Занятия по логопедии на тему: "Закрепление произношения звука –р"
Занятия по логопедии на тему: "Закрепление произношения звука –р"
Тема занятия: Закрепление произношения звука –р-.
Цели занятия: 1. Закреплять формирование артикуляционного уклада в отражённом произношении за логопедом, самостоятельном произношении, изолированно в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Просмотр содержимого документа
«Занятия по логопедии на тему: "Закрепление произношения звука –р"»
Тема занятия: Закрепление произношения звука –р-.
Цели занятия: 1. Закреплять формирование артикуляционного уклада в отражённом произношении за логопедом, самостоятельном произношении, изолированно в слогах, словах, предложениях и связной речи.
3. Воспитывать усидчивость, терпение, любовь к природе, творчеству.
Оборудование: индивидуальное зеркало, лесное оформление класса, маски (медвежонка, совы), предметные картинки (бельчонок, лисёнок, медвежонок зайчик), иллюстрации артикуляционной гимнастики -«Лошадка, маляр, грибок», звуки леса , принадлежности для рыбалки- удочка, ведёрко, игрушки- рыбки, природный материал для выполнения поделки «Кораблик»:
пластилин, гречка, горох, перловка, картон.
1.Психогимнастика «Волшебные превращения».
Звучит музыка «Звуки леса».
- Сегодня мы с тобой идём гулять в лес, но лес необычный, сказочный и сейчас ты превратишься в медвежонка.
-Вокруг себя повернись, в медвежонка превратись. -А я вокруг себя повернусь, в тётушку сову превращусь.»
- Вот какой, ты стал медвежонок! Толик- не ребёнок, Толик – медвежонок! А я твоя учительница – добрая сова!
- Давай покажем, как медвежата ходят.
- Как медвежата рычат? (Р-р-р…) Но сейчас давай представим, что в лесу ночь и медвежата сладко спят.
- Медвежонок сладко спит ( сесть на палас, голову на руки сложенные опустить, закрыть глаза.)
И расслабленно сопит. (Спокойно и глубоко дышать.)
- Дыхание спокойное, дышим глубоко.
- Солнце глянуло в окошко. Ты зажмурился немножко (крепко зажмуривает глаза).
- Медвежонок, хватит спать ( широко открыть глаза). Ведь давно пора вставать. ( Встать со своего места.)
- Медвежонок, мы проснулись, потянулись, улыбнулись (с напряжением тянем руки вверх, опустить, растянуть губы в улыбке.)
- Любит мишка чистоту. Умываться он идёт. (Шагает на месте.)
- Кран откройся ( имитирует движением руки открытие крана).
- Носик умойся ( проделать поглаживающие вращательные движения указательными пальцами обеих рук, вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон).
- Мойтесь сразу оба глаза ( выполнять круговые массирующие движения по векам).
- Лоб помоем (разглаживать лоб от центра к вискам).
- Щёчки моем ( растирать щёки).
- Мойся, шейка ( растираем шею, поворачивая голову вправо, влево).
- Ручки, мойтесь хорошенько ( растирать руки).
- Словно щёткой, язычком, чистить зубки мы начнём ( открыть рот, гладить верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях).
- Принюхались, медвежата ( сделать полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 сек., медленно выдыхать через рот).
- Что- то пахнет непонятно ( ещё раз вдох через нос, задержали воздух, медленно выдыхать через рот).
- Очень вкусно . Это мёд! Мама к завтраку нас ждёт!
- Медвежонок мёд лакал ( выполнять лакательные движения языком, рот держать открытым).
- Потом губки облизал ( облизывать губы в направлении вперёд- назад) рот держать открытым.
- Лижет с нёба сладкий мёд, язычком вперёд- назад ( гладит языком нёбо).
- Язычок не опускаем, кверху сильно прижимаем ( рот держать открытым. Присосать язычок к нёбу).
- Надо чай горячий пить, но сначала остудить (кистью руки изобразить чашечку).
- Сперва подуй ( вдох носом, выдох через рот, губы вытягивать трубочкой воздушную струю направлять на «чашечку» в руке).
- Теперь попей ( имитировать питьё из чашки).
- Завтрак съеден. Улыбнись.
- Медвежонок шалит, как маленький ребёнок (выполнять быстрые движения языком вперёд - назад).
- Мы друг друга подразнили и к занятию приступили.
2.Основная часть. Сообщение темы занятия.
- Идём в лесную школу на занятие (садится за парту).
Начинаем наш урок
Каждый день всегда везде
На уроке и в игре,
Смело чётко говорим
И тихонечко сидим.
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Руки полочкой на стол
Начинаем разговор.
- Вот наступило в лесу утро. Засияло на небе весёлое солнышко. Медвежонок проснулся и зарычал: Р-р-р…
- Как зарычал медвежонок? Р-р-р.
- Как ты думаешь, произношение какого звука мы сегодня будем закреплять?
- Звука –р-.
3. Артикуляционные упражнения.
- Давай вспомним, какие артикуляционные упражнения помогли медвежонку правильно произносить звук –р-? Двигаем к себе зеркало и выполняем упражнения.
Упражнение «Маляр».
Упражнение «Грибок».
Упражнение «Лошадка».
4. Характеристика артикуляционного положения.
- А теперь давай проверим, правильно ли у тебя работают губы, зубы, язык, когда ты произносишь звук –р-:
- кончик языка поднят к бугоркам и дрожит- это сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка;
- средняя часть языка- спинка- опускается;
- боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.
- А какой это звук гласный или согласный? какой кружочек нам нужен по цвету? (Согласный, кружочек синий).
-Давай проверим, глухой это звук или звонкий? (Тыльной стороной ладошки проверяем дребезжание горла). – Звук звонкий.
-Загибаем пальчики и повторяем: Звук –р- согласный, звонкий.
5.Артикуляционная, общая и тонкая моторика.
И так сказка продолжается.
- Прилетела ворона к нам на занятие и села на ветку.
-Кто прилетел к нам на занятие? – Ворона.
-Ворона закаркала: - Карр- карр.
- Как закаркала ворона? – Карр- карр.
- Ворона говорит, что прилетела к нам на занятие со своими друзьями и интересными заданиями, которые должен выполнить медвежонок по имени Толик.
6. Волшебный сундучок.
-Вот волшебный сундучок, в него нужно собрать монетки, которые ворона рассыпала, ведь она так к нам торопилась и нужно вороне помочь собрать эти монетки в сундучок. Но сначала нужно назвать цифру на монетке, а с другой стороны прочитать слог, а затем монетку бросать в сундучок.
-Молодец! Монетки собрал, слоги прочитал!
7.Игра «Поймай звук».
-Посмотри медвежонок. вот сороконожка, подружка вороны, она просит, чтобы мы помогли обуть её в сапожки, ведь её ножки мёрзнуть без сапог.
А поможет нам обуть сороконожку игра «Поймай звук».
- Я буду называть слова. а ты внимательно слушай. если в слове услышишь звук –р- , то берёшь сапог и обуваешь сороконожку, а если слово без звука –р- , то тихонько потопаешь ногами.
- Молодец, справился с заданием, обул сороконожку, теперь ножки её не будут мёрзнуть. Сороконожка очень тебе благодарна!
- А как назвать одним словом все эти слова? – Цветы.
8.Физминутка.
-А сейчас давай отдохнём и отправимся с тобой на рыбалку.
- Теперь ты кто? – Медвежонок – рыбак.
- Что нужно нам для рыбалки? - Удочка, ведро для рыбы.
-Шагаем и повторяем за мной чистоговорку.
Ру- ру- ру – на рыбалку я иду.
Вот рыбки в пруду, их нужно зацепить за носик каждую и положить в ведёрко. Зацепил, скороговорку повтори за мной.
Ре- ре – ре – рыбка плавает в реке.
Ро – ро- ро – рыбку кинул я в ведро.
Ра – ра – ра – молодец сегодня я.
9.«Сказка про хвастливого медвежонка.»
- А сейчас ворона предлагает послушать сказку про хвастливого медвежонка.
- Жил в лесу медвежонок. Он очень любил хвастаться. Вот раз шёл медвежонок по лесу, увидел бельчонка и говорит ему: «У тебя один гриб, а у меня дома много…» -Чего? – Грибов- ответ ребёнка.
Бежит медвежонок по лесу и встречает зайчика, который нёс морковку своим зайчатам. Медвежонок ему и говорит: «У тебя одна морковка, а у меня много…» - Чего? – Морковок –ответ ребёнка.
Встретил медвежонок лисёнка, который нёс рыбку. он и ему говорит: - У тебя одна рыбка, а у меня дома много… - Чего? – Рыбок- ответ ребёнка.
- А теперь давай вспомним , что несли звери, которых встретил хвастливый медвежонок.
- Назови, где находится звук –р- в словах « гриб», «морковка», «рыба» ( в середине слова, в конце, в начале слова).
10.Пальчиковая гимнастика. Массаж мячом.
- А сейчас, чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить, чаще выполнять пальчиковую гимнастику.
- А гимнастика для пальцев с мячом.
(Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с мячом в соответствии с текстом.)
Я мячом круги катаю,
Взад- вперёд его гоняю.
Покатаю меж ладошек,
Покидаю немножко.
И сожму его немножко.
Каждым пальцем мяч прижму.
Покатаю, положу.
11. Картинка «Кораблик с парусом».
Выполнение картинки «Кораблик» из природного материала: гороха ,
пластилина, перловки, гречки. Во время выполнения отвечает ребёнок на вопросы, и нужно закончить рифмованные строчки.
Вопросы:
Что у коровы на голове? (Рога.)
Чем пишет ученик? (Ручкой.)
Как называется человек, который ловит рыбу? (Рыбак.)
Солнце светит очень ярко,
Медвежонку стало…( жарко).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая …(лисица).
Среди жирных голубей
Прыгал тощий … (воробей).
Только жив ли петушок,
Золотой наш …(гребешок).
- На какую букву похож парус на лодочке? – На букву –р-. – Обведи пальчиком.
12.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- Наше занятие подошло к концу. Со всеми заданиями медвежонок справился. А теперь вокруг себя повернись, в ребёнка превратись, ты теперь не медвежонок, ты теперь ребёнок по имени Толик.
- Понравилось тебе наше занятие?
- Произношение какого звука, мы с тобой закрепили на занятии?
- Кто прилетал к нам на занятие?
- За твою работу на занятии я подготовила тебе подарок , а какой ты должен угадать по буквам и прочитать ШАР, а если добавим гласную букву -ы, то что получится, ребёнок читает ШАРЫ.
- Спасибо за хорошую работу на занятии.
Ребёнок получает в подарок за свою хорошую работу воздушный шар со сладкой шоколадкой.
Самоанализ индивидуального логопедического занятия в 4 классе.
Тема занятия: Закрепление произношения звука –р- в слогах, словах, предложениях.
Цели занятия: Закреплять формирование артикуляционного уклада в отражённом произношении за логопедом, самостоятельном произношении изолированно, в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Началось занятие с психогимнастики «Волшебные превращения» под музыкальное сопровождение.
Данное занятие включает в себя уточнение и закрепление умений и навыков. На занятии выполнялись дыхательные, артикуляционные упражнения, приёмы самомассажа.
Проводилась пальчиковая гимнастика с маленьким мячом.
выбранная форма индивидуального занятия рациональна для решения поставленных задач и помогает увидеть, насколько усвоен материал и как полученные знания ученик применяет на практике.
Толик работал активно, охотно, с удовольствием выполнял задания и показал усвоение учебного материала.
Встреча с различными лесными жителями друзьями гости вороны, дало возможность повторить и закрепить произношение трудного звука –р-.
Игра «Поймай звук» с сороконожкой показала знания и умения определять в словах нужный звук.
Для предотвращения перегрузки на занятии была проведена физминутка походом на рыбалку.
Для привития интереса была использована яркая наглядность, игры, загадки, чистоговорки.
Выбраннная мною структура занятия и его содержание рациональны для решения поставленных задач и закрепления данной темы. применение на занятии яркой наглядности, занимательного материала, физминутки- всё это вызвало интерес к занятию, повысило работоспособность, помогло предотвратить перенагрузку.
Психологическая атмосфера поддерживалась благодаря доброжелательному отношению учителя к ученику.
Все поставленные цели были реализованы на занятии. Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность в течении всего занятия обеспечивалась за счёт положительного и эмоционального настроя.
Қазақстан Республикасы білім және ғылым министрлігінің Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігінің «Даму мумкіндігі шектеулі балаларға арналған Ломоносов арнайы (түзетү) мектеп-интернаты» Коммуналдық мемлекеттік мекемесі