Тема: звуки [Р] и [Л].
Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [Р] - [Л].
Задачи:
-развивать артикуляционную моторику;
-закрепить умение дифференцировать звуки [Р] и [Л] изолированно, в открытых слогах, в словах в разных позициях, в словосочетаниях;
-закрепить умение образовывать относительные прилагательные.
Лингвистический материал:
Задание 3
Ра-ла Ла-ра
Ла-ра-ла Ра-ла-ра
Ро-ло Ло-ро
Ло-ро-ло Ро-ло-ро
Ру-лу Лу-ру
Лу-ру-лу Ру-лу-ру
Ры-лы Лы-ры
Лы-ры-лы Ры-лы-ры
Задание 4
Груша лук
колбаса помидор
Сыр яблоко картошка
Задание 5
Какое бывает варенье?
Из яблок – яблочное варенье
Из клубники – клубничное варенье
Из черники – черничное варенье
Из брусники – брусничное варенье
Оборудование: картинки, в названиях которых есть звуки [Р] и [Л], куклы Карлсона и Малыша из картона.
I Организационный момент
Настя, сегодня к тебе пришли гости, а кто это, ты узнаешь, отгадав загадку.
Этот герой,
Очень любит плюшки и варенье,
А так же хулиганить и устраивать развлечения.
Моторчик у него на спине,
Живет он на крыше,
И летает многих птиц он выше. (Карлсон)
С кем дружит Карлсон? (С Малышом)
К тебе в гости сегодня пришли Карлсон и Малыш.
Гости пришли послушать, как ты красиво произносишь Р и Л.
II Основная часть
Развитие артикуляционной моторики
1.Малыш научился выполнять зарядку для языка. Он хочет научить делать зарядку и Карлсона. Помоги Малышу.
«Улыбка»
«Трубочка»
«Лошадка»
«Грибок»
«Маляр»
Карлсон тоже научился делать зарядку для языка.
Настя, что умеет делать Карлсон? (Летать)
А что помогает Карлсону летать? (пропеллер)
Закрепление дифференциации изолированных звуков [Р] - [Л]
2.Помоги Карлсону завести пропеллер - крути руки, произнося звук Р-Р-Р, вот так (образец выполнения задания)
Карлсон взлетел и парит в воздухе - руки в стороны, произноси звук Л-Л-Л.
Когда я скажу «пропеллер» - произноси РРР, а когда скажу «самолет» – ЛЛЛ.
Карлсон услышал, как ты красиво произносила Р и Л.
Закрепление дифференциации звуков [Р] - [Л] в открытых слогах
3.Карлсон и Малыш любят петь необычную песню. Они хотят, чтобы и ты с ними спела их песню, повторяй за ними:
Ра-ла Ла-ра
Ла-ра-ла Ра-ла-ра
Ро-ло Ло-ро
Ло-ро-ло Ро-ло-ро
Ру-лу Лу-ру
Лу-ру-лу Ру-лу-ру
Ры-лы Лы-ры
Лы-ры-лы Ры-лы-ры
Гости услышали, как ты красиво произносила в песне Р и Л.
Закрепление дифференциации звуков [Р] - [Л] в словах
4.Малышу и Карлсону нужно сходить в магазин за продуктами. Помоги им найти нужные продукты.
Карлсон и Малыш стоят в магазине,
А перед ними товар на витрине.
Где что находится – ты назови.
Деньги плати, и домой забери!
Игра «Продукты»
Груша лук
колбаса помидор
Сыр яблоко картошка
- Что находится в правом верхнем углу?
- Что находится в левом нижнем углу?
- Что находится между сыром и картошкой?
и т. д.
- Назови овощи, фрукты.
Гости снова слышали, как ты красиво произносила Р и Л.
Физкультминутка
А сейчас твои гости предлагают тебе сделать зарядку
Я с Карлсоном и Малышом втроем
Делаю зарядку.
Руки поднимаю,
Быстро приседаю,
Руки в стороны и вверх.
Наклонюсь я вправо-влево.
Вот, что делать я умею
Закрепление умения образовывать относительные прилагательные
5.Настя, вспомни, какое любимое лакомство Карлсона. Что он любит? (Варенье).
Какое бывает варенье?
Из яблок – яблочное варенье
Из клубники – клубничное варенье
Из черники – черничное варенье
Из брусники – брусничное варенье
III Итог
Карлсон и Малыш слышали, как ты красиво произносишь Р и Л.
Твоим гостям пора домой! Они говорят тебе огромное спасибо за приятное времяпровождение.