kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуально - развивающая игра "Математика - царица всех наук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интеллектуально-познавательной игры для учащихся 10-11 классов "Математика- царица всех наук"

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально - развивающая игра "Математика - царица всех наук"»

МБОУ «Болдовская СОШ» Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия







Предмет математики настолько серьёзен,

что нужно не упускать случая делать

его немного занимательным.

Б.Паскаль







Интеллектуально - развлекательная игра

Математика – царица наук!”

для 10-11классов






Подготовила и провела: учитель математики Васина Г.А.


2019

Цели игры:

-Расширить знания обучающихся, развивать познавательный интерес, интеллект.

-Формировать дружеские товарищеские отношения, умение работать командой, формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы товарищества;

-Воспитание чувства юмора, умения веселиться.

-Развивающее: математическое, логическое мышление.

Задачи:

- Повысить мотивацию к учебе; определить коммуникативные способности детей.


Ход мероприятия


Ведущий 1: Здравствуйте! Сегодня мы собрались, чтобы славить математику- одну из древних, одновременно сложную и в то же время интересную, увлекательную науку.

"Математика во всём", - нам твердят.
Многие не верят, спорить норовят:
"Математика от нас далеко...
Жить на свете без неё так легко!.."
Но пойдет однажды вечером дождь.
Подойдёшь ты к окну и поймёшь:
Всё на свете, что видишь, давно
математикой отражено.
Ты вглядись: от фонаря свет
Векторами разлетается. Нет?
Точки капель, окружности луж - 
Неужели ты не видишь? Ну ж...
Окошек плоскости отрезками полны...
и вечна траектория Луны...
А по параболе летит метеорит.
Через мгновенье в атмосфере он сгорит...
Многоугольники, квадраты и круги...
Пространства-времени неслышные шаги...
Всё движется и мчится, всё улетает вдаль.
А кто не видит этого...
того мне просто жаль.
Дарья Артёмова


Ведущий 2: Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы. Математика позволяет человеку думать, логически мыслить, делать выводы.


Ведущий 1: Известный польский математик Гуго Штейнгаус шутливо утверждает, что существует закон, который формулируется так: математик сделает это лучше. То есть, если поручить двум людям, один из которых математик, выполнение любой незнакомой им работы, то результат всегда будет следующим: математик сделает ее лучше. Математик в любом деле видит задачу. А «Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения. Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (американский математик Дьердь Пойа).

Немецкому философу И. Канту принадлежат такие слова: «В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики». Да, математику действительно по праву можно считать царицей всех наук, но она и сама служит верой и правдой всем наукам.

И сегодня мы собрались, чтобы еще раз поговорить о этой важной науке. Именно в честь математики мы устраиваем наше мероприятие. А проходить оно будет по типу интеллектуально - развлекательной игры под названием “Математика – царица наук!”.



Ведущий 2:

Почему торжественно вокруг?
Слышите, так быстро смолкли речи
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.


Ведущий 1:

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.


Ведущий 2:

Добрый день, мои друзья
Конкурс открываю я.
Математики законы
Приглашают всех вас в путь
И смекалку, ну и знанья
Взять с собою не забудь.

Внимание! Начинаем наши состязания. Мы представляем вам 2 команды.

Приветствие команд:

Команда Пифагоры

Всю неделю мы не спали,

Все игру мы ожидали.

Вот и пробил этот час

Поболейте все за нас!

Наш девиз Наша команда дружнее всех, придет к «Пифагорам» сегодня успех!



Команда Евклиды

Все готовы мы к игре

Знаем-кто и знаем-где.

Побыстрее иначинайте

И игру вы открывайте!

Наш девиз Вперед, по евклидовой прямой- к знаниям!


Ведущий 1 : А теперь представим наше компетентное жюри.



Ведущий 2:

Один из классиков признается:
“Если бы я родился музыкантом,
Я бы стремился перебороть шумы мира
С помощью стройных звуков.
Если бы я родился архитектором,
Я бы строил людям не квартиры, а домашние очаги.
Я одарил бы их светом, цветом и тишиной,
Но поскольку я поэт,
Я хотел бы так же четко и ясно
Говорить на языке слов,
Как математики говорят на языке чисел”.


Ведущий 1. Наш первый конкурс- конкурс чтецов.

В исполнении наших участников вы услышите стихотворения о математике.

Максимальная оценка за конкурс 5 баллов.


М.Борзаковский “Баллада о математике”:

Как воздух, математика нужна
Одной отваги мало. Расчеты ! Залп !
И цель поражена
Могучими ударами металла,
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвигах, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступления.
Но строг учитель, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
“Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата!
И воином любовь сбережена
Учителю далекому, седому.
Как воздух математика нужна
Сегодня офицеру молодому!



2. Евгений Винокуров “Геометрия”:

О Петр, ведь ты построил город
Не для умерших - для живых.
Тяжелый дождь бежит за ворот
Окаменевших часовых.
Недвижимы аллеи парков.
Прямы проспекты, как стрела.
Сильней божественных монархов
Здесь геометрия была.
Был нежен в башнях цитадели
И краток лепет голубиц...
И страшные на мир глядели.
В окно глаза цареубийц.
Гуляют каменные филины.
Курятся трубки из бород.
Вот и построили Афины
Средь топей северных болот.
Налево львы и львы направо,
А у заставы инвалид
Штык держит вертикально прямо,
Как геометрия велит.



Ведущий 2: Теперь от лирики переходим к практике и наш 2 конкурс – разминка.

Каждой команде задаются вопросы, ответы нужно давать сразу же. Если с ответом произошла заминка, переходим к следующему вопросу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы для I команды:

1. Чему равна 1/4 часа? (15 минут)
2. Чему равен 1% метра? (1 см)
3. Наибольшее натуральное число? (Нет)
4. Масса 1 м3 воды? (Тонна)
5. Утверждение, принимаемое без доказательства. (Аксиома)
6. Чему равна длина окружности радиуса 5? (10 )
7. Если диагонали четырехугольника точкой пересечения делятся пополам, то такой четырехугольник…? (Параллелограмм)
8. Что представляет график функции y = r/x? (Гипербола)
9. Как называется вторая координата точка? (Ордината)
10. Отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда)
11. Прибор для построения окружности. (Циркуль)
12. Чему равен 1 фунт? (400 гр)
13. Может ли при умножении быть 0? (Да)

14. Что представляет собой развертка боковой поверхности конуса? (Круговой сектор)

15. Четная тригонометрическая функция (косинус).

16. Чему равен радиус единичной окружности? (1)

17. Как называется симметрия относительно прямой? (осевая)

18. Сколько точек определяют прямую? (2)

Вопросы для II команды:

1. Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3)
2. Наименьшее натуральное число? (1)
3. Что такое 1%? (1/100 часть)
4. Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли? (Равны)
5. Отрезок, соединяющий две  не соседние вершины четырехугольника? (Диагональ);
6. Что представляет график функции y = x2? (Парабола)
7. Как называется первая координата точки? (Абсцисса)
8. Прибор для измерения и построения углов? (Транспортир)
9. Может ли при делении получиться 0? (Да)
10. Чему равен объем 1 кг воды? (1 литр)

11. Сумма углов в треугольнике? (1800).

12. Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на основание? (высота).

13. Что представляет собой развертка боковой поверхности цилиндра? (Прямоугольник)

14. Линия, соединяющая центры оснований цилиндров (ось).

15. Возрастающая или убывающая функция  ? (Возрастающая)

16. Сколько вершин у тетраэдра? (4)

17. Как называется симметрия относительно плоскости? (зеркальная)

18. Сколько точек определяют плоскость? (3)


Ведущий 1. Пока жюри подводит итоги, мы попросим зрителей назвать как можно больше пословиц и поговорок, где встречаются числа.


Слово жюри об итогах первых двух конкурсов.


Ведущий 2.

Ученый Г.Х. Харди размышлял:

“Математик так же, как и художник создает узоры.

Узоры математика, также как узоры художника должны быть прекрасны.

Сейчас я объявляю 3 конкурс -конкурс художников (по одному учащемуся):

Вам нужно нарисовать робота из наибольшего числа геометрических фигур.

Максимальная оценка за конкурс – 5 баллов.


Ведущий 1.

Пока команды работают, мы познакомимся с историей развития математики. А она тесно связана с именем Пифагора, жившего в 6 веке до нашей эры.




Пифагор родился на греческом острове Самос в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям, много путешествовал. Жил в Египте, Вавилоне, совершил путешествие в Индию, знакомился с достижениями науки этих стран. Потом он поселился на юге нынешней Италии, где основал пифагорейский союз – общество философов. Пифагорейцы много занимались наукой, особенно математикой. Самой знаменитой из открытых ими теорем стала теорема Пифагора, гласящая , что сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника, равна площади квадрата, построенного на его гипотенузе. Получающуюся при этом картинку школьники с давних пор прозвали «пифагоровыми штанами».

Пифагорейцы изучили варианты, в которых величины всех сторон прямоугольного треугольника выражаются целыми числами. Вообще они придавали числам очень большое значение, считая, что через них можно выразить все закономерности в мире. И сами числа они наделили разнообразными свойствами. Например, они считали, что 5 символизирует цвет, 6 – холод, 7 – разум, здоровье и свет, 8 – любовь и дружбу и т.д.

Числа, равные сумме всех своих делителей, такие, как 6, 28, 496, 8128, они считали совершенными, а дружественными числами называли такие пары чисел, из которых каждое равнялось сумме делителей второго числа. Это пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные и заметили, что если складывать последовательно нечетные числа  1+3+5+7+…, то после каждого сложения будут получаться числа, являющиеся квадратами: 1, 4, 9, 16…

К числу математических наук пифагорейцы относили арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Да, да, музыку! Они установили, что высота звучания струны зависит от ее длины, то есть вновь от числа, и создали первую математическую теорию музыки.

Пифагорейцы знали, что Земля – шар, который вращается вокруг Солнца, как и все остальные планеты. Но затем эти знания были забыты, и через две тысячи лет польскому астроному Копернику пришлось вновь отстаивать эту теорию строения Вселенной, которую церковники называли пифагорейской.


Ведущий 2: Переходим к 4 конкурсу, который называется «Перевод»

Почти все названия геометрических фигур имеют греческое происхождение, также как и многие другие математические термины. Переведите на греческий.


1

столик для еды



теорема

2

сосновая шишка


катет

3

землемерие


гипотенуза

4

зрелище


периметр

5

игральная кость


геометрия

6

натянутая


ромб

7

отвес


конус

8

измерение вокруг


хорда

9

бубен


трапеция

10

струна


куб


Ответ:

1

столик для еды


4

теорема

2

сосновая шишка

7

катет

3

землемерие

6

гипотенуза

4

зрелище

8

периметр

5

игральная кость

3

геометрия

6

натянутая

9

ромб

7

отвес

2

конус

8

измерение вокруг

10

хорда

9

бубен

1

трапеция

10

струна

5

куб

Ведущий 1.

П ока команды делают перевод, мы поговорим еще об одном , хорошо известном вам ученом- Евклиде.

Об этом выдающемся древнегреческом математике, жившим в   3-м в. до н. э., сохранилось мало сведений. Он был родом из Афин и жил в Александрии. Преподавал математику, астрономию. Согласно преданию, царь Птолемей I, желавший изучить геометрию, потребовал, чтобы Евклид нашел для него путь в науку быстрый и легкий, поскольку непристойно следовать той же дорогой, которой идут все. На это Евклид ответил, что царского пути в геометрию нет, надо трудиться, старательно изучать теоремы, решать задачи. До нас дошли немногие его сочинения. Основные из них – 15 книг под общим названием «Начала». Два тысячелетия эти книги оставались энциклопедией геометрии. И в наши дни в учебниках геометрии можно найти многие теоремы Евклида. Недаром изучаемую в школе геометрию называют евклидовой. Чем же замечательна его книга? В ней очень хорошо, продуманно изложены все знания по геометрии, накопленные к тому времени, и, главное, впервые была сделана попытка дать аксиоматическое изложение геометрии.

Среди сформулированных Евклидом аксиом имеются, например, следующие: «через две точки можно провести прямую и при том только одну», «все прямые углы равны между собой» , «через точку можно провести только одну прямую, параллельную данной» .

  После Евклида математики многих поколений стремились улучшить, дополнить его систему аксиом геометрии. Большую роль сыграли исследования Архимеда . Но лишь к концу 19-го столетия (спустя две с лишним тысячи лет после Евклида!) был получен логически безупречный список аксиом геометрии.


Ведущий 2. Жюри начинает подводить итоги конкурсов, а мы давайте все вместе вспомним кинофильмы, в названиях которых встречаются числа.

Слово жюри.


Ведущий 1. Следующий конкурс называется «Кто во что горазд»

Командам предлагается список математических терминов. Нужно без слов попытаться передать их смысл, а участникам второй команды отгадать это слово.

За каждый верный ответ- 1балл.

Задания I команде

Задания II команде

Треугольник

Окружность

Параллелепипед

Вычитание

Прямоугольник

Ромб

Угол

Скобки

Отрезок

Луч

Прямая

Трапеция

Периметр

Конус

Цилиндр

Шар

Пирамида

Параллельные   прямые

Перпендикулярные прямые

Циркуль

Скрещивающиеся прямые

Цилиндр

Сложение

Центр окружности

Синусоида

Парабола


Ведущий 2.

В следующем шестом конкурсе на букву алфавита необходимо подобрать математический термин. Максимальный балл за конкурс- 5.

Буквы: А, Г, Д, К, Н, П, С, У


В едущий 1. Команды приступили к очередному конкурсу, а мы вспомним еще одного математика, чье имя носит знаменитая декартова система координат- Рене Декарта.

Рене Декарт – французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат, сторонник аналитического метода в математике.

В истории математики Рене Декарт занимает видное место. Именно он сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (х, у,z … ) переменные величины, а известные – первыми буквами латинского алфавит (а,b,c… ) ввел нынешнее обозначение степеней , заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены.

Историческое значение Декартовой геометрии состоит в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности.


Ведущий 2.Выполненные задания сданы в жюри и пока их проверяют, давайте вместе со зрителями вспомним литературные произведения, в названиях которых есть числа.


Слово жюри.


Ведущий 1 Следующее задание связанно с символом наступившего 2014 года.

2014 год - год синей деревянной лошади. Этот год несет в себе динамизм и напористость, сочетание расчетливости и огненной страсти.

Решить ребусы и дать определение каждому полученному понятию. Если около рисунка стоит зачёркнутая буква и рядом с ней написана другая, то это значит, что в слове нужно произвести замену одной буквы на другую.



Ведущий 2. И последнее задание –домашнее. Командам было предложено выполнить инсценировку из школьной жизни. Максимальный балл за задание – 5.


Ведущий 1. Пока жюри подводит итоги игры , предлагаем назвать математические термины на букву «в».


Ведущий 2. А теперь мы предоставляем слово жюри.




Литература:

Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники . Методические рекомендации/ И.В.Аверьянова, Н.Н Лапшина. - Москва: ВАКО, -2008г,
^ Электронные образовательные ресурсы:
http://www.zavuch.info/methodlib
http://festival.1september.ru/articles

ЯндексКартинки

http://ru.wikipedia.org/Пифагор-Википедия

http://ru.wikipedia.org/Евклид-Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Декарт-Википедия



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Интеллектуально - развивающая игра "Математика - царица всех наук"

Автор: Васина Галина Александровна

Дата: 14.01.2021

Номер свидетельства: 570106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект  внеклассного мероприятия по математике "Математический марафон" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-matiematikie-matiematichieskii-marafon"
    ["file_id"] => string(6) "171398"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423668747"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Статья "Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании на уроках ИКТ. "
    ["seo_title"] => string(149) "stat-ia-sozdaniie-uslovii-dlia-povyshieniia-tvorchieskogho-i-intielliektual-nogho-potientsiala-mladshikh-shkol-nikov-pri-ispol-zovanii-na-urokakh-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "233834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443248020"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Сценарий праздничного мероприятия "День Учителя""
    ["seo_title"] => string(52) "stsienariiprazdnichnoghomieropriiatiiadienuchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "310682"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459084372"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства