Просмотр содержимого документа
«Конспект КНОД с подгруппой детей ФФНР старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по игровым островам».»
Советы учителя-логопеда для родителей.
Даже очень хорошие специалисты являются
временными в жизни ребенка, в то время
как его семья с ним всегда; от того, насколько
родители ощущают себя ответственными за путь
своего ребенка, насколько понимают его
настоящие проблемы, зависит как возможность
положительной динамики в состоянии ребенка, так и
просто более полная и счастливая жизнь его семьи.
Памятка для родителей
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
• поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
• правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной,
неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
• проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
• на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению
звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
• проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу
в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его
познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.
Родителям важно знать:
• ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком- одно из обязательных условий правильного речевого развития;
• выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является
самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
• занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить,
что они необходимы;
• занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа
утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие
значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4-5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
• занятие не следует перегружать заданиями;
• на этапе подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению
звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
• к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.
Уважаемые родители!
Помните, что ваши дети постоянно нуждаются в вашей помощи, в вашем внимании, в вашем добром слове.
Правильная речь ребенка зависит от правильного воспитания в семье.
Если у ребенка нарушена речь, то в семье необходимо соблюдать речевой режим.
Родители, находясь с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их назначении, о происхождении. Чем шире и богаче словарь, тем глубже его мышление.
Важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах, выражениях.
Не заставляйте ребенка-логопата по несколько раз переписывать домашнее задание.
Новый текст по чтению нужно сначала прочитать взрослому, затем побеседовать по вопросам и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст с использованием указки.
Важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг.
Если ваш ребенок неправильно произносит звуки, то нужно:
• подготовить его речевой аппарат: язык, нижнюю челюсть, мягкое нёбо к постановке звука путем упражнений;
• учить ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего, слышать составные части слова, развивать речевой слух;
• контролировать правильное произнесение звука в словах, предложении, речи;
• постоянно обращаться за советом и помощью к логопеду;
• использовать разные игры, потешки, загадки, чистоговорки, скороговорки для закрепления звука:
«На скамейку мама села, справа- Сева, Слава- слева»
« Я бродил один у горки, собирал скороговорки».
«Змея шипит, жук жужжит».
«Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны».
«Шапка да шубка, вот он наш Мишутка».
«У ёлки иголки колки, иголки колки у ёлки».
«Волки рыщут, пищу ищут».
«Зелены, да колки зеленые иголки».
«Береги нос в сильный мороз».
«Коси коса, пока роса. Роса долой, и мы домой».
«Заглянет солнце и к нам в оконце».
«Спасибо, мороз, что снегу нанес».
«В шалаше много шалунов».
«Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел».
Игры для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Игры вырабатывают ловкость, гибкость, подвижность кистей рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание, что в дальнейшем облегчает формирование навыка письма. Игры отличаются простым оборудованием и доступной родителям методикой проведения, поэтому могут быть рекомендованы для занятий с детьми в домашних условиях.
Волшебный карандаш
Цель. Развитие внимания, слухо- моторной координации, формирование двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук.
Оборудование. Простой неотточенный карандаш с гранёной поверхностью.
Взрослый дает ребенку карандаш и говорит:
- Зажми карандаш между ладонями и покатай. Послушай, как он шумит. Разогрей ладошки. Пошуми карандашом возле правого уха, возле левого уха. А теперь я послушаю, как шумит твой карандаш.
-Поставь локти на стол. Возьми карандаш за концы большим, указательным, безымянными пальцами правой и левой рук, покрути его вперед и назад.
-Положи левую руку на стол. Катай карандаш сначала по внешней стороне левой, а потом правой кисти рук.
- Поставь локти на стол, зажми два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными, а другой- средними пальцами обеих рук. Соединяй указательные и средние пальцы рук, имитируя движения ножниц.
Сокровища гномов.
Цель. Развивать мелкую моторику, умение поочередно действовать правой и левой рукой, воспитывать точность движений пальцев рук.
Оборудование. Контейнер с песком (лучше пластмассовый тазик с широким дном), бусины, нить.
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»:
-Чем в сказке занимались гномы? (Искали сокровища). Где они работали? (В подземелье, в пещерах). А ты хочешь помочь гномам? Тогда давай отправимся в пещеру, где они работают. Закрой глаза и считай до пяти. (Ребенок закрывает глаза. Во время счета взрослый ставит на стол контейнер с песком, в котором закопаны бусины.) Открой глаза. Я знаю, что в этом песке закопаны бусины. Попытайся найти их и нанизать на нитку.
Игру можно усложнить, закопав в песок бусины разного цвета, размера, фактуры или предложив нанизывать бусины на нитку по схеме. Искать бусины можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряжи или ниток.
Выгладим платочек
Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы рук и пальцев, их
гибкость, учить прикладывать силу в движениях, формировать навыки зрительного контроля и слаженность обеих рук.
Оборудование. Лист фольги.
Взрослый предлагает ребенку помочь Золушке постирать и погладить платочек.
Ребенок берет со стола лист фольги, мнет его двумя руками, превращает его в комок, т.е. «стирает». Скомканный платочек он разглаживает, пользуясь пальцами двух рук. Необходимо обратить внимание ребенка на очередность действий каждой рукой в процессе разглаживания, а также качество выполнения работы: «платочек должен быть гладким, без складочек, ни один край не должен быть загнутым».
Массаж рук
Цель. Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук, отрабатывать слаженность движений обеих рук, навыки зрительного контроля, формировать целенаправленные действия, учить распределять нагрузку, координировать движения пальцев рук.
Оборудование. Массажные резиновые мячики с шипами двух размеров: 8-10 см и 4-5 см.
• Покатать мячик (8-10 см) между ладонями.
• Покатать по столу мячик сначала правой, потом левой рукой.
• Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Переложить
мяч в левую руку, выполнить аналогичноедействие.
• Взять мяч, зажать его между ладонями, пальцы рук направить вверх, соединить.
Наклонить сложенные ладони влево, нажать верхней ладонью на мяч. Затем наклонить
вправо, нажать верхней ладонью на мяч. Повторить упражнение 4 раза.
• Повернуть правую руку ладонью вверх, положить на нее мячик и обхватить его
пальцами. Согнуть кисть руки и разогнуть. Движение выполнять 4 раза. Переложить
мяч в левую руку, повторить то же самое.
• Взять мяч в каждую руку. Одновременно сжимать и разжимать пальцы рук. Если
ребенку трудно, можно предложить попеременное выполнение упражнения.
• Взять мячи разного диаметра, сжимать и разжимать пальцы рук.
• Катать мяч (диаметр 4-5 см) каждым пальцем сначала правой, а затем левой руки.
• Катать мяч (диаметр 4-5 см) одним- двумя пальцами правой руки по поверхности
левой ладони, каждого пальца левой руки и наоборот.
Развиваем пальцы и совершенствуем речь детей
Гимнастика для пальчиков
Развиваем моторику
Сотрудники Институтафизиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга.
Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Ребенок учится концентрировать и распределять внимание.
Речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Развивается память ребенка.
Развивается воображение и фантазия.
Упражнения облегчат овладение навыком письма.
Упражнения для кистей рук:
• развивают подражательную способность, не требуют тонких дифференцированных движений;
• учат напрягать и расслаблять мышцы;
• развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
• учат переключаться с одного движения на другое.
«Фонарики»
Фонарики зажглись! (пальцы выпрямлять)
Фонарики погасли! (пальцы сжать)
«Месим тесто»
Тесто мнём, мнём, мнём!
Тесто жмём, жмём, жмём!
(Сжимаем и разжимаем руки в кулачки).
Пироги мы испечём!
(Руками совершаем движения, как будто лепим снежки).
«Деревья»
В поле дерево стоит, ветер ветки шевелит.
(Покачивать руками из стороны в сторону).
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо!
(Покачивать руками вниз- вверх, не сгибая пальцы).
«Корни»
Высокие красивые деревья здесь растут.
(Показать руками «деревья»).
А корни под землёю для них водичку пьют.
(Показать руками «корни»).
Статические упражнения для пальцев:
• совершенствуют полученные ранее навыки более высоком уровне и требуют более тонких движений.
«Зайчик»
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
(Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем).
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз- два. И ушами шевелит!
(Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы).
«Ножницы»
Режу, режу ткань верчу,
Научиться шить хочу!
(Большой, безымянный и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Они то сходятся, то расходятся, имитируя движения ножниц).
«Очки»
Вот колечки- посмотри!
Превращаются в очки!
(Соединить большой и указательный и пальцы вместе в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу).
«Пчела»
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Над цветами я кружу!
(Вращать указательным пальцем. Остальные пальцы прижаты к ладони большим пальцем).
Динамические упражнения для пальцев:
• развивают точную координацию движений;
• учат сгибать и разгибать пальцы рук;
• учат противопоставлять большой палец остальным.
«Семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- это Я.
(Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца).