Конспект урока на тему: "Дифференциация звуков [т-ть]"
Конспект урока на тему: "Дифференциация звуков [т-ть]"
Цель:
1. различение мягких и твёрдых согласных звуков [т-ть];
2.развитие артикуляционной моторики и автоматизация поставленных звуков.
Задачи:
Образовательная задача:
Познакомить учащихся со звуками [т -ть];
Формировать и закреплять знания детей в различении твёрдого и мягкого согласного [т] на письме перед гласными второго ряда и –ь-;
Закреплять звукобуквенную связь.
Коррекционные задачи:
Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание;
Развивать умение сравнивать артикуляцию [т - ть] с опорой на речедвигательные ощущения, слуховое и зрительное восприятие;
Учить учащихся различать звуки [т] и [ть] изолированно и в составе слогов и буквосочетаний;
Упражнять в приёме интонационного выделения согласного звука из слогов;
формировать ритмическую сторону речи.
Воспитательная задача:
Воспитывать культуру речи, развивать дикцию, интонационную выразительностью.
Оборудование:
пособие “Светофор” (круги из синего и зелёного картона);
мяч;
индивидуальные карточки для чтения слогов и буквосочетаний на звуки [т - ть]
(Ток, тёк, тям, том, тюк, тук, тяф, тоф, тюс.
Сто, стё, сте, стю, сти, сты, стэ, сту, ста, стя.
Пто, птё, пты, пти, пте, кто, ктё, ктю, кте, ктя.
Што, ште, шту, штю, шты, шти, штё, што.
Ятя, яту, ятю, ятё, ято, яты, яти, юта, ютя.
Ету, ётю, ёта, ётя, ётё, ёто, ёты, ёти, етё, ето).
Ход занятия:
Организационный момент . (Сядет тот, кто назовёт гласные буквы 2 ряда);
Артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков.( «Размять язычок»; «Подуть на язычок»; «Заборчик – хоботок»; «Заборчик»- язычок за нижними зубками, подули на спинку язычка – с-с-с; «Хоботок», язычок за верхними зубками, подули на спинку язычка, ш-ш-ш; Открыли рот, улыбнулись, широкий язычок вверх, с силой подули на язычок, вызывая его вибрацию – р-р-р. Каждый учащийся рассказывает скороговорку в зависимости от поставленных звуков);
Мотивация: Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня будем работать. Он есть во всех словах: Таня, ток, ткань, кот, тыква ([т]).
Актуализация знаний: а) Характеристика звука [т]( согласный); б ) артикуляция звука [т] ( губы растянуты в улыбке, широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной); в) различие мягкого и твёрдого звука [т-ть] в зависимости от речедвигательных ощущений ( при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена).
Основная часть :
а) определение согласных звуков [т - ть] с помощью выделения их голосом (произнесите слог –ат- так, чтобы чётко слышался согласный звук , «надавите» на него голосом. Какой в этом слоге согласный (твёрдый). Произнесите слог –ать- так, чтобы слышался согласный звук [ть]. Аналогичная работа со слогами : от, оть, ут, уть, эт, эть, ыт, ыть,та, тя, то, тё,тэ, те, тын, тин, сту, стю);
б) игра: «Светофор» - поднимаем зелёный цвет, если звук [т] мягкий и синий цвет, если звук[т] твёрдый.
в) назвать слог, который повторяется два раза:
ТА-ТЯ-ТО-ТА ТИ – ТЕ – ТИ - ТЭ
ТЯ-ТЁ-ТЯ-ТО ТЁ – ТИ – ТЫ - ТИ
ТУ-ТЮ-ТЕ-ТЮ ТЭ – ТЕ – ТЭ - ТЫ
г) игра в мяч : произносим слоги ,меняя слог с твёрдым [т] на слог с мягким [ть] (ТА-ТЯ; ТО-ТЁ; ТУ –ТЮ;ТЫ-ТИ;ТЭ-ТЕ);
д) ) чтение слогов;
е) звуки [т - ть] обозначаются на письме буквой –т-
-Какие буквы будем писать после мягкого согласного звука [ть]?
– После мягких согласных звуков пишется –ь- или гласные второго ряда.
- Послушайте слог и скажите, какой в нём звук [т] –мягкий или твёрдый?
- Тя.
- Как на письме обозначим мягкость согласного в этом слоге?
- После буквы –т – пишем букву –я-.
- Запишите этот слог в тетради.
Аналогичная работа со слогами и буквосочетаниями: та, тё, то, ать,ат.
ж) диктант на слоги ( ти, ты, ту, тю, тэ, те, уть, ут, ють,ют, ыть, ыт, атя, ятя,ата, уту, утю, ютю) ;
з) оценивание диктантов.
6. Заключительный этап:
а) О каком согласном звуке мы сегодня говорили?
б) Где находится спинка язычка, если согласный звук произносится мягко?
в) Какая гласная буква обозначает мягкость согласного на письме?
7. Рефлексия:
«Цветочная полянка». ( Зелёный цветок - на занятии всё было понятно и всё понравилось, жёлтый цветок – не знаю понравилось занятие или нет, красный цветок – занятие не понравилось, ничего не понятно).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
научить различать мягкие и твёрдые согласные звуки [т - ть];
развитие артикуляционной моторики и автоматизация поставленных звуков.
Задачи:
Образовательная задача:
Познакомить учащихся со звуками [т -ть];
Формировать и закреплять знания детей в различении твёрдого и мягкого согласного [т] на письме перед гласными второго ряда и –ь-;
Закреплять звукобуквенную связь.
Коррекционные задачи:
Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание;
Развивать умение сравнивать артикуляцию [т - ть] с опорой на речедвигательные ощущения, слуховое и зрительное восприятие;
Учить учащихся различать звуки [т] и [ть] изолированно и в составе слогов и буквосочетаний;
Упражнять в приёме интонационного выделения согласного звука из слогов;
формировать ритмическую сторону речи.
Воспитательная задача:
Воспитывать культуру речи, развивать дикцию, интонационную выразительностью.
Оборудование:
пособие “Светофор” (круги из синего и зелёного картона);
мяч;
индивидуальные карточки для чтения слогов и буквосочетаний на звуки [т - ть]
(Ток, тёк, тям, том, тюк, тук, тяф, тоф, тюс.
Сто, стё, сте, стю, сти, сты, стэ, сту, ста, стя.
Пто, птё, пты, пти, пте, кто, ктё, ктю, кте, ктя.
Што, ште, шту, штю, шты, шти, штё, што.
Ятя, яту, ятю, ятё, ято, яты, яти, юта, ютя.
Ету, ётю, ёта, ётя, ётё, ёто, ёты, ёти, етё, ето).
Ход занятия:
Организационный момент . (Сядет тот, кто назовёт гласные буквы 2 ряда);
Артикуляционная гимнастика и автоматизация поставленных звуков.( «Размять язычок»; «Подуть на язычок»; «Заборчик – хоботок»; «Заборчик»- язычок за нижними зубками, подули на спинку язычка – с-с-с; «Хоботок», язычок за верхними зубками, подули на спинку язычка, ш-ш-ш; Открыли рот, улыбнулись, широкий язычок вверх, с силой подули на язычок, вызывая его вибрацию – р-р-р. Каждый учащийся рассказывает скороговорку в зависимости от поставленных звуков);
Мотивация: Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня будем работать. Он есть во всех словах: Таня, ток, ткань, кот, тыква ([т]).
Актуализация знаний: а) Характеристика звука [т]( согласный); б ) артикуляция звука [т] ( губы растянуты в улыбке, широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной); в) различие мягкого и твёрдого звука [т-ть] в зависимости от речедвигательных ощущений ( при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена).
Основная часть :
а) определение согласных звуков [т - ть] с помощью выделения их голосом (произнесите слог –ат- так, чтобы чётко слышался согласный звук , «надавите» на него голосом. Какой в этом слоге согласный (твёрдый). Произнесите слог –ать- так, чтобы слышался согласный звук [ть]. Аналогичная работа со слогами : от, оть, ут, уть, эт, эть, ыт, ыть,та, тя, то, тё,тэ, те, тын, тин, сту, стю);
б) игра: «Светофор» - поднимаем зелёный цвет, если звук [т] мягкий и синий цвет, если звук[т] твёрдый.
в) назвать слог, который повторяется два раза:
ТА-ТЯ-ТО-ТА ТИ – ТЕ – ТИ - ТЭ
ТЯ-ТЁ-ТЯ-ТО ТЁ – ТИ – ТЫ - ТИ
ТУ-ТЮ-ТЕ-ТЮ ТЭ – ТЕ – ТЭ - ТЫ
г) игра в мяч : произносим слоги ,меняя слог с твёрдым [т] на слог с мягким [ть] (ТА-ТЯ; ТО-ТЁ; ТУ –ТЮ;ТЫ-ТИ;ТЭ-ТЕ);
д) ) чтение слогов;
е) звуки [т - ть] обозначаются на письме буквой –т-
-Какие буквы будем писать после мягкого согласного звука [ть]?
– После мягких согласных звуков пишется –ь- или гласные второго ряда.
- Послушайте слог и скажите, какой в нём звук [т] –мягкий или твёрдый?
- Тя.
- Как на письме обозначим мягкость согласного в этом слоге?
- После буквы –т – пишем букву –я-.
- Запишите этот слог в тетради.
Аналогичная работа со слогами и буквосочетаниями: та, тё, то, ать,ат.
ж) диктант на слоги ( ти, ты, ту, тю, тэ, те, уть, ут, ють,ют, ыть, ыт, атя, ятя,ата, уту, утю, ютю) ;
з) оценивание диктантов.
6. Заключительный этап:
а) О каком согласном звуке мы сегодня говорили?
б) Где находится спинка язычка, если согласный звук произносится мягко?
в) Какая гласная буква обозначает мягкость согласного на письме?
7. Рефлексия:
«Цветочная полянка». ( Зелёный цветок - на занятии всё было понятно и всё понравилось, жёлтый цветок – не знаю понравилось занятие или нет, красный цветок – занятие не понравилось, ничего не понятно).