Просмотр содержимого документа
«Деловая игра как средство профессионального самоопределения обучающихся на уроках математики»
Деловая игра как средство профессионального самоопределения обучающихся на уроках математики
Сейчас в нашей стране существуют проекты Профориентации, реализуемые в рамках Национального проекта «Образования»: «Кадры будущего для регионов», проект по ранней профориентации «Билет в будущее», проект «ПроеКТОриЯ».
Цели перечисленных проектов: помочь выявить школьников, которые на протяжении шестилетнего периода смогут найти себя в будущей профессии, а также помочь талантливым школьникам сориентироваться в возможностях карьерного развития и сделать осознанный выбор своей профессиональной траектории.
Куда пойти учиться? Где работать?
Этими и другими подобными вопросами ежегодно задаются выпускники школ.
Определится с выбором будущей профессии ребятам помогают потенциальные работодатели.
Например, в нашем городе Амурске в рамках профориентационной работы представители Амурского гидрометаллургического комбинат компании «Полиметалл» проводят со школьниками регулярные встречи и тематические мероприятия. Также организуют экскурсии на комбинат для обучающихся, где специалисты рассказывают о востребованных профессиях на комбинате, с какими вузами сотрудничает предприятие и какие методы стимулирования полагаются студентам.
Но проблема в том, что обучающиеся не понимают насколько хорошо должна быть сформирована математическая грамотность, чтобы быть профессионалом.
Наша задача, как учителей математики сформировать математическую грамотность у обучающихся.
Я на уроках математики для формирования математической грамотности применяю практико-ориентированные задачи.
При решение практико-ориентированных задач у обучающихся формируются практические навыки необходимые в разных профессиях.
Что бы создать повышенный интерес к решению практико-ориентированных задач, я их использую в деловой игре.
Деловую игру: «Вступай в золотую команду!» (название может быть любое). В роли работодателя может быть учитель или старшеклассники, или приглашенные родители. Представители компаний разъясняют квалификационные требования к кандидатуре на вакантную должность, в том числе уделяют особый интерес
к уровню сформированности математической грамотности соискателя. Для определения данного уровня соискателям предлагается решить ряд задач из различных областей. Те кандидаты, которые соответствуют требованиям к квалификации получают возможность заключить договор для дальнейшего трудоустройства и оформления трудовой книжки.
В мастер-классе представлено, как можно провести деловую игру, в которой вакантное место на профессию аппаратчик-гидрометаллург на Амурский гидрометаллургический комбинат.
Аппаратчик должен понимать всю схему технологического процесса, начиная с доставки мешков с концентратов до выплавки золота.
Представлены 3 задачи, для проверки математической грамотности у соискателя.
Задача1: АГМК — важнейший элемент долгосрочной стратегии "Полиметалла". В октябре 2018 года предприятие завершило третий этап модернизации производственных мощностей. В результате объемы переработки выросли со 160 тыс. тонн до 200 тыс. тонн концентрата в год. На сколько процентов вырос объём переработки концентрата? (на 25 %)
Задача 2:
В мае 2020 года компания Hatch завершила совместно с АО «Полиметалл» проект поставки самого большого в мире установки автоклавного окисления для переработки золотосодержащих концентратов в г. Амурске (Хабаровский край).
У автоклава внутренний диаметр составляет 6 м, общая длина — 50 м. Определите по рисунку геометрическую форму автоклава и вычислите рабочий его объем.
Замечание: автоклав имеет цилиндрическую форму, π=3, 14.
Решение
V=π r^2h= 3,14*9*50=1413 кв. м.
Задача 3: Вес автоклава 1100 тонн, после доставки по воде, он отправился в своё сухопутное путешествие. Расстояние от причала в Амурске до комбината он преодолел на автопоезде. Автопоезд может перевозить до 40 тонн на ось. Какое количество задействовано колёс у автопоезда, если на одну ось приходиться по 16 колёс.
Решение 1100:40= 27,5 осей, округляет до целого 28 осей
28 *16=448 колёс.
Уважаемые соискатели я поздравляю вас с трудоустройством в Амурский гидрометаллургический комбинат компании «Полиметалл».
Таким образом, задачи по формированию математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания содержания образования и игровых технологий, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.
Деловая игра, построенная на решении практико-ориентированных задач, является метапредметной и ее можно проводить во всех классах и типов уроков.
Некоторые профессии напрямую связаны с математической грамотностью, поэтому практике -ориентированные задачи помогают сформировать математическую грамотность, которая позволит профессионально определиться.