тренировать в умении выделять гласные звуки в начале слов и обозначать их соответствующими буквами;
формировать фонематический анализ и синтез;
закрепить понятие о гласных звуках и буквах;
упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание;
продолжать формировать графические навыки.
Задачи развивающие:
формировать правильное речевое дыхание;
развивать внимание, мышление.
Задачи воспитательные:
воспитывать умение слушать педагога и ответы товарищей.
Оборудование и материалы:
человечки-звуковички (по Ванюхиной Г.), воздушный шарик и привязанная к нему корзинка, картинки к игре «Четвёртый-лишний», карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал буквы А, И, У по числу детей, тетради в крупную клетку, простые карандаши, музыкальные игрушки бубен, ложки, барабан и погремушка, аудиозапись мелодии №1 (по Новиковой-Иванцовой), проигрыватель или ноутбук.
Предварительная работа:
Непосредственная образовательная деятельность с детьми по темам «Звук и буква «А», «Звук и буква «У», «Звук и буква «И».
Возраст детей: 5-6 лет.
Ход занятия:
Определение темы занятия:
Логопед: «Дети, любите ли вы путешествовать? На чём можно путешествовать?»
Дети: «На самолёте, на поезде, на корабле». Логопед обращает внимание на правильность проговаривания предлога «на».
Логопед: «Гласные звуки сегодня решили путешествовать на воздушном шаре. Какие звуки мы знаем?»
Дети: «А», «У», «И».
Уточнение артикуляции звуков:
Появляется корзинка, в которую поместили человечков-звуковичков А, И, У с привязанным красным воздушным шариком. Дети рассматривают звуковичков и по нарисованной артикуляции определяют звук «А», «И», «У»
Рис.1. Человечки-звуковички.
Логопед: «Почему вы думаете, что эти человечки поют звуки «А», «И», «У»? каким цветом обозначаем эти звуки? Какие это звуки?»
Дети: «Когда произносим «А», широко открываем рот, «У» - губы «Трубочкой», «И» - губы улыбаются. Это гласные звуки, их можно петь, тянуть, воздуху нет преграды».
Пропевание гласных по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н.
Давайте и мы споём звуки «А», «И», «У». Пропевание гласных проводится с опорой на символы звуков, мелодия №1: сидя, рука на горлышке; сидя, рука на животе, стоя; по одному, сопровождая пение хлопками в ладоши.
Игра на формирование фонематического синтеза.
Логопед: «Звуки полетели путешествовать, исчезли из слов и слова сломались. Давайте их починим».
Проводится игра с мячом «Какой звук потерялся?»: …втобус, …пельсин, …рбуз. Как сказать правильно? Какой звук потерялся?
…дочка, …тёнок, …литка. Как сказать правильно? Какой звук потерялся?
…грушки, …ва, …ндеец. Как сказать правильно? Какой звук потерялся?
Различение звуков на слух.
Логопед: «А теперь гласные звуки высадились на полянке с музыкальными игрушками. Давайте и мы поиграем, звуки послушаем. Аня и Даня, ваши инструменты играют, если звучит звук «У», инструмент Лёни звучит при звуке «А», а у Эли – если слышим звук «И». Э, Ы, А, И, У, Ох, Ан, Уп, Ис». Расскажите, дети, на каких инструментах вы играли».
Выделение первого гласного в словах.
6.А. Игра «Четвёртый-лишний».
Логопед: «Полетели звуки дальше на воздушном шаре, а пока летели, решили поиграть в «Четвёртый-лишний». Давайте и мы поиграем». Игра проводится по картинкам:
Рис.2. Картинки для игры «Четвёртый-лишний».
Дети: «Лишняя картинка аист. Начинается на звук «А», остальные картинки на звук «И».
Логопед: «Апельсины, ананас, арбуз, улитка. Повторите слова, проговаривая первый звук долго. Что лишнее?»
Дети: «Лишняя картинка улитка. Начинается на звук «У», остальные картинки на звук «А».
Логопед: «Учитель, утюг, индюк, утки. Повторите слова, протягивая первый звук. Что лишнее?»
Дети: «Лишняя картинка индюк. Начинается на звук «И», остальные картинки на звук «У».
Логопед: «Иванушка, индеец, ива, аист. Повторите слова, протягивая первый звук. Что лишнее?»
6.Б. Индивидуальная работа с карточками.
Логопед: «Наши звуки прилетели в школу, где ребята учат звуки. Хотите и вы поучиться, как в школе? Тогда садитесь за столы. Как только услышите звонок, переверните свои карточки и начните закрывать картинки на карточках нужными буквами. Работаем на скорость, самостоятельно. Слова проговаривайте шёпотом. Если хотите что-то спросить, поднимите руки».
Дети закрывают картинки на карточках буквами А, И, У, определяя первый звук в словах. Затем по просьбе логопеда называют буквы из первого, второго и третьего ряда.
Рис.3. Карточка для индивидуальной работы.
Упражнение в чтении сочетаний из двух гласных.
Логопед: «Наши звуки подружились и встали парами. Буквы тоже встали парами. Давайте прочитаем, что получилось».
Дети читают сочетания из двух гласных, напечатанные на плоскостных изображениях шариков, переворачивают их и рассматривают иллюстрации: АУ- Маша заблудилась в лесу, УА – плачет малыш, ИУ – поёт птичка, ИА – кричит ослик.
Рис.4. Чтение сочетаний из двух гласных.
Упражнение в вертикальной и горизонтальной штриховке букв.
Логопед: «Путешествие звуков подходит к концу. Давайте сделаем для звуков подарки – раскрасим для них их любимые буквы. Возьмите карандаши и начните штриховать буквы. Штрихуем слева направо, начинайте штриховку сверху. Вертикальные линии рисуем сверху-вниз».
Дети выполняют штриховку букв в тетради. Вспомогательные линии – клетки в тетрадях.
Рис.5. Образец для штриховки.
Подведение итогов занятия:
Логопед: «Путешествие гласных звуков закончилось. Они поиграли с вами, побывали в нашей группе. Давайте ещё раз их назовём. Элементы фонетической ритмики: «А» - надуваем большой воздушный шар, тянем звук долго, руки поднимаем через стороны вверх. «У» – толкающие движения от груди вперёд ладонями (передаём шары друг другу). «И» - шарики летят вверх, присесть, указательные пальцы согнутых в локтях рук смотрят вверх. Тянуться вверх, выпрямляя руки, тянуть «И» тонким голосом (шарики улетели в небо).
Расскажите, что вам понравилось на занятии.
Литература и ресурсы:
Ванюхина Г. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников / Русич 1993;