Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности при изучении школьного курса математики с применением межпредметных связей»
доклад
Развитие функциональной грамотности при изучении школьного курса математики с применением межпредметных связей.
ГАВРИЛОВА Т. Ю. , МОУ ДЕРГАЕВСКАЯ СОШ №23, Д. ДЕРГАЕВО,
ИГНАТОВА О.Г. , МОУ БЫКОВСКАЯ СОШ №14, ГП БЫКОВО,
РАМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также на наследственные задатки детей».В.В. Давыдов.
«Способности проявляются в деятельности и в ней же формируются».
С. Л. Рубинштейн
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения.
Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.
Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным.
Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.
В современном образовании метапредметности уделяется очень большое внимание.
Функциональная грамостность
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
[ Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений?» [ PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p. ]
Функцилнальная грамотность
Задания пробного экзамена ОГЭ по математике от 04.02.2020
Решение экзаменационных задач 1-5 направлены на развитие смыслового чтения и различных способов поиска информации, установление причинно-следственных связей, анализ и обобщение информации.
ВПР физика 7 класс
ВПР по обществознанию 7 класс и ВПР по математике 7 класс
0 В частности, " width="640"
Класс
Математика
8 класс
Физика
Корень. Отрицательная степень и ее понятие.
Если n — натуральное число, то
Работа с отрицательными степенями. Перевод величин. Преобразование дробных выражений.
в частности,
в частности,
Для a0
В частности,
Задания ВПР 5 класс по математике.
Вмагазине продаётся мёд разного вида в разных банках и по различной цене. Нужно купить 2 кг мёда одного вида. Во сколько рублей обойдётся самая дешёвая покупка?
Мёд
Липовый
Масса мёда в банке
200 г
Цена банки
Луговой
130 руб.
500 г
Гречишный
320 руб.
400 г
Горный
260 руб.
250 г
170 руб.
Ответ:2
ВПР по физике 8 класс
Прочтите текст.
Масса самой большой планеты Солнечной системы — Юпитера — в 318 раз больше массы Земли. Вокруг многих планет движутся их спутники, которые также удерживаются вблизи планет силами тяготения. Спутник нашей Земли — Луна — самое близкое к нам небесное тело. Расстояние между Луной и Землёй равно в среднем 380 000 км. Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли.
Чем меньше масса планеты, тем с меньшей силой она притягивает к себе тела. Сила тяжести на поверхности Луны в 6 раз меньше силы тяжести, действующей на поверхности Земли. Например, автомобиль, масса которого 600 кг, на Луне весил бы не 6000 Н, как на Земле, а 1000 Н, что соответствует 100 кг на Земле. Чтобы покинуть Луну, тела должны иметь скорость не 11 км/с, как на Земле, а 2,4 км/с. А если бы человек высадился на Юпитер, масса которого во много раз больше массы Земли, то там он весил бы почти в 3 раза больше, чем на Земле.
Сможет ли семиклассник поднять на Земле предмет, который на Луне весит 60 Н? Ответ обоснуйте.
Задания ВПР 8 класс математика
ВПР по физике 8 класс
Математика и экономика
Широко известно, что экономическая образованность и мышление обучающихся формируются не только при изучении курса экономики, но не в меньшей степени - на основе всего комплекса изучаемых дисциплин. В общей задаче насыщения дисциплин экономическим содержанием математике принадлежит особая роль. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью математического аппарата. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика - могучий инструмент для получения новых знаний.
Для того чтобы познакомить обучающихся с азами коммерческой математики очень важно работать над проблемой активизации познавательной деятельности обучающихся через межпредметную связь экономики и математики.
В приобретении практических навыков помогает умение решать экономические задачи.
Экономические задачи – это задачи, решаемые в процессе экономического анализа, планирования, проектирования, связанные с определением искомых неизвестных величин на основе исходных данных. В отличие от математических, экономические задачи не всегда удается формализовать, свести только к расчету. Их решение сопровождается поиском недостающих данных, экспертными оценками, обсуждением, принятием решений.
Прикладная направленность изучения предметов школьного курса стирает границы между предметами и даёт возможность продемонстрировать ученикам целостность окружающего мира и изучаемых предметов, позволяет заинтересовать детей, вызывает более осмысленное, личностно значимое восприятие информации, что в итоге приводит к гармоничному и всестороннему развитию личности.
О необходимости усиления прикладной направленности преподавания предметов в школе также говорится в Концепции развития образования РФ на 2016 – 2020 гг.
Задачи с экономическим содержанием являются частным случаем прикладной задачи. Изучение методов решения экономических задач на уроках математики позволит продемонстрировать практическую значимость математики и вместе с тем освоить элементы экономической теории, необходимые ученикам.
Важность обучения учащихся решению математических задач с экономическим содержанием не вызывает сомнений. Решение таких задач позволит продемонстрировать практическую значимость математики, обеспечит понимание учащимися сути процессов, происходящих в экономике страны и мира, а также позволит решить одну из задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития - воспитание самостоятельной личности, способной решать различные жизненные задачи.
Также следует отметить значение математических задач с экономическим содержанием для мотивирования школьников на изучение экономических приложений математики, формирования у учащихся интереса к профессиям, связанных с финансово-экономической сферой деятельности.
Решение задач с помощью математического анализа
В январе 2000 года ставка по депозитам в банке «Возрождение» составляла х % годовых, тогда как в январе 2001 года — y % годовых, причем известно, что x+y=30%. В январе 2000 года вкладчик открыл счет в банке «Возрождение», положив на него некоторую сумму. В январе 2001 года, по прошествии года с того момента, вкладчик снял со счета пятую часть этой суммы. Укажите значение x при котором сумма на счету вкладчика в январе 2002 года станет максимально возможной.