Логопедическое занятие в 1-м классе
Тема: Сказки А.С. Пушкина
Учитель-логопед Сычева И.А.
Цель : отработка навыка чтения целыми словами, учить четко выговаривать звуки и их сочетания; способствовать развитию оперативной памяти; воспитывать чувство благодарности к людям.
Оборудование : картины по сказке, дидактический материал по выработке техники чтения.
Ход занятия
І. Организационный момент. Назвать контурные изображения, наложенные друг на друга, тренировочные упражнения.
1. Дыхательная гимнастика, подготовка голоса.
Упражнения «Задуй свечу», «Три свечи», «Именинный пирог».
Прочитай на выдохе: БКЗСТРМНВЖЛПФХЧШБРМНДГМКНБС.
2. Чтение блоков: из ры изб рыб изба рыба избушка рыбка старушка рыбак.
3. Отработка дикции. Работа со скороговоркой
Тень — тень — потетень.
Выше города плетень.
Слушайте, кому не лень,
Сказку-небылицу
Про красную девицу.
ІІ. Основная часть урока
1. Работа со словом сказка.
Ска...ка. Какая буква пропущена? Почему? Вспомнить правило: подбери проверочное слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.
2. Таблица Шульте. Назовите цифры по порядку. Назовите буквы, каждую букву впишите в клеточки.
Какое слово получилось?
8
4
П
9
1
2
У
15
11
12
13
3
10
Ш
16
7
19
5
17
6
и
и
18
н
Кто такой Пушкин? Какие произведения Пушкина вы читали?
Чтение отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Жил старик со старухой
у самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
старуха пряла свою пряжу.
3.(Вывешивается картина, нарисованная по начальному сюжету сказки.)
Беседа:
Где жили старик со старухой? Что значит «ветхая землянка»? Чем занимался старик? Что делала старуха? Сколько лет жили старик со старухой?
Предлагается пять видов моря (спокойное, волнующееся, бурное...), дети должны расположить их по порядку.
4. Краткая беседа по содержанию всей сказки:
• Сколько раз посылала старуха старика к морю?
• Как море передает настроение рыбки?
— море слегка разыгралось;
— помутилось синее море;
— неспокойно синее море;
— почернело синее море;
— на море черная буря.
• Какие: старуха? старик? рыбка?
• Кого вам больше всего жалко в сказке? Почему?
• Почему рыбка выполняла все просьбы старика? (Потому что она была ему благодарна за то, что он ее отпустил снова в море.)
• Почему в последний раз ничего не сказала рыбка? Зачитать из книги.
Чтение пословиц. Какая пословица к какому персонажу сказки подходит?
• Много хочешь, да мало получишь.
• Не умел характер проявить, тебе и битому быть.
• Ненасытному все мало.
• Кто жадный бывает, тот все потеряет.
• Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.
ІІІ.Итог. Чему учит нас сказка?
Наш опыт показывает, что комплексный подход к коррекционной работе с дислексиками обеспечивает положительные результаты.
Литература
1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. Начальная школа, 1990. — № 8.
2. Оморокова М.И., Рапопорт И.А, Постоловский И.З. Преодоление трудностей. — М, Просвещение, 1990.
3. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., 1996.