kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН. Тема: «Автоматизация звуков [Л], [Р] в чистоговорках»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить правильное произношение звуков [Р], [Л] в чистоговорках, развить фонематический слух.

Задачи:

     Образовательные: активизировать знания по данной теме, образовывать притяжательные прилагательные через игру «Кто спрятался?»;

     Коррекционно-развивающие: формировать правильную артикуляцию и четкое произношение звуков [Р], [Л], создать условия для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа, развивать мелкую моторику рук.

     Воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к животным, самостоятельность на занятии.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН. Тема: «Автоматизация звуков [Л], [Р] в чистоговорках»»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Солнышко»

г. Омутнинска

Кировской области
















Методическая разработка индивидуального логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Тема: «Автоматизация звуков [Л], [Р] в чистоговорках»

(по теме «Зимующие животные»)












Учителя-логопеда: Соловьёвой Елены Владимировны

МКДОУ д/с №14 «Солнышко»








г. Омутнинск

2020 г.

Аннотация


Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на автоматизацию звуков [Р], [Л], формированию фонематического восприятия.

Занятие состоит из девяти последовательных этапов. Все этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и задачам. Используется ИКТ в виде мультимедийной презентации, занятие разработано в соответствии с комплексно – тематическим планированием ДОУ.

Данное занятие предназначено для учителей - логопедов дошкольных образовательных учреждений.


































Введение

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие фонематических процессов. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Новизна методической разработки в использовании на логопедическом занятии мультимедийной презентации.

Цель методической разработки: закрепить правильное произношение звуков [Р], [Л] в чистоговорках, развить фонематический слух.

Данное занятие можно применять как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий. Требует подготовки оборудования, знаний детей по данной теме. Ограничение по времени проведения методической разработки.


















Основная часть


Цель: закрепить правильное произношение звуков [Р], [Л] в чистоговорках, развить фонематический слух.


Задачи:

Образовательные: активизировать знания по данной теме, образовывать притяжательные прилагательные через игру «Кто спрятался?»;

Коррекционно-развивающие: формировать правильную артикуляцию и четкое произношение звуков [Р], [Л], создать условия для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к животным, самостоятельность на занятии.


Оборудование: презентация, снежинки по 3 штуки с буквой Р, Л, карта с дорожками (схемы слов), вырезанные картинки (лиса, лось, медведь, еж, заяц, сугроб)


Ход занятия


  1. Организационный момент

Ребенок заходит в кабинет.

Л.: Сегодня к нам пришли гости, давай поздороваемся.


Р.: Здравствуйте.


Л.: Здравствуй! Как у тебя сегодня настроение?


Р.: Хорошее.


Л.: Давай закроем глазки и представим, что мы отправились с тобой в зимний лес. Что ты видишь в зимнем лесу?


Р.: Деревья, животных, снег…

(Открываем глаза)

На экране слайд 1. Зимний лес


II. Уточнение артикуляции звуков.

Слайд 2. Идет снежок

Л.: Вдруг в лесу пошел снежок, с необычными снежинками. (Даем ребенку снежинки с буквами Л, Р) Это звуковые снежинки. Какие звуки произносят эти снежинки? (Показать снежинки с буквами Р, Л)


Р.: Звуки [Р] и [Л]


Л.: Давай вспомним, как правильно нужно произносить эти звуки, где находиться наш язычок при произношении?


Р.: При произношении звука [Л] губы слегка в улыбочке, язычок зажимаем между зубками, при произношении звука [Р] рот слегка приоткрыт, язычок поднят вверх, дуем на кончик язычка, кончик язычка вибрирует. (Показ)


Л.: Молодец!

(Встаем из-за стола)

III. Развитие фонематического восприятия.

Л.: Поскольку у нас необычные снежинки, то и падают они необычно. Я буду показывать тебе картинки, а ты назови картинку и подумай, какая снежинка должна упасть.

Слайд 3. Картинки: елка, проталина, сугроб, лиса, логово, дупло, нора


Р.: Елка, падает снежинка со звуком [Л], сугроб, падает снежинка со звуком [Р], лиса, ни какая снежинка не падает…

(Садимся за стол)


  1. Автоматизация звуков в чистоговорках.

Л.: А теперь будь внимателен. Посмотрим, какие же животные есть в нашем лесу.


(Ребенок повторяет за логопедом, вместе, логопед начинает ребенок заканчивает, один)

Р.: Ла – ла – ла - в лесу белка жила.

Р.: Олк – олк – олк – в логове зимует волк.

Р.: Ведь – ведь – ведь в берлоге спит медведь.

Р.: Рук – рук – рук – где там барсук.

Р.: Сь – сь – сь – притаился, где то лось.

Р.: Рош – рош – рош – подкрался быстро еж.


Л.: Какие животные есть в нашем лесу?


Р.: В нашем лесу есть белка, волк, медведь, барсук, лось, еж

Слайд 4. Животные


Л.: А когда наступают холода, как спасаются животные?


Р.: Все звери начинают готовиться к зиме заранее и все делают это по - своему. Делают запасы на зиму, меняют шубку, запасаются жиром, ложатся в спячку.


IV. Физ. минутка

Мы пришли в прекрасный лес! Обычная ходьба

Сколько здесь вокруг чудес! Покружиться

Справа – елка на нас глядит…

Слева - березка... Выполнение движений по тексту.

Снежинки в небе кружатся,

на землю красиво ложатся! Выполнение движений по тексту.

Вот и зайка проскакал,

от лисы он убежал! Прыжки в полуприсяде.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет! Выполнение движений по тексту

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас! Присесть на корточки.


V. Работа над звуковым анализом

Л.: Вот и в нашем лесу настали холода, звери разбежались кто куда. Натоптали из следов таинственные дорожки. Давай нарисуем дорожки, куда же они нас приведут. Рисовать дорожки будем по схемам, я буду показывать тебе картинки, а ты попробуй определить, где находятся звуки [Р], [Л] в начале, в середине или в конце.

Слайд 5

(Картинки:1 дорожка. Ракета, торт, топор, комар, розы

2 дорожка. Белка, лось, елка, лапа, стол


Р.: Ракета, звук [р] стоит в начале слова, ищем схему где закрашен первый квадратик; торт, звук [р] стоит в середине слова, ведем дорожку к схеме, где закрашен второй квадратик; топор, звук [р] стоит в конце слова, ведем дорожку, где закрашен третий квадратик и т.д.


VI. Развитие мелкой моторики рук

(Ребенок находит подходящую схему и ведет линии к остальным подходящим схемам)


VII. Гимнастика для глаз

Л.: А теперь глазками пробежимся по этим дорожкам.


VIII. Работа над словообразованием.

Л.: Посмотри, куда нас привели наши дорожки?

(Картинка сугроба, где виднеются части животных)


Р.: К сугробу, а за сугробом прячутся животные.


Л.: Чьи же это ушки? Чьи это лапы? Чей это хвостик? Чьи это рога? Чья это мордочка?


Р.: Заячьи. Медвежьи. Лисий. Лосинные. Ежинная.


IX. Рефлексия

Л.: Закрываем глазки, возвращаемся из зимнего леса в наш кабинет. Глазки открываем. Понравилось тебе в зимнем лесу?


Р.: Да


Л.: Что тебе понравилось больше всего на занятии? В чем были трудности?





































Заключение

В ходе проведенного занятия были использованы разнообразные игровые приемы, использование ИКТ - технологии, позволяющие привлекать внимание и поддерживать эмоциональный настрой, предупреждать утомление и сохранять интерес к занятию.









8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соловьёва Елена Владимировна

Дата: 11.09.2020

Номер свидетельства: 557318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства