Живет она в норке В подполье, в каморке. Серая малышка Кто это? (мышка)
- Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?
- (Звук [м])
- Какой он гласный или согласный?
-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)
- Звонкий или глухой?
-(Звонкий: участвуют шум и голос)
-Назовите слова, в которых есть звук [м]
-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)
[м’]
- На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.
- Получилась буква М? – Да!
- Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.
- Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.
2. Артикуляционная гимнастика:
3. Основная часть.
Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная — мычит,
Сытая — жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)
«Как мычит корова?» — «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
— губки сомкнуты без напряжения;
— воздух выходит через нос;
— горлышко «работает».
Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
Скороговорка:Мама мыла Милу мылом. - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).
Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)
4.Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул, Этот пальчик крепко спит, Никто больше не шумит. -Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Игра “Дополни слоги до слов”
ма- (машина, малина, матрешка, мальки)
мо- (море, морж, мойка, мост, мох)
му – (мусор, муха, муравей)
мы – (мышка, мышь, мысли)
ми – (мишка, миска, минута, мир)
ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)
Чтение слогов и чистоговорок.
Ма-ма-ма — дома я сама. Му-му-му — молоко кому? Мо-мо-мо — едим эскимо. Мы-мы-мы — прочитали книгу мы. Ми-ми-ми — поем ноту ми. (Слайд 17).
Письмо буквы М в тетради.
5.Итог занятия.
- Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии?