kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Постановка и автоматизация звука Л

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит подготовительные упражнения при постановке твёрдого звука [Л].

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Постановка и автоматизация звука Л»

Подготовительные упражнения при постановкой твёрдого звука [Л]:

Улыбка-Хоботок: чередование положений губ ( сначала ребёнок улыбается, а потом делается губы хоботком);

Окошко: открыть рот, держать его открытым 5-7 секунд, закрыть, затем снова открыть на 5-7 секунд и снова закрыть;

Накажем непослушный язычок: выполняется упражнение "Окошко”, язык просовывается между зубами, и кончик языка легонько прикусывается 4-5 раз;

Пароход гудит: губы в улыбке, зубы сомкнуты, произносим звук Ы;

Вкусное варенье: улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю и нижнюю губу, не убирая языка в рот;

Качели: положение губ, как при артикуляции звука А, кончиком языка попеременно дотрагиваться до верхней и нижней губы;

 

языка упирается в верхнюю челюсть и имеет форму ковша.

 

 

Постановка твёрдого звука [Л]:

 

1) от межзубного [Л]. Это один из самых распространённых способов, осуществляется в несколько этапов:

I этап: попросить ребёнка зажать кончик языка между зубами и длительно произносить Ы, как будто гудит пароход, потом резко разжать зубы, при этом язык должен оставаться на нижней челюсти, должно получиться ЛА, то же самое проделать и с остальными гласными звуками. Отработать произношение закрытых слогов ЛА, ЛА, ЛУ, ЛЫ на словах (это занимает обычно 2-3 занятия);

II этап: попросить ребёнка перевести язык за верхние зубы, сделав язык ковшиком.

Снова отрабатывать произношение Л в закрытых слогах ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.

III этап автоматизация Л:

- в словах, предложения, текстах с закрытым слогом;

-в слогах со стечением согласных (БЛА, КЛА и т.д.), в словах, предложениях и текстах;

- в обратных слогах (АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ и т.д.), в словах, предложениях и текстах.

2) по подражанию – выполнять постановку перед зеркалом с опорой на зрительно-слуховой и при возможности на тактильно вибрационный контроль;

3) От гласных: губы в улыбке, ребёнок бьет кончиком языка в верхние резцы, произнося А, должно получиться ЛА. То же самое проделывается и с другими гласными: У, Ы, Э, О;

Когда автоматизировался твёрдый звук [Л], то мягкий обычно возникает у ребёнка спонтанно. Если этого не происходит, то просим ребёнка отвести кончик языка чуть-чуть назад и упереться им в альвеолы.

 

Ошибки, которые делает ребёнок при постановке твёрдого звука [Л]:

1. Оттягивание языка вглубь рта, из-за чего получается звук Ы. Это бывает при постановке звука от межзубного [Л]. Ребёнку следует объяснить, что, когда он разжимает зубы, то язык следует оставлять на месте.

2. Если язык не упирается в зубы, то смычка отсутствует, и звук исчезает.

3. Неправильное положение губ, из-за которого получается звук [В]. На этапе постановки губы следует удерживать в улыбке зондом или пальцами.

4. Форсированный (участие щёк, звук [Ф]) или носовой выдох (звук [Н]). Обращается внимание ребёнка на плавную воздушную струю с участием голоса и медленный ротовой выдох. Объясняется, что воздушная струя плавная, чуть тёплая, устойчивая, при этом, важен тактильный контроль.





















































Постановка и автоматизация звука Л

При артикуляции твердого звука Л

  1. губы в полуулыбке;

  2. зубы сближены;

  3. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;

  4. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Тема. Постановка звука Л

Цель. Умение определять положение языка при произнесении звука л. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.

Постановка звука Л

Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.
Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании
Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена пожарной машины», «Гул самолета».

Артикуляционная гимнастика.

«Окошко», «Месим тесто», «Блинчик»

Упражнение «Сирена пожарной машины»

— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.
Произносится многократно звук [л].
Формирование зрительного образа звука (л]
Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции
Формирование кинестетического образа звука
Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.
Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).
— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Дыхательная гимнастика «Ладошки»

Встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.

Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.

Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

Автоматизация звука [л] в прямых открытых слогах
Игра «Один - Много» Ход  игры: Послушай слова, измени по образцу. Образец: лампа – лампы, пила – пилы, плот – плоты, болт – болты, клоуны - клоуны, блокнот – блокноты. Игра «Назови ласково» Ход  игры: Послушай слова, назови ласково. Образец: салат - салатик, кукла - куколка, яблоко – яблочко, каблук - каблучок, слон – слоник, лужа – лужица и т. д.


Скороговорки
Палку толкал лапой Полкан.
У ёлки иголки колки.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
Петя был мал и мяту мял. Увидела мать - не велела мять.
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
Вол попал в логово волка.
Платон плыл на плату.
По аллее гуляли Аглая и Алла.

Произносить (читать) слоги.

Ла - ло - лу - лы
Ло - лу - ла - лы
Лу - лы - лы - ло


лы - лу - ло - ла
ла - лы - лу - ло
лы - ла - ло - лу


ал - ол - ул - ыл
ял - ёл - юл - ил - ел
ал - ял - ол - ёл

Дома сделай сам: Повторить Арт. Гимн. Повторить слоги.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Постановка и автоматизация звука Л

Автор: Джумабекова Гаухар Халыковна

Дата: 08.08.2016

Номер свидетельства: 338820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Игровые приемы при автоматизации звуков на примере звука С ( в помощь логопеду)"
    ["seo_title"] => string(80) "ighrovyie_priiemy_pri_avtomatizatsii_zvukov_na_primierie_zvuka_s_v_pomoshch_logh"
    ["file_id"] => string(6) "362772"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480169503"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: "Постановка и автоматизация звука Р""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_na_tiemu_postanovka_i_avtomatizatsiia_zvuka_r_1"
    ["file_id"] => string(6) "468315"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525340292"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Приемы постановки шипящих звуков"
    ["seo_title"] => string(39) "priiemy_postanovki_shipiashchikh_zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "391580"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487053794"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Занятие по внеурочной деятельности. «Постановка и автоматизация звука «л». "
    ["seo_title"] => string(78) "zaniatiie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-postanovka-i-avtomatizatsiia-zvuka-l"
    ["file_id"] => string(6) "223699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438061764"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука ш в словах. "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-individual-noi-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-avtomatizatsii-zvuka-sh-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "146129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419087801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства