kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Математический КВН для детей дошкольного возраста в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

  конспект   проведения математического  КВН   для  детей   дошкольного  возраста  в ДОУ с приложением  игрового  материала

Просмотр содержимого документа
«Математический КВН для детей дошкольного возраста в ДОУ»


Математический КВН для детей дошкольного возраста в ДОУ


Макарова Тамара Анатольевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37» г.Новокузнецк


Практика проведения игры «КВН» показывает, что она протекает с боль­шим эмоциональным подъемом. Для детей это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности.

Анализ ответов свидетельствует о том, насколько хорошо дети овладели программным материалом по математике, могут ли применять эти знания при решении задач, сформулированных по-новому, легко ли понимают смысл практических заданий, логично ли действуют и доказывают правиль­ность своего ответа, как ориентируются в сложных зависимостях, сущест­вующих между объектами измерения, мерами и числами.

Кроме групповой проверки, которая представлена в игре «Математичес­кий КВН», проверка знаний может проходить и индивидуально. В этом случае детям предлагается ряд заданий, позволяющих выявить уровень ус­воения каждым программного материала.

Цель игры :

Проверка умения детей самостоятельно выполнять зада­ния в условиях соревнования.

Игровая задача:

Получить большее количество очков.

Правила игры:

Группу детей делят на две равные команды, им предлагают одни и те же задания, правильность выполнения которых каж­дым ребенком и командой в целом оценивает жюри. Выполнять задания надо самостоятельно и быстро по сигналу ведущего — «начали». Каждый участник «КВН» за правильный ответ получает фишку (что дает возмож­ность оценить успехи каждого участника игры), а команда за большее количество правильных ответов получает флажок.

Материал:

Карточки с цифрами, картинки, шашки, ленты, крупа, мерки.

Ход игры:

Игру начинает ведущий — воспитатель.

Ведущий. Все вы знаете, что КВН — это игра веселых и находчивых. Сегодня и мы с вами поиграем в нее и посмотрим, чья команда выиграет, т. е. правильно и быстро сделает задания. Надо внимательно слушать задание и выполнять его по слову «начали». Та команда, у которой окажется большее количество правильных ответов, получит флажок, а каждый участник за правильное решение задачи — фишку. Как мы назовем наши команды? (Дети предлагают названия.) Назовем первую команду «Комета», вторую «Метеор».

После обоюдного приветствия участники последовательно выполняют 6 заданий.


  • Задание 1порядковый счет.

а) Ведущий. Перед каждым из вас, ребята, лежит лист бумаги с нарисованными в ряд
кружочками. Это болотце с кочками, по которым будут скакать лягушки. Лягушонок (он пе­ред вами) должен прискакать на седьмую кочку слева и остаться на ней. Подумайте, как
надо считать, чтобы лягушонок попал на седьмую кочку.

б) Ведущий. Возьмите листочки, на которых нарисованы семена. Самые первые ростки
появились из четвертого и шестого семени. Нарисуйте на этих семенах ростки.

  • Задание 2установление связей и отношений между числами натурального ряда.

Ведущий. Сейчас поиграем в игру «Угадай числа». Я буду называть вам числа, а вы, взяв нужную карточку с цифрами, покажите, какое число больше (меньше) названного на 1 (называются числа 5, 6, 7). Итак:

Какое число стоит перед 7? после 7? (Дети показывают карточки с цифрами 6 и 8.) Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7. (Дети показывают цифру 6.) Угадайте, какое число больше 7 и меньше 9. (Дети показывают цифру 8.)

  • Задание 3состав числа из двух меньших.

На воротах, сделанных из фанеры, прикрепляется карточка с цифрой. У каждого ребенка имеется 1 карточка с одной из цифр от 1 до 9. В ворота может пройти та пара, у которой в сумме на карточках получается число, какое обозначено цифрой на воротах. Цифры ме­няются, и соответственно им ребенку каждый раз нужно найти себе в пару другого игрока с цифрой, которая вместе с его карточкой составит сумму, равную указанной на воротах. Каждая пара получает по 2 фишки.

  • Задание 4сохранение дискретных количеств.

Ведущий. Все вы, дети, любите играть в шашки. Но сегодня вы будете играть не так, как в настоящей игре, а по правилам «КВН». У каждого на столе 2 ряда черных и белых шашек (шашек одинаковое количество, расположены они параллельно). Каких шашек больше (меньше) или их поровну? Если шашек поровну, вы должны поднять квадрат красного цве­та, если не поровну, то зеленого цвета. (Дети поднимают красные квадраты.)

Ведущий. А теперь поставьте черные шашки в столбик. Каких шашек больше (меньше) или их поровну? (Тем детям, которые поднимают красные квадраты, что означает, шашек поровну, их количество не изменилось,— вручают фишки.)

  • Задание 5счет единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются.

Повар детского сада. Дети, вы любите кашу? Чтобы сварить вам на ужин вкусную кашу, мне нужна крупа. Но весы на кухне сломались, и я не могу узнать, сколько взять крупы. Помогите мне: у нас есть полиэтиленовые пакеты, в каждый пакет нужно насыпать по 2 больших бокала крупы.

Дети с удовольствием соглашаются помочь. Ведущий сообщает, что имеется, к сожале­нию, только 1 бокал, но перед каждым стоит маленькая чашка, 2 таких чашки составляют 1 бокал. Он демонстрирует, что в 1 бокал вмещаются 2 маленьких чашки крупы. Дети само­стоятельно меряют крупу чашками и отдают мешочки повару. Правильно выполнившим за­дание члены жюри вручают фишки.

  • Задание 6— зависимость числа от величины мерки при неизменной величине

объекта измерения.

У всех участников игры имеются одинаковые по длине ленты, но для их измерения команды получают разные мерки.

Ведущий. Сколько раз уложилась мерка по длине ленты? Почему получились разные числа? (Дети объясняют.)

В конце игры каждый участник пересчитывает фишки, жюри подводит итог. Все участники в память о «КВН» награждаются значками, нарисованными заранее.

Игру можно построить на чередовании постепенно усложняющихся за­даний с номерами художественной самодеятельности, веселыми аттракцио­нами, считалками, загадками и другими малыми фольклорными формами. Например:

Наша Маша рано встала. Две Танюшки на подушке.

Кукол всех пересчитала: А Петрушка в колпачке

Две матрешки на окошке, На дубовом сундучке.

Две Аринки на перинке, (Е. Благинина)

Котята

Вы послушайте, ребята, Раз — котенок самый белый,^

Я хочу вам рассказать: , Два — котенок самый смелый,

Родились у нас котята — Три — котенок самый умный,

Их по счету ровно пять. А Четыре —самый шумный.

Мы решали, мы гадали: Пять похож на Три и Два —

Как же нам котят назвать? Те же хвост и голова,

Наконец мы их назвали: То же пятнышко на спинке,

Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята — Раз, Два, Три, Четыре, Пять! Заходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.

(С. Михалков)

Сколько у меня игрушек?

Там, в углу, лежат игрушки, Три — сейчас я покажу вам

Отдыхают в тишине... Черногривого коня.

Пять игрушек в день рожденья Бурый мишка мой — четыре,

Подарили гости мне. Белка рыженькая — пять...

Раз — ушастый серый зайка. Только всех моих игрушек

Два — есть дудка у меня. Мне никак не сосчитать.

(А. Бродский)

Я родился в день дождливый под осинкой молодой. Круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (Гриб.) Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой, все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат.) Нет углов у меня, а похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. (Круг.) Три вершины, три угла, три сторонки — вот и я. (Треугольник.) Не овал я и не круг, треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, а зовут меня... (квадрат). Четыре братца, под одной крышей живут. (Стол.) Два конца, два кольца, посередине — гвоздик. (Ножницы.) Два брюшка, четыре ушка. (Подушка.) У двух матерей по пять сыновей. (Руки.) Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Рот, глаза, уши.) Черен — да не ворон, рогат — да не бык, шесть ног без копыт. (Жук.) Десять мальчиков живут в десяти чуланчиках. (Руки в перчатках.) Между двух светил я в середине один. (Нос.) Два березовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжие, и зовут их... (лыжами).

  • Счет по «понятийной» мерке

Перед ребенком лежит лист бумаги, на котором нарисованы 6 кругов и 7 треугольников разного цвета и разной величины. Отвечая на вопросы: «Сколько всего фигур? Сколько разных цветов? Сколько форм? Какое число больше (меньше): 6 или 7?» и др., он должен показать умение определять численность дискретного объекта по заданной единице измере­ния (цвет, форма, величина); знание последовательности числительных и отношений между ними внутри ряда; умение считать, пользуясь «понятийной» меркой.

Детям седьмого года жизни можно предложить серию новых заданий, не предусмотренных программой, направленных на выявление общего ма­тематического развития детей. По качеству выполнения этих заданий бо­лее полно можно обнаружить логичность действий с числом, счетом и измерением. Речь идет об известных задачах Ж- Пиаже на сохранение количества.

Задание 1. Сохранение объема при изменении конфигурации сосудов

Перед ребенком ставят 2 одинаковых бутылочки с одним уровнем жидкости. Затем одна из бутылочек переворачивается, и уровень воды в ней по сравнению с другой становится выше. Задается вопрос: «Где воды больше? Почему?»

Задание 2. Влияние внешнего признака на определение объема

В 2 сосуда разной формы на глазах у ребенка наливают одной и той же мерой одина­ковое количество воды. «Где воды больше?» — задают ему вопрос.

Задание 3. Сохранение массы

Берут 2 одинаковых по величине шарика из пластилина, и один из них на глазах у ребен­ка расплющивается в лепешку. Вопросы: «Где больше пластилина? Почему?»Эти задачи требуют понимания определенных связей, отношений, свойств, которые не поддаются поверхностному наблюдению; они рассчита­ны на развитое логическое мышление. Без предварительных упражнений ребенку трудно из многообразия качеств объекта (цвет, форма, размер и т. д.) выделить один признак и оперировать им, отвлекаясь от других. Поэтому дошкольники порой не могут определить, почему уровень вещест­ва в сосуде зависит не от общего количества этого вещества, а от формы сосуда, а видимая площадь шарика и лепешки зависит не от количества пластилина, а от формы. В мышлении ребенка эти образы оказываются слитными и суждение о предмете в целом осуществляется по наглядному признаку, в то время как правильное решение подобных задач требует отвлечения от непосредственного восприятия и перехода к абстрагированию, т. е. к решению задач в уме.

Как правило, подготовленные дети дают правильные ответы, мотиви­руя их следующим образом: «Воды в бутылочках поровну, потому что воду не отливали и не доливали», «Воды в баночках одинаково, потому что в них наливали по бокалу воды».

Решение подобных задач свидетельствует о высоком уровне математи­ческой подготовки, а в более широком плане и об уровне умственного развития шестилетнего ребенка.






Список литературы
 

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсомоторному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983

  2. Прохорова Г. Как я узнаю мир. Дидактические игры по сенсорному воспитанию// Дошкольное воспитание, 2002.-№11.- с.32

  3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.: Просвещение, 1996

  4. Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика- Синтез, 2006

  5. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе. – М.: Мозаика- Синтез, 2006

  6. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе. – М.: Мозаика- Синтез, 2006

  7. Развивающие математические игры - занятия в ДОУ/ Автор- составитель Л.П. Стасова.- Воронеж, 2008

  8. Манюк Л.А. Браво , клоун! Занятие по ФЭМП в подг. гр.// Ребенок в детском саду, 2010.-№5.-с.14

  9. Шарафутдинова Ч.Г. Математическое представление «Затерянный мир». Конспект занятия в ст.гр.// Ребенок в детском саду, 2010.-№4.-с.36

  10. Шашкина А.А. Занятия по математике с использованием сказочных сюжетов. Конспекты для средней, старшей и подг. гр.)// Ребенок в детском саду, 2006.-№3.-с.29



















































ПРИЛОЖЕНИЕ





























Задачи-шутки


  • Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм камней?


  • На дубе – четыре ветки. На каждой ветке растет еще по 4 ветки. На каждой из тех веток весит по четыре шишки. Сколько всего шишек?


  • Три, три, три, три да еще три. Что получится?


  • Жила-была Баба-яга Костяная Нога в избушке на курьих ножках. Жили с ней внук Кузька, ворон Григорий, филин Филька и кот Васька. Сколько всего внуков было у Бабы-Яги?




Отгадай ребусы

(Вова)


(стул)

(комар)



Заполни пустую клетку




Подбери ключ к замочной скважине

Нарисуй стрелки так, чтобы часы показывали 3 часа дня

Сколько кругов на рисунке?

Помоги пчелке прийти к своему улью




Найди симметричные предметы




По какой дороге быстрей дойти до дома?






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Математический КВН для детей дошкольного возраста в ДОУ

Автор: Кузнецова Евгения Рафисовна

Дата: 06.05.2016

Номер свидетельства: 324619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Анализ деятельности муниципального  методического  формирования за 2015 - 2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(88) "analizdieiatielnostimunitsipalnoghomietodichieskoghoformirovaniiaza20152016uchiebnyighod"
    ["file_id"] => string(6) "327118"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1463393959"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства