ученику не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны. Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.
Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
1) По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.
Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
2) По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать учеников к данному виду работы. Сначала - всей группой, потом - в отдельных группах, затем - выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит обучающихся к самостоятельной работе над собой.
Выделяют разные виды рефлексии:
языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи),
личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности),
интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях),
эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии - в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
быть средством самопознания.
Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, на общем большом листе группой или всем классом можно нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …, прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ученика понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно..., я смог …, меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус-интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на вопросы, используя «плюс-минус»:
- Понравилась вам такая форма работы?
- Довольны вы результатом своей работы?
- Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку. Например:
I. Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели урока:
а) да; б) нет; в) частично.
2. Что было сложным на уроке?
а) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
а) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
а) да; б) нет.
III. Если вы довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
5. Мешали сверстники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
- Зачёркнутый крестиком квадрат - «отлично»;
- Квадрат - «хорошо»;
- Круг - «плохо»;
- Треугольник - «совсем плохо».
Концепция развивающего обучения предполагает научить обучающихся работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.