Тема. Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными и-ы в слогах.
Цель: формировать умения дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными и-ы в слогах.
Задачи:
Развитие слухового внимания, памяти, тактильных ощущений, артикуляционной и мелкой моторики, формирование диафрагмального дыхания.
Закрепление понятий «гласный», «согласный» звук, гласные первого и второго ряда.
Расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные», тренировка фонематического слуха, развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карточки с заданиями, наглядные пособия «Паровозик», «Гласные буквы и звуки», презентация PowerPoint «Гласные буквы первого и второго ряда».
Ход занятия
1. Орг. момент.
Чтобы вежливыми быть, нужно «здравствуй» говорить.
Всем, кого ни встретил, это знают дети.
-Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Оставим все это позади и начнем наше сегодняшнее занятие.
2. Самомассаж лица.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуём мы, чтобы улыбались.
3. Артикуляционная гимнастика. «У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости,
С ними худые - лишь кожа, да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они всех потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы,
Чистили мы свои белые зубы.
Губы сожмём мы и рот прополощем,
И самовар уж пыхтит, что есть мочи.
Блюдца поставим – положат блины нам,
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.
Чаю попили – никто не обижен,
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
Обобщение проёденного материала.
- Ребята, посмотрите, сегодня на занятие к нам пришла гостья. Это царица Грамматика (логопед выставляет куклу). Давайте напомним ей, чему мы учились на прошлых занятиях.
- Мы учились определять звонкие и глухие согласные звуки.
- Какие еще звуки, кроме согласных звуков вы знаете?
- Гласные.
Беседа о гласных буквах и звуках.
- Гласных букв в русском языке десять, а гласных звуков всего шесть (на доску вывешивается плакат с гласными буквами звуками). А почему именно так мы с вами сейчас и разберемся. Царица Грамматика принесла с собой интересную историю на эту тему (просмотр презентации «Гласные буквы и звуки. Образование гласных второго ряда»).
Физминутка на лексическую тему «Домашние животные».
Определение темы занятия.
На доску вывешивается наглядное пособие «Паровозики».
- Ребята, скажите, а чем похожи и чем отличаются эти паровозики?
- Первый паровозик синего цвета и везет вагончики с гласными первого ряда. А второй паровозик зеленого цвета и везет вагончики с гласными второго ряда.
- На обоих паровозиках указана буква П (согласный звук [п]). Только на одном паровозике звук [п] стоит в синем квадратике, а на другом в зеленом. Давайте соединим звуки в слоги:
па, по, пу, пэ, пы
пя, пё, пю, пе, пи
- Как звук [п] звучит в первом ряду и как во втором? Каким цветом мы обозначаем эти звуки.
- В первом ряду звук звучит твердо, его мы обозначаем синим цветом, а во втором ряду звук звучит мягко, обозначаем его зеленым цветом.
- Согласный звук, которой стоит перед гласными первого ряда всегда звучит твердо. А согласный звук, стоящий перед гласными второго ряда всегда звучит мягко.
Игра «Поймай звук».
Логопед называет слоги. Дети поднимают синий сигнал, если в слоге твердый согласный звук и зеленый, если звук согласный в слоге мягкий.
СА, ЖО, ЗЮ, МЕ, КУ, РЭ, БЯ, НЁ, ГИ, ВЫ.
Работа в тетрадях. (по карточкам).
Карточка №1.
Спишите. Подчеркните гласный и согласный звуки нужным цветом.
БА, ВЯ, ГЁ, ДО, ЖУ, ЗЮ, КЭ, ЛЕ, МИ, ФЫ.
Итог занятия.
- Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо сегодня работали. Скажите, что вам понравилось больше всего на занятии?
Ответы детей.
- Царица Грамматика очень довольна вашей работой и за это она хочет вас поощрить (детям вручают сувениры).