Фронтальное занятие в средней группе "Поиграем в Теремок"
Фронтальное занятие в средней группе "Поиграем в Теремок"
Конспект данного логопедического занятия с анализом предназначен для детей средней группы детского сада. Данную группу посещают дошкольники с тяжелыми нарушениями речи. В игровой и увлекательной форме показаны эффективные приемы работы по формированию у детей данного возраста слоговой структуры: игровые упражнения, игры, динамическая пауза, наглядные приемы. Занятие будет полезно учителям-логопедам и педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фронтальное занятие в средней группе "Поиграем в Теремок"»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146»
Конспект открытого логопедического занятия
по формированию слоговой структуры слова
«Поиграем в Теремок»
для детей средней группы детского сада
Разработано учителем-логопедом
Медведевой Галиной Алексеевной
Октябрь 2015 г.
Цель занятия - формирование слоговой структуры слова
Задачи:
формирование навыка правильного произнесения слов 1-го и 2-го продуктивных классов (двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами, типа ваза, ноты, фея, кеды, дети, лиса, кубики, собака, домино, бананы, акула и т. д.);
формирование временно-пространственной ориентации (установление последовательности линейного ряда персонажей сказки);
развитие восприятия и умения воспроизводить разнообразные неречевые («замочки», «молоточки», хлопки) и речевые (медленное пение совместно с логопедом короткой песенки про Теремок) ритмические контуры;
развитие динамической и ритмической организации движений при выполнении логоритмического упражнения – запоминание и произношение слов с разной силой голоса (громко-тихо);
формирование интереса к логопедическим занятиям;
воспитание доброжелательности, заботливого отношения к другим детям.
Оборудование: магнитофон, диск с записью мелодии песни «Теремок».
Демонстрационный материал: пластиковый домик-Теремок большого размера; карточки с изображением кружков для воспроизведения ритмического рисунка предъявляемого образца в количестве 6 шт. формата А-5; картинки с изображением мышки, лягушки, зайца, лисы, волка и медведя.
Раздаточный материал: эмблемы персонажей сказки на ленточках, предметные картинки формата А-4 со словами 1 класса, домики-Теремки по количеству детей формата А-4, предметные маленькие картинки 6х6 со словами 2 класса в количестве 25 шт.
Ход занятия
Вводная часть
- Сегодня мы поиграем с вами в сказку «Теремок». Давайте вспомним, кто увидел в поле Теремок? (ответы детей). В нашей сказке Теремок посетили: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь. Кто первый увидел Теремок? (мышка). Кто хочет быть мышкой? Ребенок вешает эмблему мышки. Кто постучался в Теремок после мышки? Кто будет лягушкой? Кто пришел после лягушки? Кто будет зайцем? Дети выбирают себе персонажей и обозначают их эмблемами.
Игра «Постучи в Теремок»
Вместе с логопедом дети все вместе поют с «молоточками» слова песенки, ритмично на каждый слог меняя положение кулака (сверху то правый, то левый кулак):
«Те-ре-мок, Те-ре-мок
Он не ни-зок, не вы-сок!»
Затем по очереди подходят к Теремку и стучат в него в соответствии с предложенным образцом (в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников - повторяют на слух ритмический рисунок за логопедом или, дополнительно, с опорой на зрительный образец).
После того, как в дом постучатся мышка, лягушка и заяц, дети выбирают себе роли лисы, волка и медведя. С этими персонажами они выполняют аналогичное задание на восприятие и воспроизведение ритмических контуров. После игры снять с детей эмблемы.
Логоритмическая игра «У медведя во бору»
Дети строятся в круг, взявшись за руки. Затем опускают руки и по показу логопеда произносят слова и выполняют движения:
«У медведя во бору (четыре ритмичных шага на месте, пауза)
Грибы, ягоды беру (четыре ритмичных хлопка в ладоши перед собой, пауза).
А медведь не спит (четыре раза грозят указательным пальцем одной руки, пауза)
И на нас рычит (выполняют аналогичные движения со сменой руки).
Логопед «рычит», дети убегают на стульчики. Игра повторяется 2-3 раза с изменением силы голоса (громко - тихо).
Игра «Кто за кем пришел?»
Пока мы играли с медведем, подул сильный ветер и звери разбежались. Давайте поможем им снова встретиться. Дети с логопедом помещают изображения животных на доске в соответствии с ответом на вопросы:
-Кто первым увидел Теремок?
- Кто пришел самым последним?
- Кто пришел после мышки?
- Кто пришел перед мишкой?
- Кто пришел за лягушкой?
- Кто пришел перед волком?
Игра «Подарки»
Логопед предлагает детям посмотреть, какие подарки приготовил Теремок своим гостям – красивые картинки. Дети выбирают себе по две картинки и с «замочками» по слогам (неосознанное деление слов первого класса на части) проговаривают, что на них нарисовано: ваза, ноты, дети, фея, кеды, бусы, дыня и т. д.
Игра «Полянка с Теремками» (резервная игра, если останется время)
- Посмотрите, какие красивые Теремки появились на полянке рядом с большим Теремочком. Но в них никто не живет, поэтому они стоят грустные. Давайте каждый из вас выберет по 3 картинки и разместит их в окнах теремков. Дети выбирают понравившиеся им картинки. Какие предметы поселились в твоем Теремке? А в твоем? Дети называют картинки и делят слова на части с помощью любых движений (второй класс слов)
Заключительная часть
В какую сказку мы с вами сегодня играли? Кто приходил в Теремок? Мне кажется, что Теремочку очень понравились наши игры и он приготовил для вас сюрприз. Давайте заглянем в Теремок и посмотрим, что же в нем есть? Для детей приготовлено угощение.
- Давайте всем детям нашей группы расскажем, как мы с вами сегодня играли и пригласим их на чай с угощением, чтобы им тоже было приятно.
Самоанализ занятия по формированию слоговой структуры
«Поиграем в Теремок»
Данное подгрупповое занятие с дошкольниками средней группы (возраст детей 3-4 года) относится к занятиям по формированию звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры. Цель и задачи, решаемые на нём соответствуют требованиям Программы и учитывают возрастные и характерологические особенности детей. Дошкольники, отобранные для проведения занятия, посещают группу для детей с ТНР в течение месяца и имеют примерно одинаковый уровень речевого развития. Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения на данном занятии было выбрано с учетом результатов их логопедического обследования, что позволило выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей и соотнести их с общеобразовательными требованиями Типовой программы детского сада.
Задачи, поставленные на занятии «Играем в Теремок», выполнены в полном объеме. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. На занятии было представлено оптимальное сочетание различных видов работы, индивидуальная работа сочеталась с фронтальной. Также было продемонстрировано творческое переосмысление методов, приемов и средств. Ведущим методическим приемом была выбрана игра, которая была представлена практически в каждой части занятия и была направлена на решение поставленных на занятии задач. Использование игровых приемов и разных видов наглядного материала способствовало поддержанию интереса детей к предлагаемой деятельности. Учитывая недостаточную работоспособность малышей, на данном занятии были организованы смена деятельности, при которых статические задания чередовались с динамическими, дети имели возможность ходить, бегать, приседать и др. Обучение детей проходило соответственно складывающейся ситуации. Занимательность структуры и наполнения занятия, богатство интонаций и выразительность мимики также способствовали росту интереса детей к занятию. Одобрение и похвала дошкольников были для них значимы и способствовали повышению активности и уверенности в правильности выполняемых заданий.
Занятие понравилось всем его участникам, способствовало установлению доверительных отношений и продолжило начатую работу по поддержанию у детей интереса к логопедическим занятиям и желанию заниматься.