Просмотр содержимого документа
«Развитие аналитико - синтетических способностей на уровне слога»
Игры для развития аналитико – синтетических способностей
Работа на уровне слога
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, обогащать словарный запас.
ОТ СЛОВА К СЛОВУ
1 вариант. Найти слова, по звучанию близкие, а по смыслу разные.
Ход игры. Взрослый читает стихи, дети вслушиваются и в повторяющемся ряду слов стараются услышать новое слово, близкое по звучанию.
Старый дедушка Исай
Кормит внучку Майку:
- На, КУСАЙ, КУСАЙ, КУСАЙ
САЙКУ, САЙКУ, САЙКУ,
«У меня, - промолвил дед, -
Ни забот, ни горя нет:
Захочу – отдохну,
Есть моложе руки!
Чуть КИВНУ, КИВНУ, КИВНУ,
Мчатся ВНУКИ, ВНУКИ!»
«Зверёк, зверёк, куда бежишь?
Как звать тебя малышка?» -
«Бегу в КАМЫШ, КАМЫШ, КАМЫШ – Я МЫШКА,
МЫШКА, МЫШКА!»
2 вариант.Живые слоги
Ход игры. После прочтения каждого стиха выбираются по два ребёнка; каждому из них предлагается запомнить один из слогов обыгрываемого слова. Затем они становятся рядом. Первым произносит свой слог ребёнок, стоящий слева, потом ребёнок, стоящий справа. Остальные дети проговаривают слово целиком. После этого «дети – слоги» меняются местами и снова произносят свои слоги. Остальные отвечают на вопросы: «Что изменилось?», «Какое слово получилось?»
ШАРАДЫ
1 вариант. Часть и целое
Ход игры. Взрослый назначает детей на роли «живых слогов». Каждому из них он сообщает не целое слово, а только его слог. Затем
«живые слоги» становятся один за другим, взрослый читает текст шарады, дети пытаются отгадать слово. При затруднениях водящие могут подсказывать «свои» слоги.
Я – дерево в родной стране. Найдёшь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду
(СОСНА - НАСОС)
Начало деревом зовётся.
Конец – читатели мои.
А в книге целое найдётся,
И в каждой строчке есть они
(БУК - ВЫ)
Слог первый – восклицание,
Второй – достоин порицания,
А целое - на севере бывает
И жителей тех мест и греет, и питает. (О - ЛЕНЬ)
Число и нота рядом с ним,
Но букву припиши согласную –
И в целом мастер есть один.
Он мебель делает прекрасную.
(СТО -ЛЯ - Р)
Вам известно или нет?
Есть такой на свете цвет:
Если ноту уберёте –
В лес сосновый попадёте.
(БОР – ДО)
Названье ноты напиши, прибавить имя поспеши.
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги.
(РЕ – ЗИНА)
Я глубока и полноводна.
И вся страна гордится мной.
А И ты впереди прибавишь –
И стану птицей я лесной!
(И - ВОЛГА)
Несёт меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить – вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня снесёт.
(Ю - НОША)
Кто играл в горелки летом,
Да ещё «горел» при этом,
Называл он раз – другой
слог и первый и второй.
Если дождь тебя застанет,
По спине забарабанит,
Чтоб насквозь ты не промок, раскрываешь третий слог.
Ты о целом слышал в школе,
и видал, конечно, в поле,
Там, где линия земли
С небом сходится вдали.
(ГОРИ - ЗОНТ)
Первое метут метлою.
Глазом назову второе.
Третьим резать хлеб годиться
А четвёртое – частица.
(СОР – ОКО – НОЖ – КА)
2 вариант. Весёлые нотки
Ход игры. Взрослый предлагает придумать слова, которые бы начинались слогами из двух звуков, а заканчивались названием музыкальных нот (по схеме): … - до, … - ре, … - ми, …- фа, … - соль, - ля, … - си. (Примерные ответы: чудо, море, сами, арфа, фасоль, Валя, неси).
3 вариант: Взрослый предлагает составить слова, которые бы заканчивались слогами раз, два, три (по схеме):
Дикоб
раз!
два!
три!
Е
По
Смо
(Ответы: дикобраз, едва, потри, смотри.)
РАССЫПАННЫЕ СЛОГИ
Ход игры. Дети читают стихи и составляют слова из разрозненных слогов.