Образовательные: активизировать знания по данной теме, образовывать притяжательные прилагательные через игру «Кто спрятался?»;
Коррекционно-развивающие: формировать правильную артикуляцию и четкое произношение звуков [Р], [Л], создать условия для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к животным, самостоятельность на занятии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН. Тема: «Автоматизация звуков [Л], [Р] в чистоговорках»»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 «Солнышко»
г. Омутнинска
Кировской области
Методическая разработка индивидуального логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Тема: «Автоматизация звуков [Л], [Р] в чистоговорках»
(по теме «Зимующие животные»)
Учителя-логопеда: Соловьёвой Елены Владимировны
МКДОУ д/с №14 «Солнышко»
г. Омутнинск
2020 г.
Аннотация
Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данное занятие направлено на автоматизацию звуков [Р], [Л], формированию фонематического восприятия.
Занятие состоит из девяти последовательных этапов. Все этапы занятия взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и задачам. Используется ИКТ в виде мультимедийной презентации, занятие разработано в соответствии с комплексно – тематическим планированием ДОУ.
Данное занятие предназначено для учителей - логопедов дошкольных образовательных учреждений.
Введение
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие фонематических процессов. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.
Новизна методической разработки в использовании на логопедическом занятии мультимедийной презентации.
Цель методической разработки: закрепить правильное произношение звуков [Р], [Л] в чистоговорках, развить фонематический слух.
Данное занятие можно применять как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий. Требует подготовки оборудования, знаний детей по данной теме. Ограничение по времени проведения методической разработки.
Образовательные: активизировать знания по данной теме, образовывать притяжательные прилагательные через игру «Кто спрятался?»;
Коррекционно-развивающие: формировать правильную артикуляцию и четкое произношение звуков [Р], [Л], создать условия для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные: воспитывать бережное, заботливое отношение к животным, самостоятельность на занятии.
Оборудование:презентация, снежинки по 3 штуки с буквой Р, Л, карта с дорожками (схемы слов), вырезанные картинки (лиса, лось, медведь, еж, заяц, сугроб)
Ход занятия
Организационный момент
Ребенок заходит в кабинет.
Л.: Сегодня к нам пришли гости, давай поздороваемся.
Р.: Здравствуйте.
Л.: Здравствуй! Как у тебя сегодня настроение?
Р.: Хорошее.
Л.: Давай закроем глазки и представим, что мы отправились с тобой в зимний лес. Что ты видишь в зимнем лесу?
Р.: Деревья, животных, снег…
(Открываем глаза)
На экране слайд 1. Зимний лес
II. Уточнение артикуляции звуков.
Слайд 2. Идет снежок
Л.: Вдруг в лесу пошел снежок, с необычными снежинками. (Даем ребенку снежинки с буквами Л, Р) Это звуковые снежинки. Какие звуки произносят эти снежинки? (Показать снежинки с буквами Р, Л)
Р.: Звуки [Р] и [Л]
Л.: Давай вспомним, как правильно нужно произносить эти звуки, где находиться наш язычок при произношении?
Р.: При произношении звука [Л] губы слегка в улыбочке, язычок зажимаем между зубками, при произношении звука [Р] рот слегка приоткрыт, язычок поднят вверх, дуем на кончик язычка, кончик язычка вибрирует. (Показ)
Л.: Молодец!
(Встаем из-за стола)
III. Развитие фонематического восприятия.
Л.: Поскольку у нас необычные снежинки, то и падают они необычно. Я буду показывать тебе картинки, а ты назови картинку и подумай, какая снежинка должна упасть.
Р.: Елка, падает снежинка со звуком [Л], сугроб, падает снежинка со звуком [Р], лиса, ни какая снежинка не падает…
(Садимся за стол)
Автоматизация звуков в чистоговорках.
Л.: А теперь будь внимателен. Посмотрим, какие же животные есть в нашем лесу.
(Ребенок повторяет за логопедом, вместе, логопед начинает ребенок заканчивает, один)
Р.: Ла – ла – ла - в лесу белка жила.
Р.: Олк – олк – олк – в логове зимует волк.
Р.: Ведь – ведь – ведь в берлоге спит медведь.
Р.: Рук – рук – рук – где там барсук.
Р.: Сь – сь – сь – притаился, где то лось.
Р.: Рош – рош – рош – подкрался быстро еж.
Л.: Какие животные есть в нашем лесу?
Р.: В нашем лесу есть белка, волк, медведь, барсук, лось, еж
Слайд 4. Животные
Л.: А когда наступают холода, как спасаются животные?
Р.: Все звери начинают готовиться к зиме заранее и все делают это по - своему. Делают запасы на зиму, меняют шубку, запасаются жиром, ложатся в спячку.
IV. Физ. минутка
Мы пришли в прекрасный лес! Обычная ходьба
Сколько здесь вокруг чудес! Покружиться
Справа – елка на нас глядит…
Слева - березка... Выполнение движений по тексту.
Снежинки в небе кружатся,
на землю красиво ложатся! Выполнение движений по тексту.
Вот и зайка проскакал,
от лисы он убежал! Прыжки в полуприсяде.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет! Выполнение движений по тексту
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас! Присесть на корточки.
V. Работа над звуковым анализом
Л.: Вот и в нашем лесу настали холода, звери разбежались кто куда. Натоптали из следов таинственные дорожки. Давай нарисуем дорожки, куда же они нас приведут. Рисовать дорожки будем по схемам, я буду показывать тебе картинки, а ты попробуй определить, где находятся звуки [Р], [Л] в начале, в середине или в конце.
Р.: Ракета, звук [р] стоит в начале слова, ищем схему где закрашен первый квадратик; торт, звук [р] стоит в середине слова, ведем дорожку к схеме, где закрашен второй квадратик; топор, звук [р] стоит в конце слова, ведем дорожку, где закрашен третий квадратик и т.д.
VI. Развитие мелкой моторики рук
(Ребенок находит подходящую схему и ведет линии к остальным подходящим схемам)
VII. Гимнастика для глаз
Л.: А теперь глазками пробежимся по этим дорожкам.
VIII. Работа над словообразованием.
Л.: Посмотри, куда нас привели наши дорожки?
(Картинка сугроба, где виднеются части животных)
Р.: К сугробу, а за сугробом прячутся животные.
Л.: Чьи же это ушки? Чьи это лапы? Чей это хвостик? Чьи это рога? Чья это мордочка?
Р.: Заячьи. Медвежьи. Лисий. Лосинные. Ежинная.
IX. Рефлексия
Л.: Закрываем глазки, возвращаемся из зимнего леса в наш кабинет. Глазки открываем. Понравилось тебе в зимнем лесу?
Р.: Да
Л.: Что тебе понравилось больше всего на занятии? В чем были трудности?
Заключение
В ходе проведенного занятия были использованы разнообразные игровые приемы, использование ИКТ - технологии, позволяющие привлекать внимание и поддерживать эмоциональный настрой, предупреждать утомление и сохранять интерес к занятию.