Просмотр содержимого документа
«Занятие для детей старшей логопедической группы тема : «лес»»
ЗАНЯТИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
ТЕМА : «ЛЕС»
Разработала: Пелих
Марианна Владимировна
Учитель-логопед
1 категории
ГДОУ ЛНР № 39 «Аленка»
Г. Алчевска
АЛЧЕВСК 2022
Тема занятия: «Лес».
Цель: Развитие лексико-грамматических средств речи.
Речевые задачи:
Расширять и активизировать словарь существительных, глаголов, прилагательных по данной теме.
Закреплять умения использования в речи:
Существительных единственного и множественного числа в именительном падеже;
Глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
Прилагательных (качественных, относительных).
Познавательные задачи:
Расширять представления детей по изучаемой теме «Лес».
Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев, цветов, грибов; картинки (или природный материал) с изображением листьев разных деревьев; картинки с изображением лесных жителей (птиц, животных); игрушка; сюжетные картинки «Лес в разное время года».
большой – маленький, толстый-тонкий, съедобный – несъедобный, злой – добрый.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Логопед приветствует детей, проводит небольшую разминку, затем делит детей на 2 группы. Одну группу детей просит назвать «кто живет в лесу», а другую - «что растет в лесу». Правильно ответившие дети садятся на своё место.
Далее логопед сообщает тему занятия.
II. Основная часть занятия.
а) Введение нового лексико-грамматического материала.
На доске по очереди вывешиваются картинки с изображением деревьев, цветов, грибов, ягод.
Логопед задаёт детям вопрос «Что это?». Дети должны сначала перечислить, что изображено на картинках, закончить предложение (подобрав обобщающее слово) и затем повторить его полностью вслед за логопедом: Береза, дуб, рябина, клён, ель, сосна — это... (деревья).Ромашка, василек, незабудка, колокольчик — это... (цветы).Опенок, сыроежка, мухомор — это... (грибы).Малина, земляника, черника – это…(ягоды).
Далее по очереди вывешиваются картинки с животными, птицами. Проводится аналогичная работа с вопросом «Кто это?»
Далее логопед говорит: «Дети мы сейчас с вами назвали много растений, животных, птиц. Где они живут? (в лесу).
Дети, к нам в гости пришла обезьянка. Она живет в Африке и очень хочет узнать про наш лес. Про то, что растет в лесу и про того, кто живет в лесу она только что узнала. А теперь давайте расскажем ей из каких частей состоят деревья (на доске картинка с большим деревом).
Логопед спрашивает у детей какие части деревьев они знают. Если дети затрудняются, то логопед сам показывает на картинке части дерева, называет их и просит детей повторить за ним ( ветки, ствол, корень, листья (листва), иголки). Логопед акцентирует внимание детей на том, что у одних деревьев (дуб, клён, рябина, берёза) – листья, а у других (сосна, ель) – колючие иголки.
Далее логопед предлагает детям поиграть в игру «Соберем букет из листьев». (Образование относительных прилагательных). На доске можно повесить либо картинки, либо природный материал (листья изучаемых деревьев).
Сорву с дуба дубовый лист.
Сорву с клена кленовый лист.
Сорву с березы березовый лист и т.д.
-Дети, а в какое время года в лесу с деревьев опадают листья? Правильно – осенью. Это явление называется листопад.
Далее логопед переходит к описанию деревьев в лесу сначала осенью, затем зимой, весной и летом.
-Дети, а какие бывают листья осенью? (жёлтые, красные, оранжевые). Правильно, осенью они становятся красными, жёлтыми, оранжевыми и опадают с деревьев. В осеннем лесу можно собрать красивый букет из кленовых листьев. А еще осенью в лесу можно собирать грибы и ягоды.
Далее можно провести пальчиковую гимнастику «За грибами»:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Потому и потолстел.
-А какие деревья зимой? Правильно деревья в зимнем лесу стоят голые, без листьев.
-А что происходит с деревьями весной? На деревьях в весеннем лесу появляются молодые зелёные листочки.
-Летом листья на деревьях тоже зелёные. Но весной они маленькие, а летом - большие.
-Ребята обезьянка уже многое сегодня узнала про лес. Ей было очень интересно вас послушать. А вот обезьянка знает одну очень интересную игру. Она называется «Угадай слово». Давайте научимся в нее играть! (Образование антонимов).Обезьяна будет начинать предложение, а вы заканчивать его. Слушайте внимательно!
Дуб большой, а рябина...
Волк злой, а заяц...
Опенок съедобный, а мухомор...
У дуба ствол толстый, а у берёзы…
-Молодцы вы отлично справились с заданием!
-А теперь давайте покажем обезьянке как вы умеете играть в игру «Один – много». Я буду называть вам предмет, а вы мне будете называть те же предметы, но когда их много: