Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №51»
г. Новосибирск
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
логопедического занятия
Составил:
Учитель – логопед
Виноградова Елена Владимировна
2022г
Пояснительная записка
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, — одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.
Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия. Структура, содержание и форма проведения таких занятий — основная тема данного логопедического занятия.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.
Данное логопедическое занятие разработано для ребенка с ФФНР 2 класса.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
При составлении занятия были использованы: игровые технологии, технология коррекции звукопроизношения, информационно – компьютерные технологии.
Использование современных образовательных технологий и методик - залог высоких результатов коррекционно – логопедической работы.
Ф.И.О. учителя логопеда
Виноградова Елена Владимировна
Индивидуальное занятие
2 класс
ФФНР
Тема занятия
Автоматизация звука Л в словах и предложениях.
Цель занятия
Автоматизировать звук Л в словах и предложениях, используя опыт предыдущих занятий
Задачи
Образовательные
Коррекционно-развивающие
Воспитательные
- создать условия для закрепления навыка правильного произношения в словах и предложениях;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать фонематические процессы.
Обеспечить ситуацию, способствующую развитию умения и навыков в работе по автоматизации звука Л (развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики, развитие речевого дыхания, развитие зрительной памяти, развитие слухового внимания.)
Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемой теме.
Учить принимать и сохранять учебную задачу.
Развивать умение действовать по образцу, инструкции.
Развивать умение видеть свою ошибку и исправлять ее по указанию учителя – логопеда.
Развивать умение удерживать учебную задачу на протяжении всего занятия.
Развивать умение слушать и понимать собеседника.
Учить владеть вербальными и невербальными средствами общения.
Формировать умение применять правила и инструкции к выполнению задания; устанавливать аналогии на предметном материале.
Оборудование
Наглядный материал: картинки для автоматизации звука Л; карточки со словами, содержащие звук Л; карточки с напечатанными предложениями. Мелкая мозаика.
Технические средства: ноутбук.
Используемые источники
Методическая литература:
Е. Ф Рау Смешение звуков речи у детей. М., «Просвещение», 1972.
Интернет: логопедические распевки для автоматизации звуков.
Организационная структура логопедического занятия
Этап
Деятельность учителя - логопеда
Форма, содержание
Планируемые результаты
Этап – мотивации, психологического настроя. (1 мин)
Говорим красиво, не спеша, правильно. Формируем установку на занятие.
Индивидуально. Ребенок слушает, вовлекается в занятие.
Психологическая готовность к занятию. Положительный настрой.
Этап – организационный (1 мин)
Продолжение беседы. Логопед объясняет необходимость данных занятий.
Индивидуально. Ребенок проявляет интерес. Вовлекается в предложенную ситуацию.
Желание к началу занятий.
Этап – актуализации (5 мин)
Логопед предлагает сделать артикуляционную гимнастику: Логопед, используя ноутбук, показывает правильное выполнение артикуляционных упражнений. Делает отражено, вместе с ребенком. Хвалит за правильное выполнение. Если у ребенка что-то не получается, логопед предлагает самостоятельно исправить ошибку. Еще раз просматривают правильное выполнение данного упражнения.
При выполнении упражнения «Пароход гудит». Ребенку предлагается из мозаики выкладывать длинные и короткие дорожки разными цветами.
Индивидуально. Вовлекается в предложенную ситуацию. Решение проблемы. Ребенок участвует в беседе, поясняет, высказывает свое мнение и отношение к ситуации.
Правильное выполнение артикуляционной гимнастики; привлечение слухового и произвольного внимания. Развитие моторных функций.
Этап- динамическая пауза. (2 мин)
Динамическая пауза. Координация речи с движениями.
Мы садимся в самолет, (приседаем)
Отправляемся в полёт! (встаем, руки в стороны)
Мы летим над облаками. (руки в стороны, кружимся)
Машем папе, машем папе. (по очереди правой и левой рукой)
Видим, как течет река, (показываем руками волны)
Видим, в лодке рыбака. («Забрасываем» удочку)
Осторожнее: гора! (наклоны влево, вправо)
Приземляться нам пора! (приседаем)
Давай букву Л выложим из мозаики.
Выполняет упражнение вместе с логопедом. Повторяет текс.
Снятие эмоционального напряжения. Развитие моторики.
Этап - расширение имеющихся знаний. (14 минут)
Логопед, показывает картинки со звуком Л, задает вопрос, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Логопед предлагает ребенку произнести звук, дать характеристику звука.
Игра «Четвертый лишний». Ребенку предлагается выбрать из четырех картинок три в которых есть звук Л.
Индивидуально. Ребенок отвечает на вопросы. Сравнивает. Анализирует. Различает звуки.
Правильное формирование представлений об артикуляционном укладе звука Л, навыков его проговаривания. Ребенок должен усвоить понятия характеристики данного звука.
Выработать умение слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи.
Этап – заключительный, рефлексия. (2 мин)
Обобщаем опыт. Вопросы:
-Чем сегодня занимались?
-Зачем необходимо правильно произносить звуки?
-Чему научились новому?
-Над чем необходимо еще поработать?
Индивидуально. Ребенок отвечает на вопросы.
Правильно и адекватно сформировать самооценку, настрой на последующие занятия.