- Прочтите то, что написано на карточках и определите, где слог, а где слово.
Карточки на доске:
ПЛА ТИ ЛУК ПОЛ ДО
МОРКОВЬ КУ ДАН КАПУСТА СВЕКЛА
2.Формулирование темы занятия.
Логопед:
- Сделайте вывод и определите, что такое слог, а что такое слово.
- Припомните, как мы делим слова на слоги?
Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Основная часть.
1. Развитие слогового анализа.
Продолжаем работать с карточками на доске.
Логопед:
- Давайте уберем все слоги и оставим только слова (лук, морковь, капуста, свекла)
Деление слов на слоги.
- Как мы назовем все эти слова одним словом? (овощи).
- Какие еще овощи вы знаете?
2. Развитие зрительного восприятия.
У каждого ученика по две карточки с перечеркнутыми изображениями овощей. Нужно узнать овощ, назвать его и разделить название на слоги.(Приложение 1.)
3.Развитие мышления. Игра «Что лишнее?»
Логопед:
- Я назову слова, а вы выберите лишнее и назовете.
Слова.
Редис, морковь, ромашка, лук.
Баклажан, огурец, помидор, мухомор.
Картофель, кабачок, груша, чеснок.
Малина, редька, перец, патиссон.
4. Работа в тетради.
Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают, записывают отгадки в тетрадь и делят на слоги, подчеркивая при этом гласные. Вспоминаем правило.
В огороде дева встала, Красная девица росла в темнице,
Пышны косы расплела, Люди в руки брали, косы рвали.
И в зелененький платочек ( Морковь )
Зеренки упрятать хочет. Желтая курица под плетнем дуется.
( Кукуруза ) ( Тыква )
Узловата, листовата, Без окон, без дверей
А поспеет – головата. Полна горница людей.
( Капуста ) ( Огурец )
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков. ( Горох )
5. Физминутка.
Логопед называет овощи, а дети их изображают: капуста, морковь, лук, горох, свекла, огурец.
6. Образование прилагательных от существительных.
Логопед:
- Давайте вспомним, что можно сделать из овощей. (Можно сделать сок).
- Какой сок получится из свеклы? (свекольный )
- Из моркови? (морковный )
- Еще из овощей можно сделать салат.
- Какой салат получится из капусты? (капустный), из моркови? (морковный), из огурцов? (огуречный), из помидоров? (томатный). Учитель объясняет, почему различается название овоща и сока. Помидор, так называли овощ индейцы, а словом томат его назвали итальянцы, которые привезли это растение из Америки. В русском языке этот овощ чаще всего называют помидором, а сок томатным.
- Можно также сделать икру. Какая икра получится из баклажанов? (баклажанная), из кабачков (кабачковая)?
- Из овощей можно сварить суп. Какой получится суп? (овощной)
7. Развитие мелкой моторики.
Детям раздают вырезанные из картона овощи. Логопед дает задание обвести овощи в тетради и заштриховать. Каждый называет свой овощ и определяет количество слогов в названии.
8. Развитие связной речи. Игра «Маски».
Один участник выходит к доске. Закрывает глаза. Ему на голову надевают маску с изображением овоща. Он открывает глаза. Дети описывают овощ, не называя его. Участник должен догадаться в кого его нарядили.
9. Итог.
Подводится итог занятия. Вспоминаем, о каких овощах мы сегодня говорили? Повторяем правило деления слов на слоги.
Урок 2.
Грамматическая тема. «Слог. Слоговой состав слова».
Лексическая тема. «Овощи».
Цель: закрепить навыки слогового анализа и синтеза.
Задачи:
1. Закрепить знания о слогообразующей роли гласных.
2. Упражнять в составлении предложений с опорой на схему.
3. Обогащать словарь по теме «Овощи».
4. Развивать связную речь.
5. Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.
Ход занятия.
Оргмомент.
1. Закрепить знания о слоге.
На доске написаны слоги:
МОР РОХ РЕЦ ЛА
ГО СВЕК КОВЬ ПЕ
Логопед:
-Что здесь написано? (слоги)
-Скажите, что такое слог?
-Что такое слово?
Составьте из слогов слова.
2. Сформулировать тему занятия.
Основная часть.
1. Развитие слогового анализа.
Давайте превратим слова, которые мы составили в картинки. Вместо слов на доску вывешиваем картинки с изображением овощей.
- Как назвать все эти картинки одним словом? (овощи).
- Назовите, сколько слогов в названии каждой картинки?
- Как вы определили?
- Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Под каждой картинкой чертим схему слова, в которой обозначаем только гласные.
__е__е__ __е__а
2. Работа на карточках.
Каждому ребенку дают карточку. ( Приложение 2.)
Ребенок должен соединить картинку с цифрой, которая соответствует количеству слогов в названии картинки. После выполнения задания ученики меняются карточками и проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
3. Развитие зрительного восприятия и внимания. Игра «Собери картинку».
Каждый ученик должен собрать разрезную картинку с изображением овоща. Назвать что получилось. Сколько слогов в названии картинки. Начертить на доске схему, в которой указать только гласные и записать слово.
___Ы___А тыква
4. Физминутка.
Логопед называет слова. Если это овощ дети должны топать, если нет – хлопать. Слова: капуста, малина, арбуз, картофель, морковь, лимон, свекла, редис, подберезовик, редька, салат, виноград.
5. Работа в тетради.
Детям необходимо составить предложение по схеме, записать его в тетрадь и разделить все слова на слоги. (Приложение 3).
6. Развитие связной речи и логического мышления. Игра «Придумай загадку».
Логопед:
- Я придумала загадку об овоще, а вы должны ее отгадать.
«Красный, круглый, сочный, висит на веточке. Из него можно сделать вкусный сок и пасту».
Далее дети самостоятельно придумывают загадки об овощах и загадывают их.
7. Итог.
Урок 3.
Грамматическая тема. «Слоги. Дифференциация односложных и двусложных слов».
Лексическая тема. « Фрукты».
Цель: развивать слоговой анализ односоставных и двусоставных слов.
Задачи:
1. Закрепить умение делить слова на слоги.
2. Упражнять в составлении предложений по схеме.
3. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
4. Обогащать словарь по теме «Фрукты».
5. Развивать связную речь.
6. Развивать зрительное восприятие, мышление.
Ход занятия.
Оргмомент.
На доске картина с изображением фруктов (Приложение 4 )
Логопед:
- Ребята скажите, как назвать одним словом все, что изображено на картине?
Основная часть.
1. Развитие слогового анализа.
Детям раздают карточки с контурным изображением фруктов.
Логопед:
- Посмотрите и скажите, какой фрукт изображен у вас на карточке.
Подпишите его и разделите слово на слоги.
Далее дети раскрашивают каждый свой фрукт.
2. Дифференциация односложных и двусложных слов. Игра «Поезд».
На доске вывешивают изображение поезда с двумя вагонами. Детям раздают по две картинки.
Логопед:
-Посмотрите, какой поезд к нам приехал. В первом вагоне будут ехать картинки, в названии которых один слог, а во втором вагоне – те, в названии которых два слога. Дети выходят по очереди к доске и вставляют картинку в прорезь соответствующего вагона.
Как назовем одним словом те картинки, которые едут во втором вагоне? (фрукты)
3. Работа с предложением.
Составление предложений по схемам, запись их в тетрадь (Приложение 5). Выделить главные члены предложения. Разделить названия фруктов в предложениях на слоги.
4. Образование прилагательных от существительных.
Логопед:
- Из фруктов можно сварить вкусное варенье.
- А какое варенье можно сварить? Из яблок, сливы, груш, абрикоса, персика, вишни? (яблочное, сливовое, грушевое, абрикосовое, персиковое, вишневое)
5. Физминутка «Изобрази».
Дети по очереди выходят к доске, изображают фрукты. Все остальные должны повторить и отгадать фрукт.
6. Дифференциация односложных и двусложных слов.
Логопед:
- Я буду называть слова, а вы если услышите слово из одного слога поднимите цифру 1, если из двух слогов – цифру 2. ( Дети используют веер цифр.)
Логопед: Вспомните, название каких фруктов вы сейчас услышали?
7. Развитие связной речи. Игра «Чудесный мешочек».
В мешочек складывают муляжи фруктов. Ребенок должен опустить в мешочек руку и на ощупь определить, какой фрукт у него в руке. Потом достать и описать этот фрукт.
8. Итог.
Урок 4.
Грамматическая тема. «Слоги. Дифференциация двусложных и трехсложных слов».
Лексическая тема. «Фрукты».
Цель: учить дифференцировать двусложные и трехсложные слова.
Задачи:
1. Закреплять умение делить слова на слоги.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Логопед показывает детям картинки с изображением половинок фруктов.
Дети должны отгадать фрукт, назвать его и определить количество слогов в его названии.
Логопед:
- Скажите, как мы назовем все эти картинки одним словом?
Основная часть.
1. Развитие слогового анализа.
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
Сижу на дереве: Синий мундир,
Красная, как кровь, Белая подкладка,
Круглая, как шар, А внутри сладко.
Вкусная, как мед. (Слива)
(Вишня)
Круглое, сладкое, наливное, гладкое. (Яблоко)
Дети отгадывают, а логопед вывешивает на доску картинки с изображением тех фруктов, о которых была загадка. Далее дети по очереди выходят к доске. Ученику необходимо подписать картинку, разделить слово на слоги и начертить схему слова. Логопед объясняет, как чертится схема.
____ ____
2. Дифференциация двусложных и трехсложных слов.
Детям раздают карточки с изображением схем двусложных и трехсложных слов. Логопед:
- Я буду называть слова, а вы должны поднять схему, которая соответствует количеству слогов в слове.
Логопед предлагает сделать из фруктов сок. Какой сок получится из яблока? (яблочный) Из апельсина, груши, ананаса, банана, лимона.
4. Развитие зрительного восприятия.
Детям предлагают контурные изображения фруктов, наложенные друг на друга. (Приложение 6). Нужно узнать какие фрукты здесь спрятались. Составить предложения с названиями этих фруктов.
5. Работа в тетради.
Детям предлагается составить предложение по схеме, записать его и разделить все слова в предложении на слоги (Приложение 7).
Логопед:
-Назовите слова, в которых два слога, три слога.
6. Физминутка.
Логопед называет слова. Если в слове два слога дети должны два раза топнуть, если три - то три раза хлопнуть.
7. Аппликация.
Детям раздают альбомные листы с контурным изображением фруктов (груши или яблока), клей, квадратики цветной бумаги размером 1сантиметор. Дети должны заполнить контурное изображение квадратиками, вклеивая их по типу мозаики.
8. Итог.
Урок 5.
Грамматическая тема. «Слоги».
Лексическая тема. «Овощи и фрукты».
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Задачи:
1. Закреплять умение делить слова на слоги.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.
4. Развивать мышление.
5. Развивать мелкую моторику.
Оргмомент.
На доске картинки с изображением овощей и фруктов.
Логопед:
- Как назовем одним словом предметы на первой картинке? (овощи)
- Какие еще овощи вы знаете?
- Как назовем одним словом предметы на второй картинке? (фрукты)
- Какие еще фрукты вы знаете?
Основная часть.
1. Развитие мышления. Игра «Что лишнее»?
Логопед:
- Посмотрите на картинку. Назовите, что здесь лишнее (Приложение 8).
Ребенок называет лишний предмет и определяет количество слогов в его названии.
2. Работа в парах. Развитие слогового анализа.
Каждой паре раздают картинки с изображением овощей и фруктов. Один ребенок должен выбрать себе овощи, а другой – фрукты. Далее каждый называет свои картинки и определяет количество слогов в названии.
3. Игра «Назови ласково».
Детям показывают картинку, а они должны назвать ее ласково. Картинки: огурец, помидор, яблоко, вишня, картошка.
4. Составление предложений.
Каждому ребенку раздают по две картинки (одна – с изображением фрукта, другая – овоща). Каждый ребенок самостоятельно придумывает предложения с названиями картинок. Записывает их. Выделяет главные члены предложения. Один ребенок работает у доски. После выполнения задания проверяем предложения написанные на доске.
5. Физминутка.
На столе лежат муляжи овощей и фруктов. Дети выбирают себе один муляж.
Производим действия с муляжами: срываем, кладем в корзину, несем домой, выкладываем, моем, режем, едим.
6. Лепка.
Детям раздают все необходимое для лепки: доски, пластилин, стеки. Логопед дает задание слепить три овоща или фрукта. На стол ставят две корзины. Дети по очереди выходят к доске и складывают в одну корзину овощи, а в другую фрукты, называя количество слогов в их названии.