Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Математическое кафе"»
Муниципальная научно-практическая конференция
«Креативность учащихся и педагогов: поиск, знания, опыт»
Комарова Екатерина Витальевна
учитель математики,
МАОУ «СОШ п Красный Текстильщик»
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ
Внеклассное мероприятие по математике
«Математическое кафе».
Цели:
обучающая: расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся в области математики;
развивающая: развитие умения быстро ориентироваться в обстановке, развитие сообразительности, внимания, находчивости и творческих способностей учащихся;
Создать ситуацию успеха для каждого ученика, используя приемы «Эмоциональное поглаживание», «Шанс», «Умышленная ошибка» и другие
формировать стремления к активной интеллектуальной деятельности;
развивать умение использовать знания, полученные по другим предметам, при решении математических задач;
воспитывать умение контролировать внимание в различных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
развитие культуры речи;
выработка коммуникативных навыков;
приобретение навыков применения теоретических знаний в нестандартной ситуации;
получение положительных эмоций от мероприятия.
Оборудование: презентация «Математическое кафе», меню, книга жалоб и предложений, карточки для конкурсов.
Форма занятия: игра.
Время проведения: 40-45 минут.
На каждом столике, за которыми будут сидеть команды, надпись: “СТОЛ ЗАКАЗАН”. В качестве ведущего “ШЕФ - ПОВАР”, а в помощь два официанта. На столике жюри надпись: “БУХГАЛТЕРСКАЯ КОНТОРА”.
При входе в зал вывеска:
“Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом”.
Ход мероприятия:
I.Вступление.
Я рада приветствовать всех собравшихся, всех, кто любит математику, кто учит математику, кто занимается и увлекается математикой.
Я обещаю приятное проведение времени. Вы будете в восторге от наших эксклюзивных блюд.
И приглашаю вас вгости в наше необычное уютное «Математическое кафе». Как известно, что люди приходят в кафе с целью подкрепиться, немножко пошутить и получить удовольствие от вкусной еды.Блюда, которые вы выберите, предстоит продегустировать, разгадать их секреты. У Вас всё получится!
В нашем рационе вы сможете найти низкокалорийные блюда, горячие и холодные закуски, незабываемые и расслабляющие напитки и десерты.
Позвольте, милые посетители, узнать, что вы за гости, как зоветесь, на каком языке общаетесь и вообще, как платить собираетесь?!
Приветствие команд - название команды.
Далее идет заказ блюд из предоставленного меню.
Представляем вам меню сегодняшнего дня.
Внимание на экран.
Меню
Салаты:
Салат «Незабудка» под соусом из загадок
Салат «Математический ералаш»
Первые блюда:
Борщ со сметаной «Кто успел, тот и съел»
Грибной суп – задача
Вторые блюда:
Рагу из математических терминов с острыми приправами из внимания и мышления
Жаркое из цифр
Напитки:
Чай с «двойками»
Выпечка:
Рулет с математической начинкой
Десерт:
Мороженое со взбитыми сливками и единицами измерения
Приятного, правильного решения!
За каждый правильный ответ команда получает один рубль (балл), который выставляется в счет каждому столику.
Но, нашем кафе вы можете не беспокоиться об оплате. Для того чтобы вас не обсчитали, за всеми вашими заказами следят «БУХГАЛТЕРСКАЯ КОНТОРА»
Итак, начинаем дегустацию! ПРИЯТНОГО ВСЕМ АППЕТИТА!
II. Игровой этап.
А начнем мы с вами, друзья, с салатов.
Итак, первый салат с красивым названием Незабудка» под соусом из загадок и вопросов
Командам по очереди задают вопросы. Команды имеют возможность ответить на вопрос соперника в случае их неудачи. За каждый правильный ответ команда получает один рубль (балл), который выставляется в счет каждому столику.
2. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
3. Представь, что ты машинист паровоза, ведущего пассажирский состав. Всего в составе поезда 13 вагонов. Обслуживается поезд бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту? (Возраст машиниста – это возраст человека, которому был задан вопрос)
4. Эмблемой, какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди)
5. Какую форму имеют предписывающие дорожные знаки? (квадрат)
6. Чертова дюжина – сколько это? (13)
7. Сколько лет сидел старик из сказки А.С. Пушкина у самого синего моря? (33 года)
8. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала по 5 км. Сколько км проехал ямщик?
Вам нужно решить анаграмму. Анаграмма – Это прием, состоящий в перестановке букв определенного слова. Ну, например, у нас с вами сейчас ГИАР, то есть ИГРА. Понятно?
Команда, которая быстрее ответит, зарабатывает 1 балл.
Автор вашего учебника по математике (Виленкин)
Инструмент, для проведения окружности ( Циркуль)
Единица измерения скорости на море (Узел)
Прибор для измерения углов (Транспортир)
Механизм, которым пользуются на спортивных соревнованиях для измерения времени (Секундомер)
Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Сколько цифр вы знаете? (10)
Представляю вам следующее блюдо: Грибной суп – задача
Внимание на экран:
Алла, Филипп и Максим пошли в лес за грибами. Всего они нашли 49 белых грибов. Часть грибов они решили засушить на зиму, а из остальных сварить грибной суп. Алла отложила для засушки 9 грибов, Филипп - 5 грибов, а Максим - 11 грибов. В кастрюлю для супа каждый из них положил грибов поровну.
И первое блюдо, которое мы вам предлагаем - Рагу из математических терминов с острыми приправами из внимания и мышления
Из предложенных букв вам нужно составить слова, которые обозначают математические термины. Каждую букву при составлении слова можно использовать ТОЛЬКО один раз:
Правила следующие - командам по очереди задают вопросы. Команды имеют возможность ответить на вопрос соперника в случае их неудачи. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
Итак, мы знаем, что цифр всего 10. А что больше их сумма или их произведение? (Сумма)
Когда мы видим 2, а говорим 14? (когда смотрим на часы).
Число разрядов в классе? (три)
Может ли при делении получится ноль? (да)
Какое число в Древнем Риме записывалось буквой D? (500)
Бревно распилили на 8 частей. Сколько распилов сделали? (7)
Вкусно? Для самых больных животиков, для тех, кто много съел и плохо усвоил, мы предлагаем подвижное задание “МЕЗИМ”.
Изобразите в виде пантомимы (движения без слов). Другая команда должна угадать то, что изображается. Жюри оценивает по 5-ти бальной системе.
1 команда: циркуль.
2 команда: транспортир
Пришло время чая с двойками
Пользуясь пятью двойками и знаками действий, записать число 28.
( 22+2+2+2)
Правильный ответ -4 балла.
Переходим к рулету с математической начинкой.
Слушаем задание. Вам нужно в карточку вместо пробелов, вставить математические термины и понятия, такие, чтобы получилось слово.
Будьте внимательны, сколько пробелов, столько и букв.
К каждому слову есть подсказка. Используйте ее.
(Письменно, раздаточный материал). (пишут все вместе)
За каждое верно написанное слово – 2 балла
ЗА _ _ _ _ _ (процесс заострения предмета).
ПР _ _ _ _ (углубление или полная неудача в делах)
СЕН _ _ _ _ (душистая летняя деревенская «спальня»).
ИН _ _ _ АТОР (заменитель наседки)
_ _ _ Ф (предмет одежды)
_ _ _ НИР (подвижное соединение деталей механизма)
ПО _ _ _ ОК (состояние вещей у аккуратного человека)
Ну и напоследок, десерт. Как без него? Все дети просто обожают мороженое.
А в нашем кафе оно фирменное - со взбитыми сливками и единицами измерения. (Прием «Умышленная ошибка»
Внимание на экран:
Клоун, чтобы посмешить публику, рассказал одну историю о том, как он ходил на рыбалку. В этой истории он нарочно перепутал все единицы измерения. «Я встал пораньше, в 4 килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 6 литров. Пришёл, закинул удочки. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую - длиной 50 минут и весом 3 километра в час. Отличная получилась уха!»
Ваша задача (по очереди) прочитать эту историю с верными единицами измерения. Каждая верно названная единица измерения – 1 балл.
III. Рефлексия
Ну что ж, дегустация окончена. Понравились вам наши блюда?
Какие именно?
Какое блюдо оказалось самым вкусным?
(Учащиеся высказываются)
Ребята, у нас же настоящее кафе, а значит, в нем есть «Книга жалоб и предложений». Напишите в нее свое впечатление от посещения нашего кафе, от сегодняшней игры.
Пока ребята пишут свое мнение, бухгалтерия подсчитывает итоги игры.
IV. Подведение итогов
В результате каждой команде предоставлен “счёт” за услуги в виде выставления баллов за конкурсы. Далее проходит награждение. Команда, у которой в качестве баллов были «яблоки», получает яблоки, другая – груши. Болельщики также получают сладкий приз.
«Кафе закрывается. Спасибо за внимание. Приходите еще!»