Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме: Звук и буква Ц
Конспект логопедического занятия в 1 классе по теме: Звук и буква Ц
Логопедическое занятие направлено на уточнение и закрепление представления детей о звуке [Ц] и букве Ц; формирование правильного положения органов артикуляции при произношении звука [Ц];формирование навыка выделять данный звук в слогах, словах. Материал собран таким образом, чтобы детям было легко и интересно усваивать материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Логопед: Давайте посадим свои цветы. Какие, вы назовете их, собрав картинки. (Дети собирают разрезные картинки цветов).
Игра «Помогите пчеле».
Логопед: Как сказано в загадке, цветы пчел медом угощают. Перед вами
лежат разные цветы. Помогите нашим пчелкам собрать нектар с каждого цветочка.(Дети берут пчелку-магнит на веревочке и «собирают» цветы)
Логопед: Посмотрите на доску. Где сидит пчела?
Дети: Пчела сидит на маке (гладиолусе, васильке, пионе)
Логопед: Помогите пчелке взлететь, подуйте на нее. Не забывайте, как
правильно дуть, следите за щеками (дети несколько раз выполняют задание).
Логопед: Скажите, где сидела пчела, пока не улетела? (каждый ребенок
составляет предложение, используя глагол в прошедшем времени: «Пчела сидела на гладиолусе, на пионе, …»)
V Звук и буква Ц.
Логопед: Ребята, вокруг наших цветов собралось много насекомых. Чтобы их не спугнуть будем вести себя тише: Ц-Ц-Ц! - Какой звук я произнесла?
Дети: Звук [Ц].
Логопед: Прочитайте внимательно предложение: У цветовода в цветнике
цветут цветы.
Логопед: Сколько слов со звуком [Ц] вы услышали?
Дети: Четыре слова.
Логопед: В каком месте слова мы услышали звук [Ц]?
В начале слова.
Логопед: Что вы можете сказать про этот звук? (с помощью схемы:
Дети: звук[Ц]согласный, глухой, всегда твёрдый.
Логопед: Обратите внимание, как правильно произносится звук [Ц].
При произнесении звука [Ц] органы речи принимают следующее положение:
губы растянуты в стороны, как при улыбке;
зубы на расстоянии 1—1,5 мм;
передняя часть спинки языка в первый момент произнесения звука прижимается к переднему краю твердого нёба, как при Т, кончик языка касается нижних зубов. Затем спинка языка без заметного (неслышимого) взрыва слегка опускается и образует с нёбом щель, как при С.
Голосовая щель открыта, мягкое небо поднято.
Условно Ц можно рассматривать как сочетание двух звуков - Т и С, произносимых, как один простой звук.
Логопед: Взяли зеркала, пробуем произнести звук [Ц].
Игра «Повтори слог»
АЦ-ОЦ-УЦ-ЫЦ
ОЦ-УЦ- ЫЦ-АЦ
ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ
ЦМУ-ЦМЫ-ЦМА-ЦМО
Логопед: Какой буквой обозначается звук [Ц]? Покажите эту букву в
алфавите. На что она похожа?
Дети: Буква Ц похожа на букву И с хвостиком. На перевернутую букву П.
Логопед: Взяли ручки, изобразим вместе со мной букву Ц в воздухе под счет (дети несколько раз вместе с логопедом рисуют в воздухе букву, проговаривая счет).
VI Заключительная часть.
Логопед: Ребята, а теперь, помогите все цветы раскрасить и разместить их на полянке.
Логопед: Давайте вспомним, с какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: С буквой Ц и звуком [Ц].
Логопед: Как произносится звук [Ц]?
Дети: Губы растянуты в стороны, как при улыбке, между зубами небольшая щель, передняя часть спинки языка прижимается к бугоркам за зубами, а потом спинка языка опускается, как при звуке [С].