kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Парабола в оптике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: установить, как связаны знания о графике квадратичной функции с оптическими приборами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Парабола в оптике»

Парабола В ОПТИКЕ Выполнил: ученик 7 класса ЧОУ СОШ «Исток» Смирнов А.

Парабола

В ОПТИКЕ

Выполнил: ученик 7 класса ЧОУ СОШ «Исток» Смирнов А.

Цель : установить, как связаны знания о графике квадратичной функции с оптическими приборами Задачи : Познакомиться с оптическими свойствами параболы Выяснить какие элементы оптических приборов эти свойства используют
  • Цель : установить, как связаны знания о графике квадратичной функции с оптическими приборами
  • Задачи :
  • Познакомиться с оптическими свойствами параболы
  • Выяснить какие элементы оптических приборов эти свойства используют
Знакомая незнакомка  Функция y=x² – одна из самых простых и знакомых функций во всём школьном курсе математики, и кажется, что про неё всё уже должно быть известно. Но не так всё просто. Например, график этой функции называется параболой , слово это греческое. Переводят его как приближение, сравнение и иногда как приложение . А откуда это название?

Знакомая незнакомка

Функция y=x² – одна из самых простых и знакомых функций во всём школьном курсе математики, и кажется, что про неё всё уже должно быть известно. Но не так всё просто. Например, график этой функции называется параболой , слово это греческое. Переводят его как приближение, сравнение и иногда как приложение . А откуда это название?

Что знали о параболе древние греки? Современная математическая символика возникла в XVI веке. У древнегреческих же математиков не было ни координатного метода, ни понятия функции. Тем не менее свойства параболы были изучены ими очень подробно. Изобретательность античных математиков просто поражает воображение – ведь они могли использовать только чертежи и словесные описания зависимостей.  Наиболее полно исследовал параболу, гиперболу и эллипс Апполоний Пергский, живший в III в. до н.э. Он же дал этим кривым названия и указал, каким условиям удовлетворяют точки, лежащие на той или иной кривой (ведь формул-то не было!).

Что знали о параболе древние греки?

Современная математическая символика возникла в XVI веке. У древнегреческих же математиков не было ни координатного метода, ни понятия функции. Тем не менее свойства параболы были изучены ими очень подробно. Изобретательность античных математиков просто поражает воображение – ведь они могли использовать только чертежи и словесные описания зависимостей. Наиболее полно исследовал параболу, гиперболу и эллипс Апполоний Пергский, живший в III в. до н.э. Он же дал этим кривым названия и указал, каким условиям удовлетворяют точки, лежащие на той или иной кривой (ведь формул-то не было!).

Возьмём неограниченную поверхность, которую называют конической. Пересечём её какой-нибудь плоскостью. В зависимости от того, как расположена эта плоскость, мы получим в сечении гиперболу, параболу или эллипс . Эти кривые линии объединялись общим названием: коничиские сечения (то есть сечения конуса).

Возьмём неограниченную поверхность, которую называют конической. Пересечём её какой-нибудь плоскостью. В зависимости от того, как расположена эта плоскость, мы получим в сечении гиперболу, параболу или эллипс .

Эти кривые линии объединялись общим названием: коничиские сечения (то есть сечения конуса).

А название парабола связано с задачей построения прямоугольника с заданной стороной, равновеликого данному квадрату: если заданный квадрат имеет площадь x², а одна из сторон искомого прямоугольника должна быть равна a, то верно равенство x²=ay. Построение такого прямоугольника называлось приложением, это название перешло и на связанную с ним кривую.

А название парабола связано с задачей построения прямоугольника с заданной стороной, равновеликого данному квадрату: если заданный квадрат имеет площадь x², а одна из сторон искомого прямоугольника должна быть равна a, то верно равенство x²=ay. Построение такого прямоугольника называлось приложением, это название перешло и на связанную с ним кривую.

Геометрия параболы Парабола имеет очень интересные геометрические свойства. Например, для каждой параболы существует такая прямая (её называют директрисой ) и такая точка ( фокус ), что каждая точка параболы одинаково удалена от фокуса и директрисы. Если провести ось ординат через фокус перпендикулярно директрисе, а ось абсцисс через середину отрезка, соединяющего фокус и директрису, то уравнение параболы будет выглядеть так: y=x²/2p. Фокус такой параболы находится в точке с координатами (0;p/2). Расстояние от Pn до фокуса F такое же, как и от Pn до Qn (на директрисе L)

Геометрия параболы

Парабола имеет очень интересные геометрические свойства. Например, для каждой параболы существует такая прямая (её называют директрисой ) и такая точка ( фокус ), что каждая точка параболы одинаково удалена от фокуса и директрисы. Если провести ось ординат через фокус перпендикулярно директрисе, а ось абсцисс через середину отрезка, соединяющего фокус и директрису, то уравнение параболы будет выглядеть так: y=x²/2p. Фокус такой параболы находится в точке с координатами (0;p/2).

Расстояние от Pn до фокуса F такое же, как и от Pn до Qn (на директрисе L)

Вот ещё одно замечательное свойство параболы. Выберем какую-нибудь точку на параболе и проведём через неё два луча: один через фокус параболы, а другой параллельно оси симметрии. Если теперь провести касательную к параболе в этой точке, то она образует одинаковые углы с построенными лучами.

Вот ещё одно замечательное свойство параболы. Выберем какую-нибудь точку на параболе и проведём через неё два луча: один через фокус параболы, а другой параллельно оси симметрии. Если теперь провести касательную к параболе в этой точке, то она образует одинаковые углы с построенными лучами.

Это значит, что если мы поместим в фокусе параболы источник света, то лучи от него, отражаясь от параболы, пойдут дальше параллельно её оси. Поэтому отражатели прожекторов делают в форме параболоидов вращения (поверхностей, которые получаются в результате вращения параболы вокруг её оси). Свет такого прожектора образует сильный, узконаправленный луч. Хотите увидеть параболоид вращения? Налейте в стакан воды и размешайте ложкой. Когда вы вынете ложку, поверхность воды примет форму параболоида вращения.

Это значит, что если мы поместим в фокусе параболы источник света, то лучи от него, отражаясь от параболы, пойдут дальше параллельно её оси. Поэтому отражатели прожекторов делают в форме параболоидов вращения (поверхностей, которые получаются в результате вращения параболы вокруг её оси). Свет такого прожектора образует сильный, узконаправленный луч.

Хотите увидеть параболоид вращения? Налейте в стакан воды и размешайте ложкой. Когда вы вынете ложку, поверхность воды примет форму параболоида вращения.

Следующий способ построения параболы y=x² вы легко сможете обосновать самостоятельно. Пусть известны вершина О параболы и ещё одна точка М, лежащая на параболе. Опустим из точки М перпендикуляр МК на ось абсцисс и разделим отрезок МК на несколько равных отрезков. Затем разделим отрезок ОК на такое же количество равных между собой отрезков и через каждую из полученных на оси абсцисс точек проведём к ней перпендикуляр. Если соединим точку О отрезком с какой-то из отмеченных точек на отрезке МК, то точка пересечения этого отрезка с перпендикуляром, имеющим тот же номер, лежит на параболе.

Следующий способ построения параболы y=x² вы легко сможете обосновать самостоятельно. Пусть известны вершина О параболы и ещё одна точка М, лежащая на параболе. Опустим из точки М перпендикуляр МК на ось абсцисс и разделим отрезок МК на несколько равных отрезков. Затем разделим отрезок ОК на такое же количество равных между собой отрезков и через каждую из полученных на оси абсцисс точек проведём к ней перпендикуляр. Если соединим точку О отрезком с какой-то из отмеченных точек на отрезке МК, то точка пересечения этого отрезка с перпендикуляром, имеющим тот же номер, лежит на параболе.

Свойства параболы в моем приборе

Свойства параболы в моем приборе

В телескопе, с помощью которого я наблюдаю за звездным небом, много всевозможных линз.
  • В телескопе, с помощью которого я наблюдаю за звездным небом, много всевозможных линз.
Линзы для телескопов изготавливают на сложном оборудовании с огромной точностью
  • Линзы для телескопов изготавливают на сложном оборудовании с огромной точностью
Сферическая аберрация возникает из-за того, что лучи света, параллельные главной оптической оси объектива, падая на сферическую поверхность линзы или зеркала, после преломления или отражения пересекаются не в одной точке. Края объектива строят изображение ближе к объективу, а центральная часть – дальше. В результате изображение имеет в фокальной плоскости нерезкий вид. В рефракторах сферическая аберрация совместно с хроматической аберрацией устраняется подбором линз. В рефлекторах зеркалу придают не сферическую, а параболическую форму. 

Сферическая аберрация возникает из-за того, что лучи света, параллельные главной оптической оси объектива, падая на сферическую поверхность линзы или зеркала, после преломления или отражения пересекаются не в одной точке. Края объектива строят изображение ближе к объективу, а центральная часть – дальше. В результате изображение имеет в фокальной плоскости нерезкий вид. В рефракторах сферическая аберрация совместно с хроматической аберрацией устраняется подбором линз. В рефлекторах зеркалу придают не сферическую, а параболическую форму. 

Вывод:

Вывод:

  • Изучение технических характеристик домашней оптики помогло детально изучить свойства линз, связанных с ними физических и математических понятий


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Парабола в оптике

Автор: Реукова Ирина Германовна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 160056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Архимед и его открытия в физике "
    ["seo_title"] => string(37) "arkhimied-i-iegho-otkrytiia-v-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "175579"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424279565"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Y=ax2+bx+c функцясының графигі"
    ["seo_title"] => string(32) "y_ax2_bx_c_funktsiasynyn_grafigi"
    ["file_id"] => string(6) "512489"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559024799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1670 руб.
2090 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1550 руб.
1940 руб.
2000 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства