Просмотр содержимого документа
«Игра «Математическое кафе»»
Игра « Математическое кафе» (7-9 классы)
Подготовила учитель математики Баланова Л.В.
Цели проведения игры:
Стимулирование интереса к математике;
Способствование развитию логического мышления, умению быстро думать и принимать правильное решение;
Развитие сообразительности, внимания, интуиции и находчивости учащихся.
Оборудование: плакат «Математическое кафе», плакат с меню
Меню:
Салаты:
Математическая разминка.
Математический ералаш.
Первые блюда – алгебраические:
Уха из уравнений.
Суп функциональный.
Вторые блюда – геометрические:
Жаркое из уголков.
Гарнир треугольный.
Напитки:
Математический коктейль.
Десерт: Награждение.
Правила проведения игры: в игре принимают участие две команды. Конкурсы соответствуют представленному меню. В конкурсах, где выдаются карточки с заданиями, команды за отведенное время выполняют задания и сдают их жюри на проверку, жюри выставляет за каждый конкурс баллы.
Ход мероприятия
1. Представление команд (приветствие, девиз)
2. Математическая разминка (в форме «Вопрос-ответ» поочередно для каждой команды в течение 1,5 мин.)
Вопросы для первой команды:
Как называется результат сложения? (Сумма)
Сколько минут в одном часе? (60)
Как называется прибор измерения углов? (Транспортир)
На что похожа половина яблока? (На другую половину)
Назовите наименьшее трехзначное число? (100)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
Назовите модуль числа -6? (6)
Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю? (Неправильная)
Чему равна сумма смежных углов? (180)
Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа. (0)
72:8. (9)
Одна сотая часть числа. (1%)
Третий месяц летних каникул. (Август)
Другое название независимой переменной. (Аргумент)
Наименьшее четное натуральное число. (2)
Сколько козлят было у «многодетной» козы? (7)
Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)
Соперник нолика. (Крестик)
Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок)
Число, обратное 2. (0,5)
Результат вычитания. (Разность)
Как называется отрезок, выходящий из вершины треугольника и делящий противоположную сторону пополам? (Медиана)
Число, противоположное 5. (-5)
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат)
Одна сотая часть метра. (1 см)
50 разделите на половину. (100)
Как называется прибор для измерения отрезков? (Линейка)
Вопросы для второй команды:
Как называется результат умножения? (Произведение)
Сколько секунд в одной минуте? (60)
Назовите наибольшее трёхзначное число? (999)
Назовите модуль числа -4. (4)
Как называется дробь, в которой числитель больше знаменателя? (Неправильная)
Чему равен развернутый угол? (180)
Назовите целое число, большее -1, но меньшее 1. (0)
60:5. (12)
Последний месяц учебного года. (Май)
Наибольшее двухзначное число. (99)
Число, обратное 5. (0,2)
Название графика функции прямой пропорциональности. (Прямая)
День недели, предшествующий пятнице. (Четверг)
Одна десятая дециметра. (1 см)
Сколько сторон у квадрата? (4)
Число противоположное -7. (7)
Единица измерения углов. (Градус)
14•4. (56)
Какие прямые пересекаются под прямым углом? (Перпендикулярные)
Первый месяц зимы. (Декабрь)
Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель)
Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? (Боковые)
Число, на которое данное число делится без остатка. (Делитель)
Фигура, образованная двумя лучами с общим началом. (Угол)
Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было отрицательным числом? (Нечётное число)
1/60 часть градуса? (Минута)
Друг игрека. (Икс)
Как называется значение зависимой переменной? (Значение функции)
Угол, равный 180. (Развернутый)
Число, обращающее уравнение в верное равенство. (Корень)
Вопросы для третьей команды:
Как называется результат деления? (Частное)
Сколько месяцев в году? (12)
Как называется прибор для измерения длины отрезков? (Линейка)
Назовите наибольшее однозначное число. (9)
Число, на которое нельзя делить. (0)
Назовите модуль числа -2. (2)
42:6 (7)
Первый месяц года. (Январь)
Треугольник, у которого две стороны равны. (Равнобедренный)
Число противоположное -4. (4)
7•8 (56)
Первый месяц осени. (Сентябрь)
На какое наибольшее целое число делится без остатка любое целое число? (Само на себя)
Высшая оценка знаний в школе. (5)
Наименьшее четное число. (2)
Равенство с переменной. (Уравнение)
Что является графиком функции y=kx+b? (Прямая)
Объем килограмма воды? (Литр)
Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)
Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное)
Свойство вертикальных углов. (Равны)
Сколько отрицательных множителей должно быть в произведении, чтобы оно было положительным числом? (Чётное)
Одна сотая часть километра. (10 метров)
Не учебный день недели. (Воскресенье)
1/60 часть минуты. (Секунда)
Самая низкая оценка в школе. (1)
Количество высот в треугольнике. (3)
Наибольшее пятизначное число. (99999)
Угол, равный 90 градусов. (Прямой)
3. Математический ералаш (Каждая команда получает карточку 1, которую необходимо заполнить и сдать в жюри).
Карточка 1
1.Заполните пустые клетки квадрата, вписав 1, 2, 3, 4 так, чтобы по горизонтали и по вертикали не было одинаковых цифр.
2.Вставьте пропущенное число:
а) 1; 3; 6; 10; … .
б) 3; 5; 9; 17; … .
3.В каких местах необходимо поставить скобки:
21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16
4.Решите анаграмму:
а) РИПЕТРЕМ (периметр)
б) БОДЬР (дробь)
Конкурс пословиц, в которых встречаются натуральные числа (проводится во время выполнения зданий) В конкурсе участвуют по одному человеку от каждой команды.
4. Уха из уравнений (Команды получают задания на карточках 2).
Карточка 2:
1.Решите уравнение:
а) 3(4х – 3) – (5х+11) = 9 – (3х – 1) (х=3)
б) 10х – (2х + 5) = 2(4х – 7) (нет решений)
в) 5(3х – 4) = 1 + (15х – 21) (х – любое число)
2.Найдите «лишнее» по смыслу слово, а остальные замените общим названием:
Метр
Дециметр
Килограмм ( Это единицы длины)
Сантиметр
Миллиметр
Конкурс среди болельщиков (проводится во время выполнения заданий):
1. В клетке находилось 4 кролика. Четверо ребят купили по одному кролику, и один кролик остался в клетке. Как это могло получиться? (Одного кролика купили с клеткой)
2. Крыша дома имеет разный наклон, один ее скат составляет с горизонтом угол в 70%, другой - в 60%. Предположим, что петух откладывает на гребне крыши яйцо. Куда оно покатится? (Петух яйца не несет)
3. У меня в кармане две монеты на общую сумму 15 коп. Одна из них не пятак. Что это за монеты? (10 и 5 коп.)
4. Вдоль улицы стоит 100 домов. Мастера попросили изготовить номера для всех домов от 1 до 100. Чтобы выполнить заказ, мастер должен запастись цифрами. Подсчитайте, сколько девяток потребуется мастеру? (20 штук)
5. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, так как это будет ночь)
5. Суп функциональный
Команды получают задания на карточках 3.
1.Выясните, пересекаются ли графики заданных функций:
а) y = 2х – 3 и у = 0,5х – 3 (да);
б) у = 3х – 5 и у = -3х + 5 (да);
в) у = -12х + 5 и у = -12х –7 (нет).
2.Найдите координаты точки пересечения графиков функций:
у = 2х – 4 и у = -3х – 1.
2x-4=-3x-1
5x=3
x=0,6; y=-1,8
6. Жаркое из уголков
Выдаются карточки 4.
1.Проведите прямые AС и ВD, пересекающиеся в точке О. Найдите все образовавшиеся углы, если угол ВОС равен 37° (143̊, 37̊, 143̊, 37̊).
2. Проведите прямые AВ и СD, пересекающиеся в точке О. Найдите углы AОD и DОВ, если сумма углов AОD, АОС и СОВ равна 240°.
(Решение: ∟ВОD=∟АОС=360-240=120̊, тогда ∟АОD=∟COB=60̊)
7. Гарнир треугольный
Команды получают задания на карточках 5.
1.Постройте треугольник, проведите все его медианы и сосчитайте количество полученных треугольников (Семь).
2. Постройте прямоугольник, проведите его диагонали и сосчитайте количество полученных треугольников (Восемь).
8. Математический коктейль
Проводится конкурс пантомимы: один участник для своей команды жестами объясняет понятия по выбранной карточке, а команда в течение 1 мин старается как можно больше дать правильных ответов.
Наименование
1 команда
3 команда
2 команда
Геометрическая фигура
Луч
Прямая
Отрезок
Измерительные приборы
Транспортир
Циркуль
Рулетка
Элементы геометрических фигур
Вертикальные углы
Смежные углы
Биссектриса
Математические знаки
«минус»
«умножить»
«меньше»
9. Подведение итогов
Проводится подведение итогов игры, награждение победителей.