Просмотр содержимого документа
«Постановка и автоматизация звука Л»
Подготовительные упражнения при постановкой твёрдого звука [Л]:
Улыбка-Хоботок: чередование положений губ ( сначала ребёнок улыбается, а потом делается губы хоботком);
Окошко: открыть рот, держать его открытым 5-7 секунд, закрыть, затем снова открыть на 5-7 секунд и снова закрыть;
Накажем непослушный язычок: выполняется упражнение "Окошко”, язык просовывается между зубами, и кончик языка легонько прикусывается 4-5 раз;
Пароход гудит: губы в улыбке, зубы сомкнуты, произносим звук Ы;
Вкусное варенье: улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю и нижнюю губу, не убирая языка в рот;
Качели: положение губ, как при артикуляции звука А, кончиком языка попеременно дотрагиваться до верхней и нижней губы;
языка упирается в верхнюю челюсть и имеет форму ковша.
Постановка твёрдого звука [Л]:
1) от межзубного [Л]. Это один из самых распространённых способов, осуществляется в несколько этапов:
I этап: попросить ребёнка зажать кончик языка между зубами и длительно произносить Ы, как будто гудит пароход, потом резко разжать зубы, при этом язык должен оставаться на нижней челюсти, должно получиться ЛА, то же самое проделать и с остальными гласными звуками. Отработать произношение закрытых слогов ЛА, ЛА, ЛУ, ЛЫ на словах (это занимает обычно 2-3 занятия);
II этап: попросить ребёнка перевести язык за верхние зубы, сделав язык ковшиком.
Снова отрабатывать произношение Л в закрытых слогах ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
III этап автоматизация Л:
- в словах, предложения, текстах с закрытым слогом;
-в слогах со стечением согласных (БЛА, КЛА и т.д.), в словах, предложениях и текстах;
- в обратных слогах (АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ и т.д.), в словах, предложениях и текстах.
2) по подражанию – выполнять постановку перед зеркалом с опорой на зрительно-слуховой и при возможности на тактильно вибрационный контроль;
3) От гласных: губы в улыбке, ребёнок бьет кончиком языка в верхние резцы, произнося А, должно получиться ЛА. То же самое проделывается и с другими гласными: У, Ы, Э, О;
Когда автоматизировался твёрдый звук [Л], то мягкий обычно возникает у ребёнка спонтанно. Если этого не происходит, то просим ребёнка отвести кончик языка чуть-чуть назад и упереться им в альвеолы.
Ошибки, которые делает ребёнок при постановке твёрдого звука [Л]:
1. Оттягивание языка вглубь рта, из-за чего получается звук Ы. Это бывает при постановке звука от межзубного [Л]. Ребёнку следует объяснить, что, когда он разжимает зубы, то язык следует оставлять на месте.
2. Если язык не упирается в зубы, то смычка отсутствует, и звук исчезает.
3. Неправильное положение губ, из-за которого получается звук [В]. На этапе постановки губы следует удерживать в улыбке зондом или пальцами.
4. Форсированный (участие щёк, звук [Ф]) или носовой выдох (звук [Н]). Обращается внимание ребёнка на плавную воздушную струю с участием голоса и медленный ротовой выдох. Объясняется, что воздушная струя плавная, чуть тёплая, устойчивая, при этом, важен тактильный контроль.
Постановка и автоматизация звука Л
При артикуляции твердого звука Л
губы в полуулыбке;
зубы сближены;
воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук л и называется боковым;
голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Тема. Постановка звука Л
Цель. Умение определять положение языка при произнесении звука л. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.
Постановка звука Л
Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки. Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена пожарной машины», «Гул самолета».
Артикуляционная гимнастика.
«Окошко», «Месим тесто», «Блинчик»
Упражнение «Сирена пожарной машины»
— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал. Произносится многократно звук [л]. Формирование зрительного образа звука (л] Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции. Формирование ощущения положения органов артикуляции Формирование кинестетического образа звука Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи. Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая). — Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.
Дыхательная гимнастика «Ладошки»
Встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.
Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.
Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.
Автоматизация звука [л] в прямых открытых слогах Игра «Один - Много» Ход игры: Послушай слова, измени по образцу. Образец:лампа – лампы, пила – пилы, плот – плоты, болт – болты, клоуны - клоуны, блокнот – блокноты. Игра «Назови ласково» Ход игры: Послушай слова, назови ласково. Образец:салат - салатик, кукла - куколка, яблоко – яблочко, каблук - каблучок, слон – слоник, лужа – лужица и т. д.
Скороговорки Палку толкал лапой Полкан. У ёлки иголки колки. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал. Петя был мал и мяту мял. Увидела мать - не велела мять. Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку. Вол попал в логово волка. Платон плыл на плату. По аллее гуляли Аглая и Алла.