Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Автоматизация звука Л в чистоговорках"»
Автоматизация звука [Л] в чистоговорках
Автор: Ефименко Ирина Викторовна, учитель-логопед
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 (МБДОУ детский сад № 15), г. Уссурийск
Должность: учитель-логопед
Краткое описание. Методическое пособие будет полезно учителям-логопедам, родителям, воспитателям участвующим в коррекционном процессе с детьми с нарушениями речи. Использование иллюстраций облегчает процессы автоматизации звуков.
Цель использования пособия: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях. Совершенствование фонематического восприятия, интонационной выразительности речи.
Введение
Автоматизация звука - это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Среди эффективных средств автоматизации звуков действующее место принадлежит чистоговоркам.
Чистоговорка - ритмичная, зарифмованная фраза содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используется для улучшения произношения звуков, а также для улучшения дикции. Чистоговорки помогают не только правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, но и знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами. С помощью чистоговорок у детей развивается фонематический слух. В результате занятий ребёнок учится анализу звукового ряда и разбиванию слов на слоги.
Детская чистоговорка отлично сочетается с различными движениями, которые направлены на развитие мелкой моторики, координации и общего восприятия. Примером таких действий может быть наматывание веревки на палец, выкладывание счетных палочек, рисование линий на бумаге, перебирание бусин.
Освоив произношение фразы (чистоговорки) можно попросить ребёнка повторить её слова, рисуя при этом на листке линии (волнистые, ломанные и т.д.), так будут работать сразу оба полушария головного мозга.
Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребёнку и будет утерян интерес. Лучше взять сразу несколько фраз и стихотворений чистоговорок и отработать их одновременно, уделяя занятиям 10-15 минут.
Для поддержания детского интереса можно произносить чистоговорки разными голосами (как маленький мышонок или большой великан); с разным настроением: весело, грустно, с добротой, со злостью, с нежностью и лаской, с разным темпом (быстро-медленно).
Ла-ла-ла - лопата и юла
Ла-ла-ла - новая юла
Ла-ла-ла - высокая скала
Ла-ла-ла новая метла
Ла-ла-ла - в окошке нет стекла
Ла-ла-ла - Мила пол мела
Ла-ла-ла - кошка на окне спала
Ла-ла-ла - лодочка плыла
Ла-ла-ла - у Володи есть пила
Ла-ла-ла - Мила сок пила
Ло-ло-ло - Лола вымыла окно
Ло-ло-ло - белка прячется в дупло
Ло-ло-ло - на улице тепло
Ло-ло-ло- мы приехали в село
Ло-ло-ло - в лодке новое весло
Ло-ло-ло - на улице мело
Ло-ло-ло - платье куколке мало
Лу-лу-лу - Мила взяла иглу
Лу-лу-лу - заведу юлу
Лу-лу-лу - мы сидели на полу
Лу-лу-лу - диван стоит в углу
Лу-лу-лу - всех прошу к столу
Лы-лы-лы - новые столы
Лы-лы-лы - стоят ослы
Лы-лы-лы - мы забьем голы
Лы-лы-лы - у Милы две иглы
Лы-лы-лы - завяжи узлы
Лы-лы-лы - домик у скалы
Ала-ала-ала - я маме помогала
Ула-ула-ула - я шары надула
Ола-ола-ола - это наша школа
Ула-ула-ула - в море плавала акула
Лат-лат -лат - в салатнице салат
Лок-лок-лок- мы купили котелок
Лом-лом-лом - мы сидели за столом
Лат-лат-лат - голубой халат
Лас-лас-лас- на полу палас
Лас-лас-лас - Павел водолаз
Сла-сла-сла - Глаша гусей пасла
Сла-сла-сла - Мила яблоки несла
Шла-шла-шла - Маша в лес пошла
Кла-кла-кла - бабуля булочки пекла
Кла-кла-кла - у Фёклы свёкла
Лот-лот-лот - плывёт плот
Алы-алы - новые пеналы
Алы-алы-алы - глубокие бокалы
Илы-илы-илы - у Володи много силы
Олы-олы-олы - больному делают уколы
Олы-олы-олы - Мила стоит у школы
Илы-илы-илы - мы купили пилы
Ыла-ыла-ыла - Клава посуду мыла
Ала-ала-ала - Алла книгу читала
Ал –ал-ал - папа гвозди забивал
Ал –ал-ал - со стола упал пенал
Ул – ул – ул - Павел сел на стул
Ул – ул – ул наш малыш уснул
Ол – ол – ол - мы забили гол
Ол-ол-ол - Алла мыла пол
Ыл-ыл-ыл - суп уже остыл
Ил-ил-ил - папа потолок белил
Ал-ал- ал - наш малыш упал
Ил-ил-ил - Николай машину катил
Ил-ил-ил - дятел ствол долбил
Ил-ил-ил - Николай Аллу яблоком угостил
Ол-ол-ол - Михаил дрова колол
Ол-ол-ол - я поставил стул на стол
Алка-алка-алка - цветёт фиалка
Алки-алки-алки - гнездо строят галка
Список используемой литературы
1. Тихоненкова, Е. П. Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы /Е. П. Тихоненкова, О. С. Петрашко. -Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - № 7 (34). - С. 43-45.
2. Фалёва А. С. Ф19 Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажер. Выпуск 3. Свистящие звуки. (4-6 лет). - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. - 32 с.