Ф.И.О. учителя-логопеда | Коргина Татьяна Викторовна, учитель-логопед МБОУ « Знаменская СОШ» |
Возраст учащегося, класс | 7 лет, 1 класс |
Логопедическое заключение | Фонетико - фонематическое недоразвитие речи |
Тема занятия | Автоматизация звука [л’] в словах |
Используемые технологии | Технология системно-деятельностного подхода Здоровьесберегающие технологии Игровая технология |
Цель занятия | Автоматизация правильного произношения звука [л’] в словах и словосочетаниях |
Планируемые результаты: Предметные: - правильно произносить звук [л’] в словах и словосочетаниях; - вычленять звук из речевого потока и определять место звука в слове; - согласовывать существительные с числительными в роде, числе и падеже; - формировать ассоциативные связи, изучаемых грамматических явлений. Метапредметные: Познавательные УУД: - закреплять умение делать выводы в результате проделанной работы; - на основе анализа объектов делать выводы; - обобщать, классифицировать по признакам; - находить ответы на вопросы. Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться работать по предложенному учителем плану; - развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом Коммуникативные УУД: - развивать умение слушать и понимать; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: - развитие самоконтроля за собственной речью; - формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме через выполнение разнообразных видов работ; - формирование интереса к мыслительной деятельности, анализу, сравнению, осознанию языковых единиц; - развитие навыков планирования смыслового высказывания. |
Ресурсы урока | Зеркало, картинка с изображением льва, лисы, грибка, парохода; картинки , в названиях которых есть звук л’; правильный артикуляционный уклад звука л’; картинка для нахождения отличий ( 2 зайца); нарисованные листочки; ведерко; красный кружок. |
Организационная структура и содержание логопедического занятия |
Этап/время | Деятельность учителя-логопеда/ деятельность обучающегося |
I этап Мотивация (1 мин.) | Цель: создать условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в образовательный процесс. |
- Сейчас мы с тобой отправимся в гости в лес к зверям и поможем Льву справиться с заданиями. Логопед показывает ребенку картинку. - Посмотри на нее. Кто здесь нарисован? /Нарисованы лиса и лев/. - Да. Лев решил отправиться в гости к Лисе. Пришел в лес, а где искать Лису — не знает. Видит, на опушке стоит Грибок. Логопед показывает ребенку картинку с изображением грибка. - Лев подумал, что он-то знает, где живет Лиса и спросил у него дорогу. А Грибок не захотел просто так показывать, где находится дом Лисы, решил Льва сначала испытать. Учитель-логопед отдаёт лист с заданиями. Ребёнок знакомится с содержанием листа |
II этап Актуализация знаний (5 мин.) | Цели: - актуализировать имеющиеся у ребёнка знания; - формировать умение осуществлять действие по образцу и заданной инструкции |
2.1. Артикуляционная гимнастика - Зачитай по порядку список заданий и постарайся их все выполнить, чтобы поскорее помочь Льву. Логопед показывает ребенку картинки, изображающие то или иное артикуляционное упражнение. «Улыбка», «Лопаточка», «Иголочка», «Качели», «Чистим верхние зубы», «Чашечка», «Гармошка». При необходимости, логопед показывает и объясняет выполнение. - Молодец! Ты выполнил все задания. - А какой это звук? (согласный, потому что не поётся и встречает преграду) | Выполняет упражнения: «Почистим зубки», «Чашечка», «Лопатка», «Улыбка», «Иголочка», «Качели», «Гармошка». - Звук [л’] |
III этап. Практическая деятельность (20-22 мин.) | Цели: - формировать умение удерживать поставленную задачу на протяжении всего времени выполнения задания; - развивать владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения; - умение выделять существенные признаки объектов, слушать собеседника |
3.1 .Дыхательная гимнастика. 1. - Молодец. А наш Лев прошел испытание и Грибок показал ему дом Лисы. Подходит Лев к дому, а он весь листьями завален. Давай поможем ему убрать эти листья. Логопед выкладывает на столе листочки. - Подуй на листочки так, чтобы сдуть их со стола. Ребенок сдувает листья со стола. - Все листочки на земле. Давай соберем их в ведерко. Ребенок выполняет задание. 2.– Хорошо. А теперь поможем Льву позвать Лису! Вдохни и на выдохе произноси ли. Аналогично - ли-ли, ли-ли-ли, ли-ли-ли-ли, ли-ли-ли-ли-ли. Ребенок произносит слоги. - Теперь говори как я. Логопед произносит слоги отрывисто. |
3.2. Изолированное произнесение звука. - Услышала Лиса Льва, открыла дверь. Решили они поиграть, но им быстро это надоело. Думали-думали они, чем же ещё заняться и решили отправить в путешествие на пароходе. Давай мы им поможем. Логопед показывает ребенку картинку с изображением парохода. - Что здесь нарисовано? /Здесь нарисован пароход/. - Как гудит пароход? /[Л'-л'-л']/ - Правильно. Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося [л'-л'-л']. Ребенок выполняет задание. |
3.3. Голосовая гимнастика. - Хорошо. Пока плыли наши друзья, начался сильный ветер. Давай покажем, какой был ветер. Он воет так – у-у-у! Когда я скажу – «Ветер поднимается», ты говори у-у-у громко, когда скажу «Ветер утихает» говори тише, а когда скажу «Ветер стих», ты должен замолчать. Ребенок выполняет задание. |
3.4. ) Игра «Поймай звук». - Стих ветер. Поплыли Лев и Лиса дальше. А их пароход был не простой, а с интересными заданиями! Наши друзья будут их выполнять, а мы будем им помогать. Логопед предлагает ребенку красный кружок. - Первое задание такое - я буду называть разные звуки, а ты подними кружок, когда услышишь звук [л']. Речевой материал — [Р, с`, л, р, л`, в, к, р`, л']. |
3.5. Упражнение «Песенки». - А тем временем Лиса решила научить всех зверей, оказавшихся на пароходе, правильно произносить её любимый звук [л']. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй их вместе с Лисой. Постарайся не ошибаться. Речевой материал - Ли-ли-ли, ля-ля-ля, лю-лю-лю, ле-ле-ле, иль-иль-иль, яль-яль-яль, юль- юль-юль, ель-ель-ель. Ребенок повторяет за логопедом цепочки слогов. |
3.6 ) Игра «Разложи картинки». - А тут и новое задание для Лисы и Льва приготовили на пароходе! Логопед показывает ребенку картинки, в названиях которых есть звук л'. - Разложи картинки на 3 группы. В первой группе будут те картинки, где [л'] в начале, во второй, где [л'] в конце, а в третьей те, где [л'] в середине. Ребенок раскладывает картинки. |
| 3.7. Упражнение «Мой, моя». - Хорошо. Следующее упражнение такое. Назови только те картинки, про которые можно сказать мой. Аналогично — моя. Ребенок называет картинки. |
| 3.8. ) Слоговой анализ. - А теперь Лисе выпало задание делить слова на слоги. Давай поможем ей. Отхлопаем слова по слогам. Речевой материал - Бельчонок, малина, Люба, мель, вермишель, Коля, мальчик, лебедь. Ребенок делит слова на слоги. |
| 3.9. ) Игра «Найди отличия». - Тем временем наши герои познакомились на пароходе с двумя зайцами-близнецами. Вот они. Логопед показывает ребенку картинку с изображением двух зайцев. - Но даже у близнецов есть отличия! Найди, чем отличаются эти 2 зайчика. Ребенок справляется с предложенным заданием. |
| 3. 10. Игра «Добавь слово». - Наши друзья почти приплыли. Давай поможем им выполнить последнее задание. Тебе нужно добавить слово в предложение. Речевой материал — В лесу живет рыжая, хитрая .... (лиса). Волки обитают в ...(лесу). Самый кислый фрукт - ...(лимон). У ёжика есть иголки, поэтому он ... (колючий). У меня зазвонил ... (телефон). |
Итоговая и рефлексивная деятельность (2 – 3 мин). | - Молодец. Благодаря тебе Лиса и Лев нашли дорогу домой. - Чем мы сегодня занимались? - Что тебе понравилось? - Какому звуку было посвящено сегодняшнее занятие? - Лиса и Лев довольны тем, как ты занимался, и они обязательно придут к нам в гости в следующий раз. |