kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного мероприятия по математике "Коротко о разном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке имеются любопытные факты, написанные в стихах, поэтому при подготовке к  мероприятию у учителя и учащихся будет большой простор для творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по математике "Коротко о разном"»

ГБОУ

«Школа №763»

г. Москва








Коротко о разном



























Подготовила:

учитель математики


Рубель Е.В.





Москва - 2017




О простом и сложном,

Об истинном и ложном Правдивые истории, Серьезные, шутливые.

Про опыты начальные

И про умы пытливые,

Про важные события -Великие открытия.



Прослушаем истории в стихотворной форме про древнегреческого математика, автора первого трактата по геометрии - Евклида, древнегреческого математика, механика, воен­ного инженера - Архимеда и русского ученого, одного из создателей неевклидовской гео­метрии - Н.И. Лобачевского.



Евклид

(3 век до н.э.)



Там, где с морем сливается Нил,

А вопросы были нелегки:

В древнем жарком краю Пирамид

- Что есть точка! -

Математик греческий жил -

Вопрошал Евклид,

Многознающий, Мудрый Евклид.

Взглядом обводя своих гостей.


- Точка - это то,

Геометрию он изучал,

В чем нет частей, -

Геометрии он обучал.

Архелай кудрявый говорит.

Написал он великий труд.

- Правильно ответил,

Эту книгу «Начала» зовут.

Молодец!


Улыбнулся ласково мудрец.

Чтоб попасть к нему

- Ну, а в чем же линии секрет?

В ученики

- Есть длина,

И постигнуть мудрость

А ширины в ней нет!

Старика,

- Снова в точку.

Морем плыли

Я б хотел узнать,

Шли из далека...

Для чего ученым хочешь стать?


Ведь дороги к знаньям непросты!


- Я богатым стать хочу,


Как ты!


Я слыхал: наука - это клад!


Я уверен: ты, Евклид, богат!


Две монеты достает мудрец,


Их берет растерянный юнец.


- Все, ступай! -


Ученый говорит.-


Ты теперь богаче, чем Евклид.







Архимед

(около 287 - 212 гг. до н. э.)


Жил в Сиракузах мудрец Архимед.

Был другом царя Гиерона.

Какой для царя самый важный предмет?

Вы все догадались: корона!


Захотелось Гиерону сделать новую корону.

Золота отмерил строго,

Взял не мало и не много.

-Сколько нужно - в самый раз.

Ювелиру дал заказ.


Через месяц Гиерону ювелир принес корону

И царю узнать охота:

Честно ль сделана работа?

- Вот корона, Архимед, золотая или нет?


И задумался ученый:

Как узнать состав короны?

И однажды, в ванне моясь,

Погрузился он по пояс.

На пол вылилась вода;

Догадался он тогда,

И помчался к Гиерону не обут и не одет...

-Эврика!

Раскрыл секрет!

Пусть весы сюда несут,

И с водой большой сосуд...

На весы кладем корону,

И теперь такой же ровно

Ищем слиток золотой.


Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.

Гиерон!

Смотри сюда-

В чаше поднялась вода!

Ставлю черточку по краю,

А корону вынимаю.

В воду золото опустим.

В воду золото допустим...

Поднялась опять вода.

Метку ставлю я куда?

Ну, конечно же, по краю.

- Ничего не понимаю.

Лишь две черточки я вижу.

Эта - выше, эта - ниже.

  • Но какой же вывод главный?

  • Равный вес.

  • Объем не равный!

  • Понимаешь, Гиерон,

  • Я сейчас открыл закон.

  • Тот закон совсем простой:

  • Тело вытеснит...

-Постой!

Говоришь объем не равный?

Мастер мой мошенник явный!

За фальшивую корону он ответит по закону!

А ты за разгадку получишь дары!



Николай Иванович Лобачевский

(1792 -1856)


И стояла геометрия Евклида

Как египетское чудо - пирамида.

Строже выдумать строенья невозможно,

Лишь одна была в ней глыба ненадежна.

Аксиома называлась «Параллели»,

Разгадать ее разгадку не сумели.

И подумал Лобачевский:

«Но ведь связана с природой аксиома!

Мы природу понимаем по земному.

Во вселенной расстоянья неземные,

Могут действовать законы там иные!»

«Да, конечно, да! Доказывать бесцельно!

Параллельные пойдут непараллельно!

Там, где звездный мир раскинулся без края, -

Аксиома параллелей там другая!

Параллельна геометрия Евклида.

Есть еще одна -совсем другого вида».

Смотрел он долго в зимнее окно:

Горели звезды в небе над Казанью.

Вселенная была с ним заодно –

Открылся чистый купол мирозданья.

И звезды в вышине огнем горели,

Твердя: непараллельны параллели.

А математика отправили в отставку.

Забытый всеми, быстро угасал,

Ослеп, но труд упрямо диктовал,

Внося то добавленья, то поправку.

О чем он думал в свой последний час?

Быть может, о пространствах беспредельных,

Где нет привычных людям параллельных.

Иль думал он о будущем, о нас?

И физика в дальнейшем подтвердила:

Теория его не миф, не сон.

Луч света не прямой. Вблизи светила

Он силой тяготенья искривлен.





Итак, сейчас мы с вами услышали интересную информацию об ученых, внесших большой вклад в развитие математики. Они посвятили этой науке всю свою жизнь, но наука не стоит на месте. Она постоянно развивается, выдвигаются новые гипотезы, теории, подходы. Я думаю, что каждому из вас, современному школьнику, было бы что рассказать, чем-то удивить великих математиков.

Поэтому сейчас настало время для вас, показать свою эрудицию, собранность, находчи­вость и смекалку.

Я предлагаю вам создать две команды: команду девушек и команду юношей. В каждой команде необходимо выбрать капитана и подумайте о названии своей команды. Для победы необходима слаженная и четкая работа каждого участника команды. Желаю вам всем успехов!


I. Разминка: «Что мы помним, что мы знаем из прошлых школьных лет...»

Задаются вопросы, жюри ведет счет: за верный ответ присуждается один балл.

Вопросы для первой команды:


  1. Назовите 1 % метра. [1 см и 0,01 м];

  2. Единица измерения скорости на море. [узел];

  3. Является ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? [нет];

  4. Чему равна сумма всех чисел от -200 до 200? [0];

  5. Чему равен 1 пуд? [16кг];

  6. Почему уравнение ׀x׀=-1 не имеет решений? [модуль числа не может быть отрицательным числом];

  7. Сколько различных высот можно провести в параллелограмме? [две];

  8. Записывается с помощью цифр. [число];

  9. Назовите наибольшее отрицательное целое число. [-1];

  10. Числа, соединенные знаками действий (образец для подражания). [пример];

  11. Разделите 100 на половину. [100/0,5 = 200];

  12. Площадь квадрата равна 49см2. Чему равен его периметр? [28см];

  13. В каком треугольнике один и тот же отрезок выполняет тройную нагрузку? [в рав­нобедренном и равностороннем];

  14. Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? [Грибоедов];

  15. Утверждение, принимаемое без доказательства, [аксиома];

  16. Наименьшее простое число [2];

  17. Как называется вторая координата точки? [ордината];

  18. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? [без дроби];

  19. Кому принадлежат слова: «Математика ум в порядок приводит». [Ломоносов];

  20. Запишите число миллион с помощью трех цифр. [10а, где а=6];


Вопросы для второй команды:


  1. Как называется сотая часть числа? [процент];

  2. Можно ли при умножении чисел получить ноль? [да];

  3. Наименьшее натуральное число. [1];

  1. Почему уравнение X²=-4 не имеет решений? [квадрат числа не может быть отрица­тельным числом];

  1. Как называется функция вида y=kx+b? [линейная];

  2. Излишек, [остаток];

  1. Число, показывающее количество единичных квадратов в геометрической фигуре на плоскости, [площадь];

  1. Сколько диагоналей можно провести в треугольнике? [0];

  1. Периметр прямоугольника равен 24см. Чему равна сторона квадрата с тем же пери­метром? [6см];

  1. Чему равно произведение всех чисел от -200 до 200? [0];

  2. Трудный путь от условия к ответу. [решение];

  3. Как называется первая координата точки? [абсцисса];

  1. Стороны треугольника равны 3, 4 и 5 единицам. Определите вид треугольника в за­висимости от углов, как называется такой треугольник? [прямоугольный; Египетс­кий];

  2. Есть у уравнения и растения, [корень];

  3. Назовите единицу массы драгоценных камней. [карат];

  4. Чему равна сумма углов параллелограмма? [360°];

  5. Как называется вспомогательная теорема? [Лемма];

  6. Сообщите точную дату начала XXI века. [1 января 2001 года];

  7. За какую сумму был предан учитель учеником? Назовите имя учителя и ученика. [Христос был предан Иудой за 30 серебряников];

  8. Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою? [Пифагор];


И. Конкурс «Великие математики».

Вывешиваются портреты великих ученых математиков:

1. Декарт; 2. Колмогоров; З. Чебышев; 4. Лейбниц; 5. Пифагор; 6. Ферма; 7.Галуа; 8.Крылов; 9.Ковалевская; Ю.Гаусс; П.Эйлер; 12.Лобачевский.

Под каждым портретом - фамилия и номер. Ребятам заранее сообщаются фамилии этих ученых, чтобы они могли подготовиться к конкурсу.

Ведущий читает наиболее значимые факты из биографии ученого. В свою очередь команды должны поднять таблички с номером портрета.

1. Человек, который хотел быть и юристом, и философом, но стал математиком. Он впервые ввел в математику прямоугольную систему координат (Декарт).

  1. Советский математик, основатель научной школы по теории вероятностей и теории функций, автор школьного учебника по алгебре (Колмогоров А.Н.).

  2. Русский математик и механик. Его исследования, получившие мировое признание, относятся к интегральному исчислению, теории вероятностей, теории механизмов (Чебышев).


  1. Великий немецкий ученый - математик, физик, юрист. Создатель математическо­го анализа. Его идеи оказали значительное влияние на развитие математической логики (Лейбниц).

  2. Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замеча­тельное свойство прямоугольных треугольников (Пифагор).

  3. Французский математик и юрист. Один из крупнейших математиков своего време­ни. Ему принадлежат блестящие работы в области теории чисел. Он любил делать пометки на полях читаемой книги. И однажды на полях одной из книг написал те­орему и приписал: «Я нашел удивительное доказательство этой теоремы, но не­достаток места не позволяет мне его здесь привести». В бумагах ученого этого доказательства не нашли, и до сих пор эта теорема считается вызовом прогрессив­ному человечеству (Ферма).

  4. Ученый, который, несмотря на свою молодость, успел создать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит в 21 год. Его работы сильно опережали вре­мя, поэтому были поняты через несколько лет после смерти. Но потом его имя стало одним из почитаемых в математике (Галуа).

  5. Советский математик, механик и кораблестроитель, академик. Основоположник теории кораблей, работы по артиллерии, математике, по истории математики, механике и астрономии (Крылов А.Н).

  6. Член-корреспондент Петербургской академии наук, была удостоена премии Парижской Академии наук, первая женщина-математик (Ковалевская).

  7. Ученый, которого называли «королем математиков». Его дарования раскрылись очень рано: в 3-х летнем возрасте он заметил ошибку, допущенную его отцом в расчетах (Гаусс).

  1. Крупнейший математик 18 столетия. Его научное наследие включает блестящие результаты, относящиеся к математическому анализу, геометрии, теории чисел. Родился в Швейцарии. Долгие годы жил и работал в России, член Петербургской академии наук (Эйлер).

  2. Русский математик, попытки которого доказать пятый постулат Евклида методом от противного привели к построению другой геометрии, отличной от геометрии Евклида. Эту геометрию теперь и называют именем данного ученого (Лобачевс­кий).


III. Конкурс капитанов.

Разгадать ребусы.

Ответы: 1. Лобачевский; 2. Лейбниц.


IV. Финальная игра.

  1. Кому принадлежит фраза: «Дайте мне точку опоры, и я поверну землю» (Архимед).

  2. Однажды учитель начальных классов, чтобы занять детей на продолжительное время самостоятельной работой предложил им такое задание: вычислить сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Но один, ставший потом знаменитым матема­тиком, выполнил это задание моментально. Когда учитель выяснил как он выпол­нил это задание, то понял, что встретил самого талантливого ученика в своей жизни. Назовите имя мальчика - будущего великого математика. (Карл Гаусс).

  3. Три неких древних мудреца вступили в спор: кто из троих более мудр? Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.

- Вы видите у меня, - сказал он, - пять колпаков: три черных и два белых. Закройте глаза.

С этими словами он надел каждому по черному колпаку, а два белых спрятал в мешки.

- Можете открывать глаза, - сказал прохожий. - Кто угадает какого цвета колпак украшает его голову, тот вправе считать себя самым мудрым.

Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга... Наконец, один воскликнул.

- На мне черный! Как он догадался?

(Мудрец рассуждал так: «Я вижу перед собой два колпака. Предположим, что на мне белый. Тогда второй мудрец, видя перед собой черный и белый колпаки должен рассуждать так: «Если бы на мне был тоже белый колпак, то третий сразу догадался бы и заявил, что у него черный. Но он молчит, значит, на мне не белый, а черный». А так как второй не говорит этого, значит на мне тоже черный».)


V. Подсчет баллов.

Во время работы жюри по подсчету баллов проводится конкурс со зрителями.

Вопросы зрителям:

  1. Как называется функция, графиком которой является гипербола? [обратная про­порциональность];

  2. Как называются две прямые, которые не пересекаются? [параллельные];

  3. Чему равен корень квадратный из 256? [16];

  4. Количество делителей простого числа. [2];

  5. Назовите одного из авторов учебника геометрии. [Погорелов, Атанасян];

  6. Назовите четверть, в которой расположен график функции y = √x. [1 четверть];

  7. Чему равен один фунт? [400г];

  8. Является ли число 3 простым? [да];

  9. Что такое астролябия? [прибор для измерения углов на местности];

  10. Наименьшее натуральное число. [1];

  11. Русский математик, кораблестроитель. [Крылов];

12. Вертикальная, горизонтальная или наклонная прямая, к которой неограниченно приближается график функции. [асимптота];


VI. Подведение итогов. Определение победителей.

Заключительное слово учителя:

Дорогие ребята, вы хорошо поработали. Подведем итоги. Слово предоставляется жюри (Выступают члены жюри и вручают победителям призы). Итак, наше внеклассное меро­приятие подошло к концу и этот вечер мне бы хотелось закончить четверостишьем:


Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!


Хотелось бы надеяться на то, что это мероприятие для вас было именно таким. Благодарю всех за внимание. До встречи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка внеклассного мероприятия по математике "Коротко о разном"

Автор: Рубель Елена Валерьевна

Дата: 18.06.2017

Номер свидетельства: 422348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Разработка математического вечера "
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotka-matiematichieskogho-viechiera"
    ["file_id"] => string(6) "156293"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421405459"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства