kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой мягкий знак (ь)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свой урок я проводила в коррекционной школе 8 вида для обучающихся детей с ОВЗ для учащихся 2 класса.

Для включения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, для формирования цпециальных знаний использовала разнообразные методы, приёмы и технологии. Цель данного урока: закрепление знаний о значении мягкого знака. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.

Надеюсь, что разработка урока, будет хоть чем-либо полезна для Вас, уважаемые коллеги!

Просмотр содержимого документа
«"Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой мягкий знак (ь) »





























Составила учитель-логопед

высшей квалификационной

категории
Л.Г.Полякова











Спасск-Дальний

2014г.

Тема урока: "Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой мягкий знак"


Цель урока: Закрепление знаний о значении написания мягкого знака.

Задачи урока:

Развивать фонематическое восприятие и слух, умение различать твёрдые и мягкие звуки.

Совершенствовать умение обозначать на письме мягкость согласных в конце слова буквой ь.

Расширять и обогащать словарь учащихся путем подбора синонимов и антонимов.

Развивать мелкую моторику, слуховое внимание, логическое мышление.

Развивать временные и пространственные представления.

Оборудование: картинка Мягкий знак – Веселый человечек, “снежинки” с вопросами, предметные картинки для “превращения” слов (хор – хорь, шест – шесть, ел – ель, угол – уголь, мел – мель ), индивидуальные карточки со знаками = и , схемы “БЗ, Б=З”, мяч, “волшебное окошко”.

Ход занятия

(слайд)

1. Организационный момент.

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.


Речевая зарядка: проговаривание скороговорок, выученных ранее.

Сядет тот, кто назовёт по имени ласково своего соседа.


2. Сообщение темы занятия.

– Послушайте слоги: ун – унь. Чем отличаются слоги ун – унь? (В слоге ун – согласный твердый, а в слоге унь – мягкий). Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

(слайд)

-Послушайте стихотворение:

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать. (слайд) (Буква Ь)

– Кто догадался, о чём мы будем говорить на занятии?

Мягкость согласных может обозначаться на письме мягким знаком.

– Сегодня на занятии мы будем тренироваться произносить слова с мягким согласным звуком на конце слова, внимательно вслушиваться в окончания слов, и обозначать мягкость согласных при помощи буквы мягкий знак.


3. Превращения слов с твёрдым согласным в слова с мягким согласным.

Оказывается мягкий знак – фокусник, он может одно слово превратить в другое. Если приближается слову, то оно делается совершенно неузнаваемым. (слайд)

Как превратить мел в мелкое место на реке? (мел – мель) (слайд)

Как превратить хор в хищного зверька? (хор – хорь) (слайд)

Как сделать, чтобы шест стал цифрой? (шест – шесть) (слайд)

Как из угла в комнате сделать топливо? (угол – уголь) (слайд)

Как слово ел превратить в дерево? (ел – ель) (слайд)

(Выясняется значение и звучание каждого слова. Устно составляются предложения с этими словами.)


4. Звукобуквенный анализ слов. (слайд)

Послушайте слово – камень. Посчитайте количество звуков и покажите на звуковой линейке (числовой ряд приклеен к парте). Посчитайте, сколько букв, запишите. Выберем схему (БЗ). Почему? (камень – 5 зв.,6 б., БЗ)

(слайд)

Мягкий знак – хитрый знак: не сказать его никак!

Он не произносится, но в слово часто просится.

Почему мягкий знак назван хитрым знаком? Как об этом говорится в стихотворении? Как об этом сказать по-другому? Зачем мягкий знак в слово часто просится?

Мягкий знак не обозначает звука. Будем это помнить, когда будем анализировать слова.

Отгадать загадку, в отгадке посчитать, сколько в слове звуков и букв. (слайд)

Черен, а не ворон, 
Рогат, а не бык, 
С крыльями, а не птица. (Жук) Жук – 3 зв., 3 б., Б = З(слайд)

В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий... (Лось) Лось – 3зв., 4 б., БЗ(слайд)

Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит... (Рысь). Рысь– 3зв., 4 б., БЗ


Игра. “Кто лучше считает буквы и звуки?”

У всех учеников 2 сигнальные карточки: со знаком = и . Логопед называет слова:

Мост, весна, дверь, дом, конь, сыр, рис, гусь, стол, соль.

Дети сосчитают, сколько в слове звуков и сколько букв надо для его написания. Если в слове количество звуков и букв совпадет, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает – поднимают карточку со знаком неравенства (БЗ).


5. Отбор слов с мягким согласным в конце слова. Слова с пропущенными буквами (записаны на доске). (слайд)

“Дед Буквоед” съел буквы в словах:

Картофе…, помидо…, снеги…, ко…, клё…, меда…, оле…, сире….


6. Физкультминутка.

Учащиеся произносят и выполняют движения:

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг- скок,

Сели травушку покушать, Тишину послушать.

Тише, тише, высоко.

Прыгай на носках легко! (слайд)



-Чтоб слепить снеговика, надо руки размять слегка.


Кинезиологические упражнения

Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.


7. Развитие временных представлений.

Какое сейчас время года? Расскажите о приметах зимы. Снежинки, какие?

Пока мы, ребята, отдыхали, ветер занес к нам в класс снежинки. Посмотрите, какие необычные. Прочитаем, что же здесь написано?

Дети читают вопросы на снежинках, отвечают, объясняют, какой звук последний, как обозначают его на письме.

Первый месяц года. (Январь)

Назовите осенние месяцы.

Желанный в доме человек? (гость)

Часть руки с пальцами? (кисть)

Назови число, больше шести, но меньше восьми. (7)

Последний месяц года. (Декабрь)


8. Расширение и обогащение словаря путем подбора синонимов и антонимов.


Работа с синонимами

А что это тут за окошко? Наверное, там кто-то живёт? (Логопед открывает сначала одну створку.) Оказывается, здесь живут слова. Давайте их прочитаем. (Объяснение значений) На какой вопрос отвечают? (Логопед открывает другую створку. Выясняются значения слов и вопросы.)

спасать

звать

плакать

выручать

ругать

потушить (огонь)

погасить

бранить

приглашать

 запирать (дверь)

закрывать

рыдать

Соединяем слова стрелками, читаем парами, выясняем последний звук и какую букву будем писать последней, с каждой парой слов составляем устно предложения, дети записывают любую пару и подчёркивают согласный с мягким знаком.

Работа с антонимами

Игра. Логопед бросает мяч ребёнку, называя слово с мягким звуком на конце (они могут быть записаны на доске). Надо возвратить мяч, назвав противоположное слово.

Молодость, день, радость, трусость, одеть, дать, молчать, поднимать, бросить, купить, налить.

Дети записывают любую пару и подчёркивают согласный с мягким знаком.

(слайд)

9. Итог занятия.

Каких слов сегодня мы произносили много? Какая буква нам нужна, чтобы обозначить на письме мягкий согласный звук в конце слова? Какие задания особенно понравились? Сдавая тетради, вы называете мне слово с мягким звуком в конце слова. Молодцы!





























Тема: Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой мягкий знак.

Цель:

Задачи:

Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы.

Развивать слуховую память и слуховое восприятие.

Научить обозначат мягкость согласных на конце слова буквой Ь.

Продолжать формирование навыка звуко-буквенного и слогового анализа слов.

Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. множественного числа имени существительного.

Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».

Развивать пространственную ориентировку.

Воспитывать умение анализировать результаты своей деятельности.

 

Оборудование: индивидуальные зеркала, фишки для звукового анализа, касса букв, предметные картинки по теме «Домашние животные», мяч, карточки со словами для преобразования слов.

 

Ход занятия.

Организационный момент.

Какое настроение? (смайлики) Время года? Число? Оформление тетрадей.

 

Артикуляционная гимнастика, массаж пальцев су-джоками.

Артикуляционные упражнения в зависимости от отрабатываемого звука.

Массаж су-джоками:

У сосны, пихты и  елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

 

 

Сообщение темы.

Продолжаем путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.

 

Развитие фонематического слуха.

Прежде чем войти в страну Твердых и Мягких звуков, нужно правильно заполнить карточку лото. Слушайте твердые и мягкие согласные звуки в конце слова.

Л

С

М

Р

Т

Л

С

М

Р

Т

 

Слова:  УГОЛ, УГОЛЬ, ШЕСТ, ШЕСТЬ, ХОР, ХОРЬ (проводится словарная РАБОТА с объяснением значений слов).

Вывод: одна согласная буква может обозначать 2 звука – твердый и мягкий.

 

Звукобуквенный анализ слов.

Вспомните слова, которые заканчивались на звуки [л] и [л,]

Выложите из фишек звуковую схему слов угол, обозначьте буквами из кассы букв.

Что нужно изменить в схеме, чтобы слова «угол», чтобы получилось слово «уголь»? (заменить синюю фишку в конце слова на зеленую).

Логопед записывает на доске слово УГОЛ. Правильно я записала? Можно букву Л в конце слово прочитать мягко? А какая буква нам в этом поможет? Буква Ь  никакого звука не обозначает, а лишь показывает, что букву рядом с ней нужно читать мягко. Буква Ь – молчаливая служанка.

 

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Чего в слове «уголь» больше: звуков или букв? Почему? (один звук мы обозначили 2-мя буквами)

 

Слоговой анализ слов, развитие пространственной ориентировки.

Около замков есть лес, в котором живут… Логопед выставляет на доску предметные картинки, а дети называют, задавая предварительно друг другу  вопрос «кто это?»

Картинки: ЛОСЬ, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ, КОТ, ВОЛК.


Проводится словарная работа со словами ОЛЕНЬ и ЛОСЬ, логопед называет детям их основные отличительные признаки.

Кто стоит слева от лося? Справа от рыси? Между котом и волком? И т.п.

Какая картинка лишняя? Почему?

Назовите животных,  в названии которых 2 слога, 1 слог. Поместите картинки под соответствующей схемой. 

Назовите животных, в названии  которых произносим мягкий согласный звук в конце слова.

Запишите названия животных, которые состоят из 1 слога и в конце которых есть мягкий согласный звук. Какую букву напишите в конце этих слов? Отметьте зеленым карандашом буквы, которые будем читать мягко. Какая буква подсказала, что их нужно читать мягко?

 

Физминутка.

Речь с движением.

Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал – зайка скок и убежал!

 

Игра в мяч

Назовите слова из стишка, в конце которых вы услышали мягкий согласный звук.

Что обозначают эти слова? (действия) Какой карточкой покажете? (карточка с двумя полосками для обозначении слов-действий)

Логопед:

-   В клетке один волк.

Ребенок:

-   В лесу много волков (зайцев, медведей и т.д.)

 

Работа над предложением.

Игра «Работаем волшебниками»

У детей слова  МЕЛ, ШЕСТ, ЕЛ, БРАТ, ХОР и буква Ь.

С помощью мягкого знака « превратите» одно слово в другое. Прочитайте.

Дополните мои предложения подходящим по смыслу словом.

Корабль сел на …. У доски лежит белый …. У дороги растет пушистая …. Паша стал толстым, потому что много …. В лесу охотник нашел норку, где жил …. Я слушал, как пел народный …. На крыше лежит длинный …. Я пойду в школу, когда мне исполнится …. У Вити есть старший …. Без разрешения чужие вещи нельзя ….

Составьте предложения из слов:

Дорога, расти, ель, пушистый (можно рассмотреть варианты с разными предлогами).

Лес, жить, большой, лось.

Составить схему предложения. Подойдет ли второе предложение к первой схеме?

Одно из предложений записать в тетрадь.

 

Итог занятия, рефлексия.

Какую работу выполняет буква Ь в слове? Какой звук она обозначает?

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, девять, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть  напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

 

Оцени свою работу, показав кружок соответствующего цвета:

В целом я работал …   отлично (красный)

                                        хорошо (зеленый)

                                        плохо    (коричневый) 


Покажите смайликом свое настроение. 





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой мягкий знак (ь)

Автор: Полякова Людмила Георгиевна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188713

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тема: " Буква ь-показатель мягкости согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(52) "tiema-bukva-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "190626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427200431"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме. "
    ["seo_title"] => string(54) "bukva-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-na-pis-mie"
    ["file_id"] => string(6) "190084"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427104095"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок русского языка 1 класс. "Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы Ь." "
    ["seo_title"] => string(105) "urok-russkogho-iazyka-1-klass-oboznachieniie-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov-na-pis-mie-s-pomoshch-iu-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "234067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443342852"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Урок русского языка на тему: "Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь""
    ["seo_title"] => string(91) "urokrusskoghoiazykanatiemuoboznachieniiemiaghkostisoghlasnykhzvukovnapismiespomoshchiubukvy"
    ["file_id"] => string(6) "336549"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467202013"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Презентация к уроку русского языка на тему: "Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь""
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykanatiemuoboznachieniiemiaghkostisoghlasnykhzvukovnapismiespomoshchiubukvy"
    ["file_id"] => string(6) "336555"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1467206970"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства