IX. Включение в систему знаний и повторение Молодцы! Хорошо потрудились! Неплохо было бы подкрепиться. а) Хлеб был главной пищей египтян. В их словаре насчитывалось до 15 слов, обозначающих различные сорта хлебных изделий. А в среднем каждый египтянин съедал за день 10 хлебов. Задача из папируса Ахмеса: «Разделить 7 хлебов между 8 людьми». Папирус Ахмеса включает условия и решения 84 задач и является наиболее полным египетским задачником, дошедшим до наших дней. Сколько получит каждый? Если каждый хлеб разделить на 8 частей, то каждый получит 7 кусков, т.е. 7/8 Но египтяне не признавали такое решение задачи. А вот почему и как решали данную задачу 5000 лет назад сейчас мы с вами и узнаем, выполнив задание на листочке №2 (зелёного цвета). Прежде, чем приступить к заданию, внимательно прочтите историческую справку и разберите две похожие задачи, а потом приступайте к решению данной задачи. Один из учеников выходит к доске и показывает решение всем и записывает ответ. А давайте попробуем записать ответ с помощью иероглифов, как древние египтяне. Единственное отличие, это знак +, они его просто не писали, так как + ввели только в конце 15 века и сделал это немецкий математик Видман. А почему египтяне не писали числитель? Всё же была одна не единичная дробь, которую признавали египтяне – это . Дроби с разными знаменателями вы научитесь складывать в 6-ом классе. б) Несколько уроков назад вы изучали тему объём прямоугольного параллелепипеда. Как найти объём параллелепипеда? А сейчас мы с вами определим, какую часть от объёма прямоугольного параллелепипеда составляет объём пирамиды. Мне нужен помощник. 1) Сравним основание прямоугольного параллелепипеда и основание пирамиды. 2) Сравним высоту прямоугольного параллелепипеда и высоту пирамиды. 3) Как определить какую часть V пирамиды составляет от объёма параллелепипеда? ( Помощник сначала наполняет пирамиду пшеном и пересыпает пшено в параллелепипед и так получится три раза). Учащиеся делают вывод, что если основания пирамиды и параллелепипеда равны и высоты равны, то, объём пирамиды составляет 1/3 объём прямоугольного параллелепипеда. Правило нахождения объём пирамиды египтяне, как и мы сейчас с вами, вывели экспериментально. Задачи устные. 1) Площадь основания пирамиды равна 6. Высота пирамиды равна 2. Найдите объём пирамиды. 2) Основанием пирамиды является квадрат со стороной 3. Высота пирамиды равна 5. Найдите в) Основной мерой длины у египтян был шаг, но мерить шагами веревку или ткань было неудобно, поэтому использовались меры длины – локоть и ладонь, палец. Выразите в локтях: а) 2 ладони, 6 ладоней; 1 палец; 8 пальцев Но в современности данные единицы измерения используются крайне редко, только в быту. Вернёмся к современным единицам измерения. Выполним номер 678 (1) г) Египтяне стали одними из первых людей, формально разделивших день на временные отрезки – часы. Для этого они использовали солнечные и водяные часы. Но час на более мелкие промежутки времени (минуты и секунды) они делить не умели. Выполним номер 678 (2). д) Древние египтяне достигли значительных успехов в архитектуре, астрономии. Поэтому не стоит удивляться, что в 1906 году в Египте был найден инструмент, который является первым в истории транспортиром. Возраст инструмента порядка 3,5 тысяч лет. Мы пользуемся современным инструментом, который более компактный и удобный. Возьмите транспортиры. Чему равен развёрнутый угол? Какую часть угол в 10 составляет от развёрнутого угла? От прямого? Какую часть составляет прямой угол от развёрнутого угла? Угол в 300 от прямого? Задание на листке 3. Двое учащихся выполняют у боковой доски задания самостоятельно. Остальные в тетрадях. Постройте в тетради угол АВС равный 1500 и угол АВК, который составляет 1/5 угла АВС. Найдите градусную меру угла КВС. 2 способа решения. 300 и 1500. Какую часть угол АВК составляет от угла КВС? |