Цель: Обучение детей различению звуков С и C'. Закрепление навыка дифференциации твердых и мягких согласных. Обогащение словаря.
Оборудование: зеленый и синий квадраты 10*10 см на каждого ребенка, набор предметных картинок осел, поросенок, весы, совы, лось, слон, самокат, велосипед, коса, сапоги, носки, собака, снеговик
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Орг-
момент
- Сядет тот, кто придумает и назовет слово со звуком С.
Сообще-
ние темы
занятия
- На прошлых занятиях мы с вами проходили звуки С и C'. Давайте с вами повторим слова с этими звуками. Послушайте слова внимательно и подумайте, как звучит последний звук: сад – сядь, сыпать- синий, Соня – Сема.
- Как звучит звук С в слове сад?
- Значит, он какой?
- А в слове сядь как звучит звук С'? Какой он?
(аналогично разбираются сыпать - синий, Соня-Сема)
- Значит, сегодня мы будем учиться различать звуки: твердый С и мягкий С'.
- Твердо
- Твердый.
- Мягкий. Мягко.
- У каждого из вас на парте лежат зеленый и синий квадраты. Я буду называть слоги и слова, а вы поднимайте синий квадрат, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук С'.
Са, ся, со, су, сю, се, сэ, сы, сё, сыр, Соня, Сема, сидеть, сухарь, сено, сода, носик, Вася, оса
- У меня на столе картинки, на которых нарисованы предметы со звуками С и С'. Кто-нибудь один выходит, называет картинку и ставит ее на доску к синему или зеленому квадрату.
- Если звук С в слове твердый, к какому квадратику поставим?
- Если С' мягкий, то?…
- Кто хочет ответить? Спрашивать буду тех, кто сидит прямо, не шумит, руку поднимает красиво.
Картинки: осел, поросенок, весы, совы, лось, слон, самокат, велосипед, коса, сапоги, носки, собака.
- Какую ты взял картинку? Кто на ней нарисован?
- Как здесь звучит С?
- Значит, к какому квадрату ее положим?
Аналогично – с другими картинками.
Физкульминутка
На доске написано печатными буквами предложение, в котором допущена ошибка
Саша ест сюшку.
- На доске записано предложение, давайте его прочитаем. …, читай первое слово.
- …, прочитай второе слово.
- …, читай третье слово.
- …, повтори целое предложение. Все ли в этом предложении правильно, нет ли ошибок?
- Какое слово написано неправильно.
- …, выйди и исправь, пожалуйста, ошибку.
- Звук С в слове сушка какой?
Аналогично: У бабули два гуса.
А теперь давайте поиграть поиграем в такую игру – "Скажи ласково". Слушайте внимательно задание. Я называю слово, а один из ребят, кто поднимет руку, говорит то же слово ласково. Например, а говорю пёс, а вы – песик. Я говорю нос, а вы …
В слове нос звук С какой?
- А в слове носик?
Аналогично: хвост, лист, лестница, песня, басня, сосна, колесо, насос, пылесос, кокос.
- К синему
- К зеленому.
Один ребенок выходит и берет со стола логопеда понравившуюся ему картинку.
Осел
Мягко
К зеленому.
- Саша.
- Ест
- Сюшку
- Саша ест сюшку. В этом предложении есть ошибка.
- Сушка, через У.
Ученик исправляет ошибку
- носик
твердый
мягкий
Желательно, чтобы дети учились отвечать на вопросы логопеда полным ответом.
- Я взял картинку, на которой нарисован осел.
- Звук С' звучит мягко, значит нужно картинку поставить к зеленому квадрату.
.
Итог занятия
- Теперь давайте вспомним, что мы с вами сегодня проходили.
- Повторим: звук С какой?
- А звук С'?
- Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Домашним заданием вам будет нарисовать два предмета, в названии которых есть звуки С и С'.
- Пойдет отдыхать тот, кто придумает и скажет два слова со звуками С и С'.
- Мы учились различать звуки С и С'.
- Твердый.
- Мягкий.