Аннотация: в статье представлено внеклассное занятие по математике для обучающихся 5 классов. Занятие проводится в форме игры. Для более успешного проведения можно использовать звуковое сопровождение.
Задачи проведения урока- игры по математике в школе:
Учебные:
Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Ожидаемые результаты:
Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Формы поощрения активных и успешных участников:
Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.
Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”
Итак ученики делятся на две команды и выбирают себе командира.
1-й конкурс. БЛИЦТУРНИР.
Командам предлагается решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
1-й ученик – расставляет порядок действий.
2-й ученик – выполняет первое действие.
3-й ученик – выполняет второе действие.
4-й ученик – выполняет третье действие.
5-й ученик – выполняет четвертое действие.
6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревнованиях. На вопрос, кто какое место занял, ребята ответили:
- Коля ни первое, ни четвертое.
- Боря занял второе место.
-Вова не был последним из четвертых.
- Кто какое место занял?
( 1-Вова,2- Боря, 3- Коля,4-Юра)
3-й конкурс «ЗАДАНИЯ»
1))Из разных цифр я сделал « бусы»
А в те кружки, где чисел нет,
Поставьте быстро вы ответ,
Чтоб данный нам открыть секрет
40 : 5
2) Буханка хлеба весит полкило и полбуханки. Сколько весит целая буханка? (ответ: 1 кг).
3) Число, увеличив себя вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 906. Какое это число? (ответ: 453).
4) Восстановите стертые цифры 5* 683
5) В семье 6 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (ответ: 7)
6) Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (ответ: 9)
4-ый конкурс ХУДОЖНИК
На доске две одинаковые заготовки. Кто быстрее нарисует рисунок, соединив отрезками числа делящиеся на 3. Участвуют по 2 человека от команды.
В это время проводится конкурс болельщиков
5-й конкурс БОЛЕЛЬЩИК
1) Назови два числа, разность которых равна их сумме. (ответ: 0+0 = 0–0)
2) Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 2 до 23? (ответ: 0)
3) Что больше произведение или сумма всех цифр от 0 до 9?
(ответ: сумма)
4) Шел мужик в Москву и повстречал 7 женщин, у каждой из них по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (один)
5) Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет двух французов, чем одного немца? (два человека заплатят больше, чем один)
6) Назовите два числа, сумма которых равна их произведению.
(ответ: 2 + 2 = 2 •2)
2) На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (ответ: 50)
3) Горело 5 свечей. Две из них погасло. Сколько свечей осталось?
(ответ: 5)
4) Одна сторона прямоугольника 8 см, а другая на 2 см больше. Какова площадь этого прямоугольника? (ответ: 80 кв. см)
5) Сумма двух чисел больше одного из них на 17 и больше другого на 13. Чему равны эти числа? (ответ: 13 и 17)
6-ой конкурс «ВЫИГРАЙ ИГРАЮЧИ»
Лучший счетчик.
На доске написан ряд чисел, например: 24, 81, 49, 32, 72, 45, 56, 27 и 18. К доске выходят двое учащихся. По команде учителя один слева, другой справа пишут числа, при умножении которых получаются данные результаты. Тот, кто первым дойдет до середины и верно выполнит задание, считается победителем.
Считай – не зевай!
В игре участвуют две команды по пять человек. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету. В 5-6 шагах перед каждой командой ставится стул. Учитель предлагает играющим какой-либо арифметический пример в два или три действия. Допустим: 36:4∙5 или: (29+25):6∙5. Играющие в уме подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом (в данном случае 45), бежит к стулу и садится на него. Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Запомнить примеры на слух трудно, поэтому лучше написать их на табличках и показывать командам. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.
7-ой конкурс «ВИКТОРИНА»
Вопросы для двух команд ( 1 балл за правильный ответ).
1.Высший балл в школах России (5)
2.Эффективный способ снять умственное и физическое напряжение, который надежно устраняет утомление, повышает защитные силы организма. (сон)
3.Назовите пословицу или поговорку про сон. (утро вечера мудренее!)
4.Сколько лет спал Илья Муромец. (33)
5.Наименьшее четное число (2)
6.Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
7.Масса кубического метра воды. (1000 кг.)
8.Геометрическая фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из этой точки. (угол)
9.Соперник нолика (крестик)
10.Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)
8 конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»
Право первого ответа имеет команда, набравшая меньшее количество баллов.
Очень плохая оценка знаний. (Двойка.)
Сколько козлят было у многодетной козы? (Семь.)
Наименьшее составное число. (Два.)
Сотая часть числа. (Процент.)
Геометрическая фигура в любовных делах? (Треугольник.)
Количество сторон в квартете. (Четыре.)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
Назовите наименьшее натуральное число. (1)
В семье 5 сыновей у каждого есть сестра. Сколько это человек? (6 человек)
Какой знак надо поставить между двумя тройками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (Запятую)
Что спорт, упорство, ум и труд К успеху в жизни приведут!
Спасибо за урок! А сейчас у меня к вам небольшая просьба. На доске прикреплены изображения солнца и тучки. Возьмите себе на память об этом уроке то из них, которая на ваш взгляд олицетворяла урок.
Список используемой литературы:
Учебник «Математика. 5 класс» для общеобразовательных учреждений Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др.
Книга для учителя по математике 5 класс к учебному комплексу Н.Я.Виленкина
Падалко А. Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. – М. «Просвещение», 1985 г.
Минскин Е. М. От игры к знаниям. - М. «Просвещение», 1987 г.
Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике. - М. «Просвещение», 1995 г.
Нагибин Ф. Ф., Канин У. С. Математическая шкатулка. - М. «Просвещение», 1988 г.
Леман И. Увлекательная математика. - М. «Знание», 1985 г. Мартин Гарднер Математические новеллы. – М.: Мир, 1974
Мартин Гарднер Математические новеллы. – М.: Мир, 1974
Л. Денисова Умножение натуральных чисел, журнал «Математика» №15 2011
Л. Денисова Умножение натуральных чисел, журнал «Математика» №15 2011