Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и КРР |
1.Организационный этап | Приветствует учащихся Здравствуйте. Меня зовут Алёна Васильевна. Сегодня занятие проведу у вас я. -Какое у нас будет занятие? -Чему мы учимся на индивидуальном занятии? -Что помогает нам правильно и красиво говорить? | Приветствуют учителя -Индивидуальное -На индивидуальном занятии мы учимся правильно и красиво говорить -Органы артикуляции: губы, зубы, язык, голосовые связки | Словесный |
2.Подготовительный этап 2.1Мимические упражнения | Организует работу для мышц лица -Сегодня к нам на урок пришел весёлый ёжик, который хочет пригласить вас на прогулку в лес. Но не забывайте он будет внимательно наблюдать за вами. - Мы отправились в путь, и увидели полянку цветов. Какие все они необычные, каждый цветочек показывает настроение. Давайте покажем настроение каждого цветочка. -Какое упражнение мы выполняли? | Слушают учителя Выполняют мимические упражнения, показывая различные эмоции - Мы выполняли упражнение для мышц лица | Воображаемая ситуация. Наглядный метод Практический метод Контроль. |
2.2Упражнения для дыхания | Организует работу над выполнением упражнения для развития дыхания - Ребята, посмотрите мы добрались до поляны с грибочками. Давайте подуем на грибочек, чтобы листочек слетел с него. -Какие правила мы должны вспомнить? Осуществляет контроль выполнения упражнения Чему мы учились,выполняя это упражнение? | Вдох через нос, выдох через рот, щеки не надуваем, плечи не поднимаем Выполняют упражнение на дыхание. -Учились правильно дышать. | Словесный метод Наглядный метод Практический метод Контроль |
2.3 Упражнение на развитие силы голоса | Организует работу над выполнением упражнения для развития силы голоса -Шли, шли мы и кажется заблудились. Давайте позовем на помощь «АУ». Осуществляет контроль выполнения упражнения Чему мы учились,выполняя это упражнение? | Выполняют упражнение на развитие силы голоса. -Мы учились говорить громко и тихо. | Практический метод Инструкция Наглядный метод Контроль Педагогическая оценка |
2.4.Упражнения для мелкой моторики рук | Организует работу над выполнением упражнение для развития мелкой моторики
-Ребята, а сейчас давайте соберём с вами пазлы. И посмотрим какая картинка у нас получиться?
Осуществляет контроль выполнения упражнения Какое упражнение мы сейчас выполняли? | Выполняют упражнение для развития мелкой моторики -Мы выполняли упражнение для развития мелкой моторики | Словесный метод Практический метод Контроль |
2.5.Артикуляционная гимнастика | Предлагает выполнить артикуляционную гимнастику: -Возьмите зеркала 1. «Улыбка-трубочка» 2. «Лопаточка» 3. «Чашечка» 4. «Маляр»
Осуществляет контроль выполнения упражнения Какое упражнение мы сейчас выполняли? | Выполняют артикуляционную гимнастику. Выполняли упражнения для языка | Практический метод Коррекция Педагогическая оценка Контроль |
3. Основной этап | Обращается к детям: -Сегодня на уроке мы будем учиться правильно, произносить звук. А какой вы узнаете, после того как я прочту вам стихотворение. 1. Чтение стихотворения Жаба Жанна у болота Попросила бегемота: «Передай жирафу Жене Поздравления с днём рождения. Я жука ему дарю, Я желе ему сварю. Пусть приходит поутру. Очень не люблю жару». -Какой звук я выделяла голосом? -Правильно. Сегодня на уроке мы будем работать над звуком [ж]. Ёжик нам будет помогать в этом. | - Слушают учителя - Звук [Ж] | Словесный метод Наглядный метод |
3.2. Работа с профилем. | Обращается к детям: -Будем работать с профилем звука. -Посмотрите на профиль: -Возьмите зеркала и произнесите звук ж -Как располагаются органы артикуляции при произношении звука ж?
Дайте характеристику звуку ж -Каким сигналом обозначим?
Что мы сейчас с вами делали? | Ставят перед собой зеркала Рассматривают профиль Произносят звук ж - Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд. Зубы сближены. Кончик языка приподнят к альвеолам. Голосовые связки напряжены. -согласный, твердый, звонкий -синим со звоночком - Давали характеристику звуку, работали с профилем | Словесный метод Наглядный метод Практический метод Контроль |
3.3.Развитие фонематического слуха | Обращается к детям: -А сейчас мы будем учиться различать [ж] в звуках, слогах, словах. -Когда услышите звук [ж] хлопните в ладоши. ж, н, г, ж, в, р, ж, ш, у, ж, т, м, ж -Чему мы учились выполняя это задание? -Ребята, сейчас мы будем выделять звук [ж] в слогах. Когда услышите наш дежурный звук хлопните в ладоши. жи, на, то, жа, гы, ве, жу, пи, жо, ка, же - Чему мы учились выполняя это задание? -А сейчас мы будем выделять [ж] в словах. Когда услышите наш дежурный звук топните ногой. Рука, книга, ножницы, мяч, журнал, карандаш, жёлудь, цветок, жакет -Среди чего мы выделяли звук [ж]? | Показывают соответствующий сигнал Учились узнавать звуки ж среди других звуков -Сейчас различали звуки среди слогов - Сейчас различали звуки среди слов | Словесный метод Практический метод Контроль |
3.4. Чтение слогов с дежурным звуком | А сейчас мы будем читать слоги со звуком [ж] Е О И Ж У А Е -Чему учились, выполняя это задание? | Читают слоги: ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖА,ЖИ, ЖЕ | Словесный метод Наглядный метод Практический метод Контроль |
3.5Физкультминутка | Маленький ежик четверо ножек по лесу идет И песенку поет (идем по кругу, останавливаемся, поворачиваемся лицом в круг) Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу (руки на поясе, по очереди выставляем вперед и опять на пояс) Сладко яблочко несу (ладони вверх, руки вперед) Фуф ты фуф ты фуф ты фу Ребятишек угощу (ладони вверх, руки вперед, приседаем) | Выполняют физминутку | Снятие напряжения |
3.6.Работа с картинками | Обращает внимание на картинки: Ребята, ёжик хочет познакомить нас со своим друзьями. Двайте назовём их. Жаба, жираф, жук, жеребёнок Назовите второго друга ёжика и т.д | -Отвечают на вопросы учителя | Словесный метод Наглядный метод |
3.7. Звуковой анализ слова. | Ребята давайте выполним звуковой анализ слова. А какого узнаете, отгадав загадку. Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъёмный, Только это кран живой С настоящей головой. -Какое задание мы выполняли? | - Жираф [ж]-согласный, звонкий, твёрдый (син.со звон) [и]-гласный, ударный(красн) [р]- согласный, звонкий, твёрдый (син.со звон) [а] – глас,безуд(красн) [ф]- согласный, глухой, твёрдый(син без звон) - Мы делали звуковой анализ слова «жираф» | Словесный метод Практический метод Контроль Педагогическая оценка |
3.8. Работа со словосочетаниями | -Ребята, давайте составим словосочетания с нашими картинками. зелёная жаба скользкая прыгучая длинный жираф высокий пятнистый маленький жук чёрный красивый жеребёнок маленький коричневый -Какое задание мы выполняли? | -Мы составляли словосочетания | Словесный метод Практический метод Контроль |
3.9 Работа с предложениями | -Ребята а сейчас мы будем учиться составлять предложения о ёжике и его друзьях. (Где живет жираф? Где живет ежик? Где плавает жаба? Где скачет жеребёнок?) - Что мы составляли? | Жираф живёт в зоопарке Ёжик живёт в саду Жаба плавает в болоте Жеребёнок скачет в поле -Мы составляли предложения со словами | |
4. Рефлексия | Обращается к детям: -Ребята, вот и подошло наше занятие к концу -Какой дежурный звук был сегодня на занятии? - Что мы с ним учились делать? - Среди чего мы учились их различать? -Кто был у нас на занятии? -Какие упражнения мы выполняли? | Сегодня на занятии дежурными были звуки ж - Учились находить его среди других звуков, слогов, слов - Ёжик - отвечают на вопросы | Словесный метод Поощрение |