На наборное полотно выставлены изученные буквы по количеству детей. Половина букв закрыта, последняя из букв – Я. Дети по цепочке называют буквы, педагог открывает их.
Ребята, в каком домике живёт буква Я? Почему? Назовите слова с буквой Я.
II. Закрепление буквы Я. Игра «Чёрный ящик».
Логопед:
- В ящике лежит предмет. Узнай его по описанию.
Это фрукт, круглое, гладкое, красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве.
Логопед:
- Верно! Молодцы! Достаёт яблоко из ящика.
- А вот «чудо – яблоня». На ней яблоки непростые. Чтобы снять яблоко с дерева, надо выполнить задание.
Задание №1
- Рассмотрите и назовите картинки.
- Разделите слова на слоги. Подберите слоговую схему к каждому слову.
- Какая буква Я: гласная или согласная? Почему?
Педагог снимает с «чудо – яблони» одно яблоко.
Задание №2 . Чтение предложений.
- Прочитайте предложение.
- Посчитайте, сколько слов в предложении?
- Подчеркните слово Я.
Молодцы! Педагог снимает с «чудо – яблони» второе яблоко.
Задание №3. Кто самый внимательный?
- Прослушайте стихотворение « Ай да Я!..» А.Шибаева. Всем на свете буква «Я» Доложить готова: — А вы знаете, кто я. Я не только буква «Я» — БУКВА, СЛОГ И Слово! - Чем гордится буква Я?
Молодцы! Внимательно прослушали стих. Снимаем с нашей яблони третий фрукт.
III. Ребусы.
Задание №4.
Логопед:
Если по букве написана другая буква. То они читаются с помощью предлога по (по – я- с – пояс).
К какой букве подошла буква Я? (к И).
Ребята, соедините эти буквы предлогом к. Какое слова получилось?
Як – это могучий бык, живёт в горах. О яке часто говорят - «бык в юбке». «Юбкой» называют густую длинную шерсть, которая свисает с тела. Шерсть не даёт мёрзнуть, когда як лежит на снегу. На яках перевозят грузы по узким горным тропам.
Борис Заходер написал стихотворение об этом удивительном животном. С виду Очень грозен ЯК, А ведь он — большой добряк: Говорят,
На нём в Тибете Смело ездят Даже дети!
Если под буквами стоят цифры, то буквы читаются в порядке, указанном цифрами (язык).
Слово одно, а значений у слова ЯЗЫК несколько:
язык у нас во рту;
язычок – у ботинка;
язык у колокола;
языки пламени у костра.
Языком называют и речь какого – либо народа. Часто говорят: «Прикуси язык». Что это значит? А «распускать язык»?
Молодцы! Отгадали все ребусы. Снимаем с нашей яблони четвёртое яблоко.
IV. Разгадай кроссворд « Буква Я». Задание №5.
На них садится курица, чтобы вывести цыплят.
Месяц года.
Подвижное животное, у которого может отрасти отброшенный хвост.
Детский сад для самых маленьких детишек.
Приспособление, удерживающее судно на месте.
Плоды смородины, малины, земляники.
Легкое судно для морских прогулок.
Выкопанное углубление в земле.
Тяжелый круглый снаряд для пушки.
Молодцы! Справились с заданием. Снимаем с нашей яблони пятое яблоко.
V. Физминутка « Вот так яблоко».
Дети имитируют движения.
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
Трудно яблочко достать.
Подпрыгну, руку протяну,
Быстро яблоко сорву!
И в корзину положу.
Вот так яблоко!
VI. Формирование лексико – грамматического строя речи.
Задание №6.
Образование родственных слов.
Чтобы вырастить яблоко, садовод посадил саженец - маленькую… (яблоньку)
Три года он с любовью ухаживал за яблонькой. Наконец выросли на ней маленькие… (яблочки)
Яблонька росла, набиралась силы и стала большой, ветвистой… (яблоней)
Садовод посадил целый сад яблонь. Какой у садовода сад? (яблоневый)
Каждый год он снимал большой урожай яблок и готовил из них сок. Какой сок? (яблочный)
Рассмотрите дерево родственных слов у слова яблоко. Назовите слова – родственники у слова «яблоко».
Чтение предложений и дополнение их словами, родственными слову яблоко.
Снимаем с нашей яблони шестое яблоко.
Образование притяжательных прилагательных.
Задание №7.
« Угадай, чья голова? Чей хвост? Чья лапа?»
Ребята, звери захотели поиграть с нами в прятки, они спрятались, но видно только хвост, голову или лапу. Нужно назвать, чья голова? Чей хвост? Чья лапа?»